Денис Никитин: что нужно знать о поколении «миллениалов»

Денис Никитин рассказал о разнице в общении между поколениями X и Y. Фото: Мария Борисёнок.
Денис Никитин рассказал о разнице в общении между поколениями X и Y. Фото: Мария Борисёнок.

Американская и российская теории поколений отличаются в силу исторического и социального контекста. О том, как происходит общение между поколениями X и Y в России, рассказал Денис Никитин, кандидат медицинских наук, директор консалтинговой компании ICB Professional, бизнес-тренер, член Правления Ассоциации русскоязычных коучей.

Митап Теплицы социальных технологий «Поколение миллениалов: сложно, но возможно» прошел 31 августа 2018 года при поддержке агентства социально ориентированного маркетинга RedMe.

Адаптированная американская теория поколений Хоува-Штрауса относит к поколению X людей, рожденных в период 1964-1984 гг., а к поколению Y («next») – в период 1985-2003 гг.

Те люди, которые родились до и после границы поколений (промежуток в 3-4 года), несут черты двух поколений сразу.

Денис Никитин. Фото: Мария Борисёнок.
Денис Никитин. Фото: Мария Борисёнок.

Чем отличаются поколения X и Y

«Это теория массовая. Если мы возьмем 10 тысяч человек 1991 года рождения из города с населением больше 10 тысяч, то у большинства людей из выборки будут схожие проявления. Когда же мы берем конкретного человека, то в нем могут быть проявления черт разных поколений». Денис Никитин

Сегодня поколение «иксов» занимает руководящие должности, и, чтобы понимать, как общаться с «игреками», которые устраиваются на работу, стоит посмотреть на ключевые ценности последних.

Жизнь как «прохождение уровней»

«На «игреков» жалуются, что они ничего не делают глубоко, что они поверхностные: позанимались одним делом, переключились на другое. Это ошибка. Они воспринимают жизнь как прохождение уровней в компьютерной игре. Я попробовал себя здесь, я достиг определенных успехов, можно идти дальше», – говорит Денис Никитин.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
  • Нормальное отношение к непонятному будущему. При этом нет понимания, как развиваться, чтобы быть востребованным в будущем.
  • Нет понятия про абстрактные вещи. Родители «игреков» не успевали проговорить, что такое «дружба», «честность», «справедливость».
  • Сверхценность «сейчас». «Иксы» думают о будущем и умеют планировать. У «игреков» заметно меньше горизонт планирования.
  • Важно проговорить все, что волнует, обсудить все детали по проекту или личной ситуации.
  • Ценность баланса между жизнью и работой.

Общение между X и Y

Для «иксов» цифровой мир непростой, и им нужно прикладывать усилия, чтобы его освоить. Для «игреков» это продолжение жизни. Пример различий в диджитал-общении: «игреки» любят голосовые сообщения, в то время как «иксы» предпочитают текст.

«Нет нужды подстраиваться под кого-то. Вы можете выслушать голосовое сообщение и ответить текстом, как вам удобнее». Денис Никитин

«Иксам» не очень комфортно в Инстаграме, они не любят воспринимать информацию через короткие видео или сторис. При этом «иксы» понимают, что двухчасовые лекции мало привлекательны для современной аудитории.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участница митапа. Фото: Мария Борисёнок.

В случае критики «иксы» не воспринимают коллективные выговоры. «Игреки», напротив, видят себя как часть команды и ценят провалы и успехи всего коллектива.

В межличностном общении «иксы» любят обесценивать события или идеи собеседника, а «игреки» больше склонны к обиде и разочарованию.

Мотивация X и Y

Есть пять мотивационных факторов – один материальный и четыре нематериальных. Зная эти мотивы, вы можете выстроить долгое и устойчивое сотрудничество с каждым сотрудником.

  • Мотив вознаграждения. Оптимальные условия работы, где больше платят и есть прозрачные ступени заработка. Не нравится, когда несправедливая и негибкая оплата, невозможность заработать больше.
  • Социальный мотив. Человек с таким мотивом заинтересован в хорошем коллективе, руководителе, общепринятых правилах. Не нравится, когда нет помощи в освоении на новом месте и нет признания.
  • Процессный мотив. Важна возможность решать более интересные задачи. Не нравится рутина, негибкий график работы.
  • Мотив достижения. Для таких людей важна многоуровневая система работы, понятные цели, высокие требования к результату. Не нравится, когда нет возможностей для развития.
  • Идейный мотив. Человеку важно принимать решения о будущем организации, видеть, что каждый вносит свой вклад. Не нравится, когда много закрытой информации и несовпадение принципов.

«Не стесняйтесь доносить до собеседника, какой у вас стиль жизни. Переделывать никого не нужно, но важно понимать и принимать особенности каждого». Денис Никитин

Скачать презентацию Дениса Никитина в формате PDF.