Алеся Селиванова: принципы создания презентации и советы по работе с визуализацией данных

Алеся Селиванова рассказала про принцип создания презентация и о том, как не растеряться при выборе нужного графика. Фото: Мария Борисёнок.
Алеся Селиванова рассказала про принцип создания презентация и о том, как не растеряться при выборе нужного графика. Фото: Мария Борисёнок.

22 мар­та 2017 года состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий с Але­сей Сели­ва­но­вой, инфор­ма­ци­он­ным дизай­не­ром круп­ной меж­ду­на­род­ной ком­па­нии. Участ­ни­ки узна­ли о прин­ци­пах созда­ния пре­зен­та­ции, чем руко­вод­ство­вать­ся при выбо­ре диа­грамм и как сде­лать пре­зен­та­цию запо­ми­на­ю­щей­ся.

Визу­аль­ная инфор­ма­ция обра­ба­ты­ва­ет­ся моз­гом в 60 000 раз быст­рее, чем тек­сто­вая. Имен­но поэто­му уме­ние пере­да­вать нуж­ную инфор­ма­цию через визу­аль­ные кана­лы ста­но­вит­ся важ­ным уме­ни­ем сотруд­ни­ков в любой сфе­ре.

Алеся Селиванова. Фото: Мария Борисёнок.
Але­ся Сели­ва­но­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Так­же визу­аль­ная инфор­ма­ция упро­ща­ет зна­ком­ство с чужим горо­дом или куль­ту­рой. Напри­мер, швед­ский про­ект Icon Speak пред­ла­га­ет для всех путе­ше­ствен­ни­ков исполь­зо­вать май­ку, на кото­рой изоб­ра­же­но 40 уни­вер­саль­ных сим­во­лов, понят­ных в каж­дой стране.

Футболка Icon Speak и иконки проекта. Фото iconspeak.world
Фут­бол­ка Icon Speak и икон­ки про­ек­та. Фото iconspeak.world

«Такие слож­ные поня­тия, как «мар­ке­тинг», «дизайн» коди­ру­ют­ся по-раз­но­му. Если вам нуж­но изоб­ра­зить визу­аль­но абстракт­ные поня­тия, то избе­гай­те слож­ных, неоче­вид­ных или слиш­ком субъ­ек­тив­ных ассо­ци­а­ций». Але­ся Сели­ва­но­ва

Принципы создания презентация

  • Дер­жи­те фокус. Исполь­зуй­те прин­цип «один слайд — одна идея» и выде­ляй­те глав­ную мысль. Это мож­но сде­лать, исполь­зуя визу­аль­ную иерар­хию (раз­мер, фор­ма, цвет, рас­по­ло­же­ние).
Слайд из презентации Алеси Селивановой.
Слайд из пре­зен­та­ции Але­си Сели­ва­но­вой.
  • Будь­те акку­рат­ны. Исполь­зуй­те при созда­нии пре­зен­та­ций направ­ля­ю­щие и линей­ки (в Power Point в пане­ли инстру­мен­тов).
  • Прин­цип дзе­на. Созда­вай­те мак­си­маль­но про­стые слай­ды, не пере­гру­жай­те их инфор­ма­ци­ей.
  • Добавь­те эмо­ции. Каж­дая ком­па­ния рабо­та­ет в сре­де кон­ку­рен­тов, и при мно­же­стве одно­тип­ных пре­зен­та­ций выиг­ры­ва­ет тот, кто дает эмо­ци­о­наль­ный импульс.
  • Един­ство идеи и сти­ля. Каж­дый слайд дол­жен быть дока­за­тель­ством цен­траль­ной идеи. При этом в тече­ние всей пре­зен­та­ции необ­хо­ди­мо соблю­дать сти­ли­сти­че­ское един­ство шриф­тов, цве­то­вой гам­мы и рас­по­ло­же­ния заго­лов­ков.

Как работать с графиками?

Если в пре­зен­та­ции вы соби­ра­е­тесь пока­зать гра­фи­ки и диа­грам­мы, то для нача­ла вам нуж­но опре­де­лить­ся с иде­ей, типом срав­не­ния и видом диа­грам­мы.

5 типов сравнения:

  • Поком­по­нент­ное срав­не­ние пока­зы­ва­ет про­цент каж­до­го ком­по­нен­та от цело­го.
  • Пози­ци­он­ное срав­не­ние иллю­стри­ру­ет, как объ­ек­ты соот­но­сят­ся друг с дру­гом.
  • Вре­мен­ное срав­не­ние пока­зы­ва­ет, как зна­че­ние меня­ет­ся во вре­ме­ни.
  • Частот­ное срав­не­ние — сколь­ко объ­ек­тов попа­да­ет в в опре­де­лен­ные после­до­ва­тель­ные обла­сти чис­ло­вых зна­че­ний. Напри­мер, сколь­ко филь­мов снял режис­сер за опре­де­лен­ный пери­од.
  • Кор­ре­ля­ци­он­ное срав­не­ние пока­зы­ва­ет зави­си­мость меж­ду дву­мя пере­мен­ны­ми.

Для выбо­ра нуж­ной диа­грам­мы вос­поль­зуй­тесь спе­ци­аль­ной мат­ри­цой выбо­ра.

Слайд из презентации Алеси Селивановой. О типичных ошибках при составлении графиков смотрите в презентации.
Слайд из пре­зен­та­ции Але­си Сели­ва­но­вой. О типич­ных ошиб­ках при состав­ле­нии гра­фи­ков смот­ри­те в пре­зен­та­ции.

«В хоро­шей пре­зен­та­ции долж­но быть 4 бло­ка: цель, струк­ту­ри­ро­ван­ная инфор­ма­ция, исто­рия и визу­а­ли­за­ция. Помни­те, что пре­зен­та­ция изме­ря­ет­ся не в слай­дах, а в мину­тах. На один пере­гру­жен­ный слайд чело­век может потра­тить намно­го боль­ше вре­ме­ни, чем если бы этот же объ­ем инфор­ма­ции был объ­яс­нен на несколь­ких слай­дах». Але­ся Сели­ва­но­ва

Участники митапа пробуют составить график по данным из таблицы. На фото: Петр Игнатов, проект «Экохаб», и Лев Звягинцев, разработчик Теплицы социальных технологий. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па про­бу­ют соста­вить гра­фик по дан­ным из таб­ли­цы. На фото: Петр Игна­тов, про­ект «Эко­хаб», и Лев Звя­гин­цев, раз­ра­бот­чик Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Полезные книги по теме

Робин Вильямс. Дизайн для неди­зай­не­ров
Алек­сей Кап­те­рев. Мастер­ство пре­зен­та­ций 
Кар­мин Гал­ло. Пре­зен­та­ции в сти­ле TED
Гарр Рей­нольдс. Пре­зен­та­ции в сти­ле дзен
Gene Zelzny. Say it with charts.
Edward Tufte. The visual display of quantative information.
Scott McCloud. Understanding comics.

Cкачать презентацию Алеси Селиваной в формате PDF.

Митап состо­ял­ся при под­держ­ке Impact Hub Moscow.

Impact Hub Moscow – центр под­держ­ки соци­аль­но зна­чи­мых пред­при­ни­ма­тель­ских про­ек­тов. Сооб­ще­ство, про­стран­ство для меро­при­я­тий и ковор­кинг. Вхо­дит в меж­ду­на­род­ную ассо­ци­а­цию Impact Hub — 92 цен­тра в 49 стра­нах мира.

Под­пи­сы­вай­тесь на стра­ни­цы в Facebook и Instagram.