Митап «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?»: материалы встречи

Митап «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?»: материалы встречи
Митап «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?»: материалы встречи

26 ноября в офисе Яндекс.Деньги прошла встреча с журналисткой «Русского репортера», Юлией Вишневецкой на тему «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?». Участники встречи разобрали несколько онлайн-статей и получили практические советы, как писать интересные и понятные тексты для Интернета.

О заголовке для Интернета

Интернет – это место скопления информации. Борьба за интерес читателя происходит ежеминутно. В чём разница между заголовком в газете и в Интернете. В газете заголовок может быть в виде шутки или каламбура. Когда человек покупает газету и читает неинформативный заголовок в виде шутки или крылатой фразы, то он пробежит глазами по самому тексту, чтобы понять, о чем она. Основная же цель заголовка в Интернете – это переход пользователя на статью, поэтому каждое слово должно быть выверено и нести информацию.

Интернет-статьи по форме подачи сравнивают с радиотекстами. Новости на радио состоят из коротких предложений (12 слов), где слова легко воспринимаются на слух.

Если вам нужно написать о выступлении на мероприятии, то выносите в заголовок основную мысль доклада.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

О структуре статьи

Лид (англ. lead – возглавлять, вести) – первый абзац статьи, информативный отрывок, позволяющий захватить внимание читателя на данном материале.

В газетах часто используется информационный лид, который строится по структуре «Что? Где? Когда?». Но если вы ведете свой блог или нужно написать статью для сайта, то можете отклониться от этого правила. Задайте читателю провокационный вопрос или поделитесь интересным наблюдением, которое относится к теме статьи.

Пишите простым человеческим языком, как если бы вам нужно было рассказать сложную тему 14-летнему подростку. Он любопытен, легко впитывает информацию, но его нужно заинтересовать с первого предложения.

Трехчастная структура (вступление, основная часть, заключение) создает единство текста. Ваша задача – провести читателя через всю статью, чтобы он не споткнулся ни на одном предложении. Каждый абзац должен содержать вопрос, ответ на который читатель узнает в следующем абзаце.

В речи лектора ищите выразительные цитаты и оживляйте ими текст. Люди любят, когда им рассказывают живые истории о других людях.

О важности гиперссылок

Гиперссылка – это возможность кратко рассказать очень важную информацию без дополнительных примечаний или сносок в тексте. Если внутри статьи вы ставите ссылки на статьи своего же ресурса, вы увеличиваете глубину просмотра сайта.

Журналистский факт: в журналистике объемной статьей считается текст в 5-7 тыс.знаков, а краткая новость занимает около 1,5-2 тыс. знаков.

Об использовании фотографий

Если фотографии не передают эмоций или не несут дополнительной информации, то лучше их не использовать. Фотография – это передача визуального смысла, который должен быть уместен и сочетаться с остальным текстом. Про лучшие ресурсы для поиска фотографий читайте здесь.

Участницы митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участницы митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Совет по окончанию статьи (из книги Уильяма Зинсера «Как писать хорошо». Классическое руководство по написанию нехудожественных текстов).

Идеальное окончание должно слегка удивлять читателей и все-таки выглядеть абсолютно правильным. Они не ожидали, что статья закончится так скоро, так внезапно и именно такими словами. Но они понимают, что здесь все правильно. Хороший конец работает так же эффективно, как и хорошее начало.

Для автора нон-фикшн это можно сформулировать в виде простого правила: если вы готовы поставить точку, ставьте ее. Если вы изложили все факты и передали идею, которую хотели передать, ищите ближайший выход. Часто для того, чтобы подвести черту, бывает достаточно нескольких фраз.

Скачать книгу У. Зинсера можно здесь.

Другие советы по наполнению сайта читайте в материале митапа на тему «Наполнение сайта НКО: методом проб и ошибок».