Митап «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?»: материалы встречи

Митап «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?»: материалы встречи
Митап «Как писать простые и понятные тексты для Интернета?»: материалы встречи

26 нояб­ря в офи­се Яндекс.Деньги про­шла встре­ча с жур­на­лист­кой «Рус­ско­го репор­те­ра», Юли­ей Виш­не­вец­кой на тему «Как писать про­стые и понят­ные тек­сты для Интер­не­та?». Участ­ни­ки встре­чи разо­бра­ли несколь­ко онлайн-ста­тей и полу­чи­ли прак­ти­че­ские сове­ты, как писать инте­рес­ные и понят­ные тек­сты для Интер­не­та.

О заголовке для Интернета

Интер­нет – это место скоп­ле­ния инфор­ма­ции. Борь­ба за инте­рес чита­те­ля про­ис­хо­дит еже­ми­нут­но. В чём раз­ни­ца меж­ду заго­лов­ком в газе­те и в Интер­не­те. В газе­те заго­ло­вок может быть в виде шут­ки или калам­бу­ра. Когда чело­век поку­па­ет газе­ту и чита­ет неин­фор­ма­тив­ный заго­ло­вок в виде шут­ки или кры­ла­той фра­зы, то он про­бе­жит гла­за­ми по само­му тек­сту, что­бы понять, о чем она. Основ­ная же цель заго­лов­ка в Интер­не­те – это пере­ход поль­зо­ва­те­ля на ста­тью, поэто­му каж­дое сло­во долж­но быть выве­ре­но и нести инфор­ма­цию.

Интер­нет-ста­тьи по фор­ме пода­чи срав­ни­ва­ют с радио­тек­ста­ми. Ново­сти на радио состо­ят из корот­ких пред­ло­же­ний (12 слов), где сло­ва лег­ко вос­при­ни­ма­ют­ся на слух.

Если вам нуж­но напи­сать о выступ­ле­нии на меро­при­я­тии, то выно­си­те в заго­ло­вок основ­ную мысль докла­да.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О структуре статьи

Лид (англ. lead – воз­глав­лять, вести) – пер­вый абзац ста­тьи, инфор­ма­тив­ный отры­вок, поз­во­ля­ю­щий захва­тить вни­ма­ние чита­те­ля на дан­ном мате­ри­а­ле.

В газе­тах часто исполь­зу­ет­ся инфор­ма­ци­он­ный лид, кото­рый стро­ит­ся по струк­ту­ре «Что? Где? Когда?». Но если вы веде­те свой блог или нуж­но напи­сать ста­тью для сай­та, то може­те откло­нить­ся от это­го пра­ви­ла. Задай­те чита­те­лю про­во­ка­ци­он­ный вопрос или поде­ли­тесь инте­рес­ным наблю­де­ни­ем, кото­рое отно­сит­ся к теме ста­тьи.

Пиши­те про­стым чело­ве­че­ским язы­ком, как если бы вам нуж­но было рас­ска­зать слож­ную тему 14-лет­не­му под­рост­ку. Он любо­пы­тен, лег­ко впи­ты­ва­ет инфор­ма­цию, но его нуж­но заин­те­ре­со­вать с пер­во­го пред­ло­же­ния.

Трех­част­ная струк­ту­ра (вступ­ле­ние, основ­ная часть, заклю­че­ние) созда­ет един­ство тек­ста. Ваша зада­ча – про­ве­сти чита­те­ля через всю ста­тью, что­бы он не спо­ткнул­ся ни на одном пред­ло­же­нии. Каж­дый абзац дол­жен содер­жать вопрос, ответ на кото­рый чита­тель узна­ет в сле­ду­ю­щем абза­це.

В речи лек­то­ра ищи­те выра­зи­тель­ные цита­ты и ожив­ляй­те ими текст. Люди любят, когда им рас­ска­зы­ва­ют живые исто­рии о дру­гих людях.

О важности гиперссылок

Гиперс­сыл­ка – это воз­мож­ность крат­ко рас­ска­зать очень важ­ную инфор­ма­цию без допол­ни­тель­ных при­ме­ча­ний или сно­сок в тек­сте. Если внут­ри ста­тьи вы ста­ви­те ссыл­ки на ста­тьи сво­е­го же ресур­са, вы уве­ли­чи­ва­е­те глу­би­ну про­смот­ра сай­та.

Жур­на­лист­ский факт: в жур­на­ли­сти­ке объ­ем­ной ста­тьей счи­та­ет­ся текст в 5–7 тыс.знаков, а крат­кая новость зани­ма­ет око­ло 1,5–2 тыс. зна­ков.

Об использовании фотографий

Если фото­гра­фии не пере­да­ют эмо­ций или не несут допол­ни­тель­ной инфор­ма­ции, то луч­ше их не исполь­зо­вать. Фото­гра­фия – это пере­да­ча визу­аль­но­го смыс­ла, кото­рый дол­жен быть уме­стен и соче­тать­ся с осталь­ным тек­стом. Про луч­шие ресур­сы для поис­ка фото­гра­фий читай­те здесь.

Участницы митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­цы мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Совет по окон­ча­нию ста­тьи (из кни­ги Уилья­ма Зин­се­ра «Как писать хоро­шо». Клас­си­че­ское руко­вод­ство по напи­са­нию неху­до­же­ствен­ных тек­стов).

Иде­аль­ное окон­ча­ние долж­но слег­ка удив­лять чита­те­лей и все-таки выгля­деть абсо­лют­но пра­виль­ным. Они не ожи­да­ли, что ста­тья закон­чит­ся так ско­ро, так вне­зап­но и имен­но таки­ми сло­ва­ми. Но они пони­ма­ют, что здесь все пра­виль­но. Хоро­ший конец рабо­та­ет так же эффек­тив­но, как и хоро­шее нача­ло.

Для авто­ра нон-фикшн это мож­но сфор­му­ли­ро­вать в виде про­сто­го пра­ви­ла: если вы гото­вы поста­вить точ­ку, ставь­те ее. Если вы изло­жи­ли все фак­ты и пере­да­ли идею, кото­рую хоте­ли пере­дать, ищи­те бли­жай­ший выход. Часто для того, что­бы под­ве­сти чер­ту, быва­ет доста­точ­но несколь­ких фраз.

Ска­чать кни­гу У. Зин­се­ра мож­но здесь.

Дру­гие сове­ты по напол­не­нию сай­та читай­те в мате­ри­а­ле мита­па на тему «Напол­не­ние сай­та НКО: мето­дом проб и оши­бок».