Митап «НКО и СМИ: проблемы диалога»: материалы встречи

Филантроп - 3 года. Автор неизвестен.
12 декаб­ря про­шёл митап с глав­ным редак­то­ром жур­на­ла «Филан­троп», Мат­ве­ем Масаль­це­вым.

Обыч­ный чело­век не захо­дит на сайт бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да спе­ци­аль­но. Как пра­ви­ло, ему при­хо­дит ссыл­ка на ресурс из его при­выч­ной сре­ды (новост­ной пор­тал, соци­аль­ные сети), и там его долж­ны ожи­дать про­стые дей­ствия, как помочь. Если это не сде­лать за 3 шага, то вер­нуть это мгно­ве­ние «жела­ния помочь» прак­ти­че­ски невоз­мож­но. На встре­че мы обсу­ди­ли, что изме­ни­лось в мне­нии СМИ об НКО за послед­ние несколь­ко лет, и ста­ло ли про­ще при­вле­кать вни­ма­ние чита­те­лей к бла­го­тво­ри­тель­но­сти. 

Бла­го­да­ря актив­но­сти Интер­нет-СМИ, коли­че­ство пуб­ли­ка­ций об НКО рас­тёт от года в год, но гово­рить о росте каче­ства ста­тей не при­хо­дит­ся.

Из докла­да CAF за 2011–2013 гг. вид­но, что боль­шин­ство заме­ток об НКО содер­жит инфор­ма­цию новост­но­го харак­те­ра: назва­ние НКО, опи­са­ние дея­тель­но­сти. Это помо­га­ет орга­ни­за­ци­ям при­сут­ство­вать в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, но не более того. Начи­на­ет обра­зо­вы­вать­ся ряд тем, кото­рые никак не осве­ща­ют­ся жур­на­ли­ста­ми: рабо­та с пожи­лы­ми людь­ми, ВИЧ-инфи­ци­ро­ван­ны­ми, с тяже­ло­боль­ны­ми детьми.

СМИ вос­при­ни­ма­ет НКО как раз­но­об­раз­ный набор акций, меро­при­я­тий, не все­гда свя­зан­ные меж­ду собой, и это уже име­ет отно­ше­ние к внут­рен­ним про­бле­мам самих НКО.

Ста­ти­сти­ка по бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дам гово­рит, что око­ло 30% из них не име­ют сай­ты, а так­же, что есть опре­де­лён­ная иллю­зия, что все сай­ты пред­став­ле­ны в соци­аль­ных сетях. Поми­мо денеж­ных про­блем и ред­ко­го нали­чия навы­ков рабо­ты с PR-служ­ба­ми воз­ни­ка­ют труд­но­сти и с фор­му­ли­ро­ва­ни­ем глав­ных посла­ний, мис­сии сво­ей дея­тель­но­сти.

О соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти СМИ

Матвей Масальцев
Мат­вей Масаль­цев

Боль­ше все­го об НКО пишут реги­о­наль­ные СМИ, где рабо­та­ют соци­аль­но актив­ные жур­на­ли­сты, пишу­щие про бла­го­тво­ри­тель­ность. На уровне появ­ле­ния новых инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний – это хоро­шо, но когда соци­аль­но ответ­ствен­ные жур­на­ли­сты созда­ют соб­ствен­ные фон­ды, орга­ни­за­ции, то это гово­рит о сла­бо­сти и малом вли­я­нии НКО, так как это при­во­дит к про­бле­ме уве­ли­че­ния непро­фес­си­о­на­лиз­ма в «тре­тьем сек­то­ре» со сто­ро­ны нович­ков.

Напри­мер, для того, что­бы зани­мать­ся детьми нуж­ны навы­ки, и я несколь­ко раз поду­маю, сто­ит ли волон­тё­ру отда­вать сво­е­го ребён­ка. При­ят­но, что­бы каж­дый зани­мал­ся сво­им делом, при этом делал общее дело.

По дан­ным иссле­до­ва­ния CAF «Миро­вой рей­тинг бла­го­тво­ри­тель­но­сти 2013» Рос­сия зани­ма­ет 8-ое место в рей­тин­ге по коли­че­ству насе­ле­ния, вовле­чён­но­го в волон­тёр­ство (21 млн.).

О ком­му­ни­ка­ции

Мно­гие НКО заду­мы­ва­ют­ся об инфор­ма­ци­он­ных кам­па­ни­ях пост­фак­тум, не пре­вра­щая их в основ­ной инстру­мент рабо­ты. В прак­ти­ке Мат­вея были НКО, кото­рые не мог­ли отве­тить на вопрос «Чем вы отли­ча­е­тесь от дру­гих? Зна­е­те ли вы, кто ещё рабо­та­ет в вашем сек­то­ре?»

Одна­ко без отве­тов на эти вопро­сы невоз­мож­но обо­зна­чить целе­вую ауди­то­рию и сфор­му­ли­ро­вать глав­ное посла­ние, кото­рое вы буде­те нести в мир и вли­ять на обще­ство.

Нам кажет­ся, что боль­шин­ство рос­си­ян отно­сит­ся поло­жи­тель­но к НКО, но при прось­бе назвать кон­крет­ные назва­ния орга­ни­за­ция отве­ты дают все­го несколь­ко про­цен­тов. Этой сфе­рой люди не инте­ре­су­ют­ся и вос­при­ни­ма­ют её как при­да­ток соци­аль­ной поли­ти­ки горо­да.

Что мож­но изме­нить?

В заклю­че­ние встре­чи Мат­вей затро­нул тему реб­рен­дин­га и фор­ми­ро­ва­ния ново­го виде­ния неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. В нача­ле 2000-х нача­ли гово­рить о том, что НКО – это не о жало­сти, а об эко­но­ми­ке услуг, но на деле вклад обще­ствен­ных орга­ни­за­ций в ВВП состав­ля­ет мень­ше 1%. Поэто­му самое вре­мя сно­ва кор­рек­ти­ро­вать взгляд на бла­го­тво­ри­тель­ность, где вли­я­ние НКО изме­ря­лось бы не коли­че­ством собран­ных средств, а уме­ни­ем лоб­би­ро­вать соб­ствен­ные инте­ре­сы.

Со све­жим докла­дом CAF «Рос­сий­ские НКО на пути к устой­чи­во­сти» (от 17 декаб­ря 2013 г.) мож­но озна­ко­мить­ся здесь.

Фото­гра­фии встре­чи будут выло­же­ны поз­же на Facebook.