«Как выбрать платежную систему для сайта общественной организации?»: презентация, практические советы

A Pizza tower of coins by Always Shooting / CC BY 2.0 / tryspruce.com

3 декаб­ря при под­держ­ке офи­са Impact Hub Moscow состо­ял­ся митап «Как выбрать пла­теж­ную систе­му для сай­та обще­ствен­ной орга­ни­за­ции?» с Агнес­сой Сар­ки­сян, руко­во­ди­те­лем отде­ла мас­со­во­го фанд­рай­зин­га БФ «Пода­ри жизнь», и Мари­ей Але­ши­ной, коор­ди­на­то­ром про­грам­мы «Сто­рон­ни­ки WWF Рос­сии».

Поделитесь этим материалом с друзьями

Пла­теж­ная систе­ма  это посред­ник по сбо­ру пожерт­во­ва­ний меж­ду бан­ком и элек­трон­ным кошель­ком, бан­ков­ским сче­том поль­зо­ва­те­ля.

С 2007 года доля пожерт­во­ва­ний через пла­теж­ные онлайн-систе­мы вырос­ла с 5 до 70%. Коли­че­ство пере­во­дов налич­ны­ми день­га­ми сокра­ти­лось с 32 до 8% (по дан­ным фон­да WWF). Имен­но поэто­му бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дам и обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям важ­но най­ти себе надеж­ных парт­не­ров в лице пла­теж­ных систем.

Мария Але­ши­на и Агнес­са Сар­ки­сян рас­ска­за­ли про «под­вод­ные кам­ни» при сбо­ре средств онлайн на при­ме­ре сво­е­го опы­та рабо­ты с раз­ны­ми систе­ма­ми.

Мария Алёшина, координатор программы «Сторонники WWF России». Фото: Мария Борисёнок
Мария Алё­ши­на, коор­ди­на­тор про­грам­мы «Сто­рон­ни­ки WWF Рос­сии».
Фото: Мария Бори­сё­нок.

О целях и видах фандрэйзинга

Спе­ци­а­ли­сты по фандрей­зин­гу выде­ля­ют 4 кана­ла сбо­ра средств: част­ный, мас­со­вый, кор­по­ра­тив­ный и волон­тер­ский. Моло­дые фон­ды начи­на­ют с част­но­го сбо­ра и поис­ка кор­по­ра­тив­ной под­держ­ки; фон­ды, кото­рые постар­ше, одно­вре­мен­но исполь­зу­ют все воз­мож­ные источ­ни­ки пожерт­во­ва­ний.

Слайд с презентации Марии Алёшиной и Агнессы Саркисян.
Слайд с пре­зен­та­ции Марии Алё­ши­ной и Агнес­сы Сар­ки­сян.

Платежные системы делятся на следующие виды:

  • дистан­ци­он­ные финан­со­вые сер­ви­сы (сер­ви­сы мобиль­ных пла­те­жей, мобиль­ный бан­кинг, SMS-бан­кинг, мобиль­ные опе­ра­тор­ские пла­те­жи, NFS-пла­те­жи, интер­нет-бан­кинг, систе­ма элек­трон­ных денег);
  • тер­ми­на­лы (бан­ков­ские тер­ми­на­лы и систе­мы момен­таль­ных пла­те­жей).

По способам оплаты платежные системы делятся на:

Слайд с презентации Марии Алёшиной и Агнессы Саркисян. Список платежных систем, с которыми работали фонд WWF и “Подари жизнь”.
Слайд с пре­зен­та­ции Марии Алё­ши­ной и Агнес­сы Сар­ки­сян. Спи­сок пла­теж­ных систем, с кото­ры­ми рабо­та­ли фонд WWF и «Пода­ри жизнь».

Критерии выбора платежной системы

Разо­вое пожерт­во­ва­ние  это эмо­ци­о­наль­ное дей­ствие, кото­рое долж­но зани­мать 3–5 минут. Поэто­му пер­вое, что тре­бу­ет­ся от пла­теж­ной систе­мы,  это лег­кость ее исполь­зо­ва­ния для поль­зо­ва­те­ля и надеж­ность поступ­ле­ния средств для фон­да.

Агнесса Саркисян, руководитель отдела массового фандрайзинга БФ «Подари жизнь». Фото: Мария Борисёнок.
Агнес­са Сар­ки­сян, руко­во­ди­тель отде­ла мас­со­во­го фандрей­зин­га БФ «Пода­ри жизнь». Фото: Мария Бори­сё­нок.

Один сбой систе­мы может сто­ить вам год рабо­ты над репу­та­ци­ей фон­да. Убе­ди­тесь, что тех­ни­че­ская под­держ­ка рабо­та­ет 24/7, и зара­нее узнай­те, какое коли­че­ство еди­но­вре­мен­ных пла­те­жей может выдер­жать систе­ма. А так­же:

  • спро­си­те о спе­ци­аль­ных усло­ви­ях для фон­дов;
  • про­го­во­ри­те воз­мож­ность касто­ми­за­ции пла­теж­ной фор­мы (заме­на слов «покуп­ка», «тран­зак­ция», «интер­нет-мага­зин» и т.д.);
  • про­те­сти­руй­те демо-вер­сию систе­мы, про­верь­те удоб­ство лич­но­го каби­не­та, дизайн для поль­зо­ва­те­ля;
  • дого­во­ри­тесь об отклю­че­нии 3DS-вери­фи­ка­ции (по ста­ти­сти­ке фон­да WWF, 25% отка­зов про­изо­шло по при­чине слож­но­сти про­це­ду­ры под­твер­жде­ния дан­ных);
  • узнай­те, с каки­ми бан­ка­ми рабо­та­ет систе­ма (как мини­мум долж­но быть два бан­ка).

В пре­зен­та­ции Марии и Агнес­сы (в кон­це ста­тьи) вы най­де­те чек-лист кри­те­ри­ев, по кото­рым сто­ит выби­рать систе­му.

Слайд с презентации Марии Алёшиной и Агнессы Саркисян.
Слайд с пре­зен­та­ции Марии Алё­ши­ной и Агнес­сы Сар­ки­сян.

Мы не хотим делать рекла­мы тем или иным пла­теж­ным систе­мам, но обо­зна­чим неко­то­рые осо­бен­но­сти, кото­рые сто­ит знать:

  • при под­клю­че­нии Uniteller вам потре­бу­ет­ся тех­ни­че­ский спе­ци­а­лист, пото­му что часть важ­ных настро­ек нахо­дит­ся на сто­роне сер­ве­ра орга­ни­за­ции;
  • CloudPayments  новый игрок на рын­ке из тех, кото­рые гиб­ко реа­ги­ру­ют на запро­сы фон­дов;
  • систе­ма «Аль­фа-клик» выгод­на тем, что при согла­сии поль­зо­ва­те­ля на еже­ме­сяч­ные спи­са­ния кар­та при­вя­зы­ва­ет­ся к сче­ту, а не к сро­ку дей­ствия кар­ты. По ста­ти­сти­ке, 32% спи­са­ний закан­чи­ва­ет­ся из-за окон­ча­ния сро­ка дей­ствия кар­ты.

О персональных данных

Все пла­теж­ные систе­мы пере­да­ют пер­со­наль­ные дан­ные поль­зо­ва­те­ля, поэто­му вни­ма­тель­но читай­те дого­вор и усло­вия хра­не­ния дан­ных. Фонд пол­но­стью отве­ча­ет за сохран­ность дан­ных. Набор дан­ных у пла­теж­ных систем отли­ча­ет­ся. Напри­мер, тер­ми­нал Qiwi соби­ра­ет толь­ко номер теле­фо­на доно­ра, в то вре­мя как дру­гие систе­мы предо­став­ля­ют инфор­ма­цию в виде име­ни, фами­лии, элек­трон­ной почты. Вы може­те про­ду­мать, какие дан­ные вам нуж­ны, и сде­лать доба­воч­ные поля (по дого­во­рен­но­сти с контр­аген­том).

Реаль­ная прак­ти­ка: зача­стую спон­со­ры не остав­ля­ют насто­я­щий адрес элек­трон­ной почты и пишут набор сим­во­лов. В таком слу­чае веди­те спи­сок ано­ним­ных жерт­во­ва­те­лей.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О комиссиях и рекуррентных платежах

При совер­ше­нии пере­во­да денег комис­сия за тран­зак­цию идет за счет адми­ни­стра­тив­ных рас­хо­дов бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да. Сум­ма комис­сии скла­ды­ва­ет­ся из про­цен­та пла­теж­ной систе­мы и бан­ка. Комис­сия для обще­ствен­ных орга­ни­за­ций колеб­лет­ся в рай­оне 2,5% (циф­ра акту­аль­на на декабрь 2015 г.).

Совет от Агнес­сы Сар­ки­сян: Смот­ри­те, как раз­ви­ва­ют­ся мобиль­ные при­ло­же­ния и интер­нет-мага­зи­ны. Ком­мер­че­ские струк­ту­ры луч­ше зна­ют, как постро­ить систе­му, что­бы поку­па­тель точ­но совер­шил покуп­ку. Бери­те их наход­ки себе на замет­ку.

Еже­ме­сяч­ное спи­са­ние  это «подуш­ка без­опас­но­сти» фон­да и его воз­мож­ность пла­ни­ро­вать дея­тель­ность. Одна­ко при пер­вом зна­ком­стве с фон­дом чело­век дела­ет разо­вое пожерт­во­ва­ние, и толь­ко через обще­ние с фон­дом, зна­ком­ство с отче­та­ми, поль­зо­ва­тель согла­ша­ет­ся на посто­ян­ную под­держ­ку.

Мария Алёшина с участницей встречи. Фото: Мария Борисёнок.
Мария Алё­ши­на с участ­ни­цей встре­чи. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Реаль­ная прак­ти­ка: неко­то­рые пла­теж­ные систе­мы поз­во­ля­ют вруч­ную настра­и­вать сум­му пожерт­во­ва­ния. Прак­ти­ка рос­сий­ско­го фон­да «Дет­ские дерев­ни-SOS» пока­зы­ва­ет, что поль­зо­ва­те­ли гото­вы уве­ли­чить сум­му спи­са­ний через неко­то­рое вре­мя.

Для это­го сотруд­ни­ки фон­да зво­нят бла­го­да­ри­те­лю, запи­сы­ва­ют теле­фон­ный раз­го­вор, где чело­век под­твер­жда­ет согла­сие на уве­ли­че­ние сум­мы, при­сы­ла­ют ему на почту новый дого­вор и толь­ко после это­го вно­сят изме­не­ния в систе­му.

Те, кто не успел прийти на встречу, могут написать Марии и Агнессе. Контакты в конце презентации. Фото: Мария Борисёнок.
Те, кто не успел прий­ти на встре­чу, могут напи­сать Марии и Агнес­се. Кон­так­ты в кон­це пре­зен­та­ции. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Рынок бла­го­тво­ри­тель­но­сти рас­тет, и все боль­ше людей вовле­ка­ют­ся в него. Поэто­му выбор удоб­но­го сер­ви­са для пере­во­да средств ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мо­стью для фон­дов. После под­пи­са­ния дого­во­ра с пла­теж­ной систе­мой вы може­те выбрать опти­маль­ное интер­фейс­ное реше­ние для ваше­го сай­та (то, как уви­дит поль­зо­ва­тель пла­теж­ную фор­му, зай­дя на сайт).

К таким решениям относятся:

«Кас­са бла­го­тво­ри­тель­но­сти» от Яндекс.Деньги  Пла­гин «Онлайн-Лей­ка» для сай­тов на плат­фор­ме WordPress.

Презентация Марии Алёшиной и Агнессы Саркисян