Митап «UrbanData/Habidatum: город и технологии»: презентации и материалы, которые вы можете скачать и использовать

Катя Серова
В Москве при под­держ­ке «Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий» состо­я­лась пер­вая пуб­лич­ная пре­зен­та­ция про­ек­та «Habidatum». Ека­те­ри­на Серо­ва, со-осно­ва­тель ком­па­нии Habidatum и руко­во­ди­тель про­ек­та Urban Data (Мос­ков­ское под­раз­де­ле­ние груп­пы ком­па­ний Thomson Reuters), рас­ска­за­ла о новых циф­ро­вых тех­но­ло­ги­ях обра­бот­ки и визу­а­ли­за­ции город­ских дан­ных.

Вир­ту­аль­ный город рас­ши­рил наше пред­став­ле­ние о реаль­но­сти, мы при­вык­ли к ново­стям о появ­ле­нии новых тех­но­ло­гий, но что в дей­стви­тель­но­сти скры­ва­ет­ся за поня­ти­я­ми «умный город», «bigdata» и «urbandata»?

Одно­знач­но­го опре­де­ле­ния «умный город» сего­дня нет: с одной сто­ро­ны, это город, посвя­щен­ный сугу­бо тех­но­ло­ги­ям и пол­но­стью авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный; с дру­гой сто­ро­ны, это город, в кото­ром мож­но наблю­дать раз­но­об­ра­зие кре­а­тив­ных про­странств, где глав­ную роль в раз­ви­тии горо­да игра­ет кре­а­тив­ный класс (подроб­нее о кре­а­тив­ном клас­се и про­стран­стве мож­но про­чи­тать у Ч. Лэн­д­ри в кни­ге «Кре­а­тив­ный город»)

Дру­ги­ми сло­ва­ми, «умный город» вклю­ча­ет в себя при­ме­не­ние в горо­де тех­но­ло­гий с актив­ным уча­сти­ем горо­жан в раз­ви­тии горо­да.

Кто же зани­ма­ет­ся разум­ным город­ским раз­ви­ти­ем? Мож­но выде­лить несколь­ко глав­ных игро­ков:

  • круп­ные IT-ком­па­нии с хоро­шо раз­ви­той инфра­струк­ту­рой сбо­ра дан­ных: Cisco, Accela, IBM. Microsoft, Oracle и дру­гие;
  • иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии: MIT SENSEable City, ICRIUCL CASA.

Боль­шин­ство лабо­ра­то­рий нача­ли рабо­ту в 2011 и 2012 гг., поэто­му про­фес­си­о­наль­ная дис­кус­сия о роли город­ских дан­ных и воз­мож­но­стях их при­ме­не­ния толь­ко фор­ми­ру­ет­ся.

О проекте «Habidatum»

Про­ект «Habidatum» обра­зо­ван в сен­тяб­ре 2013 г., и его основ­ная дея­тель­ность свя­за­на с визу­а­ли­за­ци­ей ана­ли­за спон­тан­ных дан­ных.

Про­ект осу­ществ­ля­ет­ся сов­мест­но со сту­ди­ей циф­ро­вой визу­а­ли­за­ции «Mathrioshka» и при орга­ни­за­ци­он­ной под­держ­ке мос­ков­ско­го под­раз­де­ле­ния агент­ства Thomas Reuters. Зада­ча «Habidatum» – иссле­до­вать обжи­ва­е­мую сре­ду на осно­ве спон­тан­ных город­ских дан­ных, кото­рые про­из­во­дят­ся этой же сре­дой.

Спон­тан­ные город­ские дан­ные – инфор­ма­ция, кото­рая фор­ми­ру­ет­ся неумыш­лен­но через повсе­днев­ные дей­ствия людей (пуб­ли­ка­ции с соци­аль­ных сетей, сиг­на­лы сото­вых теле­фо­нов или кре­дит­ных карт с чипа­ми).

С появ­ле­ни­ем Интер­не­та и тех­но­ло­гий наше пове­де­ние как горо­жан все боль­ше отры­ва­ет­ся от струк­тур, кото­рые были созда­ны до появ­ле­ния тех­но­ло­гий. Город­ские пла­ни­ров­щи­ки стал­ки­ва­ют­ся с тем, что они вынуж­де­ны пла­ни­ро­вать в усло­ви­ях, в кото­рых невоз­мож­но пла­ни­ро­вать, и без посто­ян­но­го мони­то­рин­га дан­ных не обой­тись.

О проекте «Habidatum» вы можете узнать в коротком интервью с Катей Серовой и Вадимом Смахтиным (студия цифровой визуализации «Mathrioshka»):

Что можно узнать с помощью анализа городских данных?

Ана­лиз спон­тан­ных дан­ных помо­га­ет «вскрыть» такую инфор­ма­цию о горо­де, кото­рая может суще­ствен­но повли­ять на при­ня­тие реше­ния по его раз­ви­тию. Напри­мер, иссле­до­ва­ние по вре­ме­ни рабо­ты орга­ни­за­ций выви­ло, что город­ское про­стран­ство исполь­зу­ет­ся толь­ко 40% вре­ме­ни, а 60% оно пусту­ет.

Подоб­ные резуль­та­ты под­толк­ну­ли к раз­ви­тию биз­не­са и пере­смот­ру функ­ций город­ских про­странств. Дру­гое иссле­до­ва­ние город­ских дан­ных было направ­ле­но на изу­че­ние емко­сти город­ско­го вре­ме­ни, и выво­дом ста­ло, что в раз­ви­тых стра­нах 88% вре­ме­ни горо­жане про­во­дят не на рабо­те, и толь­ко 12% потра­че­но на рабо­ту, доста­точ­ную для обес­пе­че­ния жиз­ни все­го горо­да.

В таких иссле­до­ва­ни­ях важ­но визу­аль­ное пред­став­ле­ние инфор­ма­ции, так как, пере­но­ся инфор­ма­цию на кар­ту, мы луч­ше пони­ма­ем свя­зи меж­ду дан­ны­ми и про­стран­ством.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Пилотное исследование для II Московского урбанистического форума

Пилот­ное иссле­до­ва­ние было под­го­тов­ле­но для МУФ в рам­ках иссле­до­ва­ния «Архео­ло­гия пери­фе­рии» (орга­ни­за­то­ры кон­сор­ци­у­ма – «Про­ект Мега­ном – Инсти­тут «Стрел­ка»)Парт­не­ра­ми высту­па­ли сото­вый опе­ра­тор «Мега­фон» и Инсти­тут эко­но­ми­ки горо­да. Перед коман­дой ста­ви­лась зада­ча изу­чить мос­ков­скую пери­фе­рию и соста­вить мен­таль­ную гео­гра­фию горо­да на осно­ве сиг­на­лов сото­вых теле­фо­нов опе­ра­то­ра «Мега­фон». Так было зафик­си­ро­ва­но 3 млн. сиг­на­лов, кото­рые пере­ме­ща­ют­ся по Москве и Мос­ков­ской обла­сти в пер­вой поло­вине одно­го рабо­че­го сен­тябрь­ско­го дня с 6 до 13 часов.

Исследование «Habidatum»: «Транспортная сеть и социальная сеть: движение и мнение»
Иссле­до­ва­ние «Habidatum»: «Транс­порт­ная сеть и соци­аль­ная сеть: дви­же­ние и мне­ние». Зелё­ный цвет – пере­ме­ще­ние из пери­фе­рии в центр; Синий цвет – пере­ме­ще­ние из цен­тра в пери­фе­рию.

Для ана­ли­за было выде­ле­но несколь­ко типов путей:

  • пря­мые пере­ме­ще­ния – из одной точ­ки в дру­гую по пря­мой тра­ек­то­рии;
  • пере­про­бег – две точ­ки соеди­ня­ют­ся изви­ли­сты­ми тра­ек­то­ри­я­ми.

Глав­ный вопрос иссле­до­ва­ния зву­чал так: «Что про­ис­хо­дит с мобиль­но­стью в Москве и в ее пери­фе­рий­ном поя­се?».

Результаты исследования

Выяс­ни­лось, что пред­став­ле­ние о том, что в Москве все посто­ян­но пере­дви­га­ют­ся, – это миф. 2/3 жите­лей Моск­вы не пере­ме­ща­ют­ся в тече­ние пер­вой поло­ви­ны дня и не поки­да­ют пре­де­лы сво­е­го рай­о­ны. Для ана­ли­за пере­ме­ще­ний исполь­зо­ва­лась инфор­ма­ция о том, пере­се­кал сиг­нал коль­це­вую маги­страль или нет, был ли конеч­ным пунк­том марш­ру­та центр горо­да. В резуль­та­те 1/3 насе­ле­ния, кото­рая выеха­ла утром из дома, совер­ши­ла пере­про­бег, то есть люди едут в центр, но не закан­чи­ва­ют там свой марш­рут.

Важ­но отме­тить, что инфор­ма­ция, полу­чен­ная от «Мега­фо­на», отоб­ра­жа­ла толь­ко точ­ку стар­та и фини­ша сиг­на­ла, поэто­му если сиг­нал оста­вал­ся непо­движ­ным ночь и утро, то эта точ­ка услов­но при­ни­ма­лась за «дом».

Анализ социальных сетей

Вто­рая часть иссле­до­ва­ния заклю­ча­лась в состав­ле­нии пси­хо­ло­ги­че­ской и мен­таль­ной кар­ты Моск­вы на осно­ве пуб­ли­ка­ций в Twitter, Foursquare и «ВКон­так­те» с при­вяз­кой к мест­но­сти по трем адми­ни­стра­тив­ным окру­гам сто­ли­цы – ЮВАО, ЮЗАО и ЦАО.

Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что под «цен­тром» при­ни­ма­ет­ся тер­ри­то­рия в пре­де­лах Садо­во­го коль­ца, а точ­нее, коль­це­вая вет­ка мет­ро и исто­ри­че­ский центр. Сло­во «пери­фе­рия» упо­треб­ля­ет­ся ред­ко, но обна­ру­жи­лась кон­цен­тра­ция зна­че­ний на севе­ре и юге Моск­вы. Все осталь­ное про­стран­ство не вос­при­ни­ма­ет­ся горо­жа­на­ми, и его мож­но обо­зна­чить как семан­ти­че­ский про­вал.

Исследование «Habidatum»: «Транспортная сеть и социальная сеть: движение и мнение»
Иссле­до­ва­ние «Habidatum»: «Транс­порт­ная сеть и соци­аль­ная сеть: дви­же­ние и мне­ние».

Пси­хо­ло­ги­че­ская кар­та Моск­вы пока­за­ла, какие эмо­ции у людей вызы­ва­ет тот или иной рай­он горо­да.

Психологическая карта Москвы.  Автор: Филипп Кац /Проект Habidatum
Пси­хо­ло­ги­че­ская кар­та Моск­вы. Автор: Филипп Кац / Иссле­до­ва­ние Habidatum

Нега­тив­ные упо­ми­на­ния были раз­би­ты на несколь­ко кате­го­рий:

  • нецен­зур­ные выра­же­ния, нар­ко­ма­ны, алко­голь;
  • мигран­ты – назва­ния кон­крет­ных наци­о­наль­но­стей и общие гру­бые выра­же­ния о при­ез­жих;
  • undesirables – социо­ло­ги­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий осталь­ные «неже­ла­тель­ные груп­пы»: «быд­ло», «гопо­та», упо­ми­на­ния без­дом­ных.

Ито­ги ока­за­лись доволь­но оче­вид­ны­ми: жен­щи­ны дают боль­ше пози­тив­ных оце­нок, муж­чи­ны – нега­тив­ных. Лиде­ра­ми по нега­тив­но­му упо­ми­на­нию ста­ли отдель­ные груп­пы горо­жан: мигран­ты, без­дом­ные, а так­же «ненор­ма­тив­ная лек­си­ка», «шум», «тол­па». При рабо­те с поло­жи­тель­ны­ми откли­ка­ми опре­де­лить, что кон­крет­но нра­вит­ся чело­ве­ку, ока­за­лось слож­нее. Как пра­ви­ло, людям нра­вит­ся атмо­сфе­ра места, где им «душев­но, уют­но и спо­кой­но», но за счет чего дости­га­ет­ся этот эффект, выяс­нить не уда­лось.

Полную версию презентации пилотного исследования можно посмотреть здесь:

Презентация спикера Кати Серовой: