Как сделать активистский мерч: разбираем на примере DOXA, «Арестантов дела 212» и проекта «Мерчизм»

Как сделать активистский мерч: разбираем на примере DOXA, «Арестантов дела 212» и проекта «Мерчизм»
На мита­пе Теп­ли­цы рас­ска­за­ли про виды акти­вист­ско­го мер­ча и эта­пы созда­ния онлайн-мага­зи­на по мер­чу. На фото: Мария Чер­ных. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Как запу­стить онлайн-мага­зин с акти­вист­ским мер­чем? Как собрать день­ги на опла­ту адво­ка­ту с помо­щью сти­кер­па­ков и худи? Об этом мы пого­во­ри­ли на мита­пе Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Как делать акти­вист­ский мерч при­вле­ка­тель­ным и идей­ным».

На встре­че высту­пи­ли осно­ва­тель­ни­ца про­ек­та «Мер­чизм» Мария Чер­ных, редак­тор­ка жур­на­ла DOXA Ана­ста­сия Нико­ла­ен­ко и волон­тер­ка про­ек­та «Аре­стан­ты дела 212» Анна Чер­ка­со­ва.

Мерч (от англий­ско­го сло­ва «merchandise» озна­ча­ет «това­ры, про­дук­ция») – это слен­го­вое обо­зна­че­ние раз­но­го рода про­дук­ции с опре­де­лен­ной сим­во­ли­кой. Сде­лать мерч, кото­рый люди будут носить в повсе­днев­ной жиз­ни, – это один из спо­со­бов отбла­го­да­рить сто­рон­ни­ков. С помо­щью мер­ча каж­дый может пуб­лич­но выра­зить свою пози­цию и отно­ше­ние к соци­аль­ной про­бле­ме.

Ана­ста­сия Нико­ла­ен­ко. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О студенческом мерче журнала DOXA

Жур­нал DOXA – это сту­ден­че­ский про­ект, создан­ный сту­ден­та­ми НИУ ВШЭ для осве­ще­ния про­блем уни­вер­си­те­та. Жур­нал объ­еди­ня­ет сту­ден­тов, кото­рые пишут кри­ти­че­ские ста­тьи про уни­вер­си­тет, зани­ма­ют­ся иссле­до­ва­ни­я­ми и обсуж­да­ют рабо­ты совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей и уче­ных. 

«Жур­нал дер­жит­ся на ини­ци­а­ти­ве сту­ден­тов и за счет орга­ни­за­ции сооб­ще­ства вокруг него, запус­ка кра­уд­фандин­га на сер­ви­се Patreon, и мы рас­про­стра­ня­ем мерч». Ана­ста­сия Нико­ла­ен­ко

Един­ствен­ное место, где сту­ден­ты могут про­да­вать свой мерч, – это собы­тия. Мерч нужен не для зара­бот­ка, а для того, что­бы созда­вать сооб­ще­ство. Обыч­но коман­да жур­на­ла ухо­дит в ноль или про­бу­ет на полу­чен­ные день­ги создать новый мерч. 

Мерч DOXA. Cлайд с пре­зен­та­ции Ана­ста­сии Нико­ла­ен­ко.

«У нас мерч ситу­а­тив­но­го пла­на, и появ­ля­ет­ся слу­чай­но. Мы даем зада­ние дизай­нер­ке с анон­сом меро­при­я­тия, опи­сы­ва­ем, кто там будет, и полу­ча­ем инте­рес­ные идеи мер­ча». Ана­ста­сия Нико­ла­ен­ко

В линей­ке мер­ча есть фут­бол­ки с над­пи­сью «Сво­бо­ду Жуко­ву», открыт­ки полит­за­клю­чен­ным, сти­кер­па­ки в виде сти­ли­зо­ван­но­го алфа­ви­та под акту­аль­ные темы для DOXA и уни­вер­си­тет­ской сре­ды.
Все день­ги с про­да­жи идут на покры­тие штра­фов и под­держ­ку жур­на­ла.

«Нет како­го-то мер­ча от сту­ден­тов для сту­ден­тов. Это общий мерч, так как всем нуж­ны фут­бол­ки, сум­ки, сти­ке­ры. Нет ника­ких огра­ни­че­ний в мер­че, и это, в прин­ци­пе, одна из наших осо­бен­но­стей». Ана­ста­сия Нико­ла­ен­ко

Один из самых нети­пич­ных видов мер­ча – напи­ток из чай­но­го гри­ба «ком­бу­ча» и пиво, сти­ли­зо­ван­ные под DOXA. День­ги с про­дан­но­го пива шли в под­держ­ку Ива­на Голу­но­ва и на опла­ту адво­ка­та для мате­ма­ти­ка Аза­та Миф­та­хо­ва.

Еще по теме: Армен Ара­мян: Жур­нал DOXA стал мости­ком меж­ду боль­ши­ми медиа и уни­вер­си­те­та­ми

Скачать презентацию Анастасии Николаенко в формате PDF.

Мерч проекта «Арестанты дела 212»

Коман­да про­ек­та «Аре­стан­ты дела 212» помо­га­ет аре­стан­там, кото­рые попа­ли под стра­жу после митин­гов 27 июля 2019 года. Акти­ви­сты помо­га­ют аре­стан­там в СИЗО, зани­ма­ют­ся реше­ни­ем их быто­вых вопро­сов, под­дер­жи­ва­ют полит­за­клю­чен­ных в соц­се­тях и с помо­щью про­да­жи мер­ча.

Про­ект «Аре­стан­ты дела 212» – это исто­рия пиар-про­ек­та и сло­га­на «Мос­ков­ское дело долж­но быть пре­кра­ще­но», кото­рый нача­ли под­хва­ты­вать и актив­но рас­про­стра­нять в соц­се­тях.

Сло­ган появил­ся в октяб­ре 2019 года сре­ди волон­те­ров про­ек­та. Вна­ча­ле его исполь­зо­ва­ли в каче­стве над­пи­си на сти­ке­ре, затем пере­шел на худи, кото­рые пода­ри­ли медий­ным дру­зьям про­ек­та: Oxxxymiron, Face, Noize MС.

Мерч «Аре­стан­ты Дела 212». Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Сто­и­мость стар­то­вой пиар-кам­па­нии соста­ви­ла: 23 тыся­чи руб­лей на печать сти­ке­ров и 10 тысяч руб­лей на печать худи для медий­ных пер­сон.

Анна Чер­ка­со­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Парт­не­ра­ми про­ек­та по рас­про­стра­не­нию мер­ча ста­ли мага­зин «Хода­се­вич», бар «Делай Куль­ту­ру», «Коопе­ра­тив­Чер­ный» и еще 2 кофей­ни. «Коман­да 29» помо­га­ет с точ­ки зре­ния юри­ди­че­ско­го и бух­гал­тер­ско­го обслу­жи­ва­ния про­ек­та.

«Сей­час ста­ли необ­хо­ди­мы новые спо­со­бы демон­стра­ции смыс­лов. Кто-то нашел их в секонд-хэн­де, вин­таж­ной одеж­де, а кто-то почув­ство­вал потреб­ность быть частью соци­аль­ной исто­рии и выра­жать это через одеж­ду». Анна Чер­ка­со­ва

О проекте «Мерчизм» 

Осно­ва­тель­ни­ца про­ек­та «Мер­чизм» Мария Чер­ных рас­ска­за­ла про созда­ние интер­нет-мага­зи­на с акти­вист­ским мер­чем.

Про­ект «Мер­чизм» – это муль­тиб­рен­до­вый мага­зин с мер­чем от Тран­спе­рен­си Интер­неш­нл, Коман­ды 29, Коми­те­та про­тив пыток и дру­гих парт­не­ров. Про­ект ори­ен­ти­ро­ван на мерч, кото­рый под­дер­жи­ва­ет защи­ту пра­ва чело­ве­ка и сво­бо­ду сло­ва. 

Весь про­цесс созда­ния мер­ча состо­ит из 5 эта­пов: выбор про­дук­ции, дизайн, про­из­вод­ство, логи­сти­ка и финан­сы.

«Дизайн – фор­ма сооб­ще­ния, кото­рое вы хоти­те ска­зать. Для рабо­ты над мер­чем луч­ше под­клю­чать иллю­стра­то­ров и дизайн-бюро, так как часто люди исполь­зу­ют лого­тип в мер­че, не выхо­дя за его пре­де­лы». Мария Чер­ных

В онлайн-мага­зине поль­зо­ва­тель видит интер­фейс, типич­ный для мага­зи­на одеж­ды: модель, раз­мер и цену. У каж­до­го мер­ча есть 3 цены: два вари­ан­та с сум­мой для пожерт­во­ва­ния и вари­ант купить про­дук­цию по себе­сто­и­мо­сти. При этом даже в слу­чае покуп­ки по себе­сто­и­мо­сти 10% от сум­мы идет НКО.

При­мер мер­ча пра­во­за­щит­ной орга­ни­за­ции «Коман­да 29». Скрин­шот с сай­та https://merchism.ru/

Еще по теме: Как дизайн-сту­дии помо­га­ют соци­аль­ным про­ек­там

Таким обра­зом, меж­ду про­ек­том и НКО есть дого­вор лицен­зи­ро­ва­ния на исполь­зо­ва­ние тор­го­вой мар­ки и прин­тов, а так­же адап­ти­ро­ван­ный дого­вор для сбо­ра пожерт­во­ва­ний.

Мария Чер­ных. Фото: Мария Бори­сё­нок.

После эта­па дизай­на и про­из­вод­ства пред­сто­ит най­ти спо­соб достав­ки това­ра до кли­ен­та.

Один из спо­со­бов упо­ря­до­чи­ва­ния достав­ки – это заклю­че­ние дого­во­ра с фул­фил­мент-ком­па­ни­ей. 

Фул­фил­мент – это все дей­ствия с това­ром, кото­рые про­ис­хо­дят, начи­ная с полу­че­ния от постав­щи­ка и закан­чи­вая пере­да­чей в руки поку­па­те­ля. Все логи­сти­че­ские услу­ги по при­е­му това­ра, хра­не­нию на скла­де, обра­бот­ке зака­зов и достав­ке мож­но пере­дать на аут­сорс фул­фил­мент-ком­па­нии.

Важ­но, что фул­фил­мент-ком­па­ния поз­во­ля­ет при­ни­мать опла­ту не толь­ко с бан­ков­ской кар­точ­ки, но и налич­ны­ми в день достав­ки.

Подроб­нее о схе­ме рабо­ты мага­зи­на с уча­сти­ем НКО смот­ри­те в видео с мита­па.

Скачать презентацию Марии Черных в формате PDF.

Митап про­шел 28 нояб­ря 2019 года в Москве при под­держ­ке Impact Hub Moscow.