Успешные социальные мобильные приложения 2015 года. Секреты запуска и ошибки

Facebook App Center iPhone by toodlepip  CC BY 2.0 tryspruce.com
Facebook App Center iPhone by toodlepip CC BY 2.0 tryspruce.com

21 декабря при поддержке офиса Impact Hub Moscow состоялся митап «Как мобильные приложения решают социальные проблемы?» c Леонидом Боголюбовым, главным редактором портала AppTractor. AppTractor – портал, который пишет о мобильных приложениях и современных тенденциях мобильного мира.

Поделитесь этим материалом с друзьями

По статистике, с 2013 года доля времени, которое пользователь проводит со смартфоном, увеличилась с 51 до 62%, а время за десктопным компьютером сократилось с 49 до 38% (comScore Media Matrix). К 2017 году динамика роста использования мобильных устройств останется положительной.

Слайд с презентации Леонида Боголюбова.
Слайд с презентации Леонида Боголюбова.
 

Мобильный трафик повышается, и пользователи все больше потребляют контент через планшеты и смартфоны. Поэтому если организация не учитывает данный тип трафика, то лишает себя значительной доли пользователей.

Как люди используют смартфон?

90% времени пользователи загружают мобильные приложения, а 10% остается на работу с браузером. Что интересно, количество сессий с мобильными приложениями постоянно увеличивается. В 2015 году доля пользователей, которые открывают мобильные приложения больше 280 раз в день, увеличилась на 59% по сравнению с прошлым годом (176 раз).

Чаще всего люди пользуются мессенджерами для общения в социальных сетях (14%), запускают игры (6%) и онлайн-карты (6%). Каждый пользователь в среднем активно использует пять приложений. Следовательно, чтобы привлечь внимание человека мобильным приложением на социальную тематику, нужно вступать в серьезную борьбу с другими приложениями.

Леонид Боголюбов, главный редактор портала AppTractor. Фото: Мария Борисёнок.
Леонид Боголюбов, главный редактор портала AppTractor. Фото: Мария Борисёнок.

Популярные социальные мобильные приложения

Приложение «Донор»

«Донор»  – первое в России мобильное приложение для доноров, при помощи которого можно планировать даты сдачи крови и ее компонентов с учетом личных особенностей и состояния здоровья. Узнать, что делать до и после сдачи крови, быть в курсе последних новостей донорства в России и найти ближайшую станцию переливания крови по всей стране. Приложение разработано при поддержке «Службы крови» и Гематологического научного центра РАМН.

Скриншот интерфейса мобильного приложения «Донор».
Скриншот интерфейса мобильного приложения «Донор».

Приложение «Сезам»

«Сезам» – это первый российский интернет-мессенджер для детей и взрослых с нарушениями речи и письма. Благодаря приложению у людей с ограниченными коммуникативными возможностями и у их родственников появился шанс смягчать стрессовые ситуации, вызванные проблемами общения на расстоянии. Приложение позволяет обмениваться специализированными пиктограммами, из которых можно составлять полноценные сообщения. Исходные коды доступны на GitHub.

Интернет-мессенджер «Сезам». Изображение: play.google.com
Интернет-мессенджер «Сезам». Изображение: play.google.com

Карта доступности

Проект «Карта доступности» реализован при поддержке фонда «Единая страна», представляет собой информационный портал о доступности городской среды для людей с инвалидностью. Ресурс был создан при поддержке оргкомитета Сочи перед Олимпийскими играми. Пользователи самостоятельно наносят объекты инфраструктуры на карту через мобильное приложение.

Фрагмент интерфейса сайта Карта Доступности
Фрагмент интерфейса сайта Карта Доступности

Приложение Elbi

Модель Наталья Водянова в октябре 2015 года запустила приложение Elbi, микроплатформу для благотворительности. Каждый пользователь приложения может пожертвовать 1 доллар или фунт в благотворительные фонды Британии или США.

В приложении пользователи могут создавать собственный контент и помогать детям. Каждый день вам предлагается на выбор 3 действия, которые занимают не более 3 минут: от перевода денег до рисования картинок для детей в Кейптауне. Благодаря Elbi мой нарисованный крокодил для девочки из Кейптауна поможет ей запомнить дни, когда она создавала кроко-роботов с фондом «Children Helpers Worldwide».

Пользователь приложения Elbi

Elbi открывает новую модель микрофилантропии, в которой маленькие цифровые действия могут быть такими же ценными и важными, как отправка денег.

Наталья Водянова, сооснователь Elbi

Скриншот интерфейса мобильного приложения Elbi.
Скриншот интерфейса мобильного приложения Elbi.

Коммуникационная платформа Intel

Более 20 лет компания Intel помогает профессору Стивену Хокингу общаться с окружающим миром. В начале 2013 года компания сообщила о создании новой коммуникационной платформы и запустила ее в январе 2015 года. Данная разработка позволяет улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями, в частности, с болезнью двигательного нейрона.

Приложение Be My Eyes

Be My Eyes – это краудсорсинговое приложение, основанное на доступной функции видеозвонка в iPhone и созданное для того, чтобы незрячие люди в сложных ситуациях получили мгновенную помощь от волонтеров. Когда незрячему человеку нужна помощь, он просто запускает приложение и включает видеочат с одним из зарегистрированных волонтеров. Телефон можно направить на нужный объект, а волонтер подскажет, что необходимо выбрать или как действовать.

Факторы успеха социальных мобильных приложений

Главные конкуренты социальных приложений – это игры. Поэтому фонды предпочитают не соревноваться с ними, а сотрудничать. Игровые компании готовы идти на диалог с фондами и размещать контент, вовлекающий пользователей в благотворительность.

Например, есть игра «Swampy Crocodile», где крокодил Swampy хочет помыться в чистой воде, но водопровод с подземными водами постоянно ломают его враги-аллигаторы. На одном из уровней игрок может пожертвовать деньги в фонд, который занимается поставкой чистой воды в Африке.

Скриншот интерфейса мобильного приложения Swampy.
Скриншот интерфейса мобильного приложения Swampy.

В США есть организация Playmob, которая помогает наладить диалог между фондами и разработчиками. Подробнее о совместных проектах читайте на сайте компании.

Интернет-корпорации также готовы принимать участие в благотворительности. Например, после землетрясения в Непале компании Facebook, Viber помогали в поисках пострадавших и связи с родственниками, а iTunes запускали кампанию по сбору пожертвований.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Типичные ошибки российского рынка социальных приложений

Создание мобильного приложения начинается с составления портрета целевой аудитории. При успешном партнерстве приложение фонда может получать более 100 000 загрузок на Google Play и App Store.

Наиболее частые ошибки российских приложений:

  • отсутствие возможности платить прямо из приложения (необходимо переходить на сайт фонда, вводить данные карточки, проходить 3D-Secure);
  • отсутствие игровых механик или партнерства с игровыми компаниями;
  • отсутствие виральности, возможности рассказать друзьям о приложении в привычных социальных сетях (делают лишние, невостребованные в России, кнопки социальных сетей);
  • отсутствие обновлений у приложения. Готовый продукт нуждается в постоянной технической поддержке и расширении функционала;
  • некачественно сделанные приложения. Если пользователь увидит ошибку в приложении и удалит его, то вероятность, что он вернется к вам после устранения ошибки, минимальна. Повторное привлечение пользователя всегда обходится дороже, чем первое знакомство с приложением;
  • отсутствие «мобильных» функций: push-уведомления, геолокация, фотокамера;
  • отсутствие стратегии и бюджета на продвижения приложения. В AppStore нет категории для общественных приложений, поэтому после запуска приложения вы будете продвигать приложение наравне с другими конкурентами.

Другие советы по разработке приложений читайте в материале митапа «Мобильные приложения для общественных проектов: как создать, развивать и продвигать».

IMG_0996

Представители AppTractor смогли выделить только одно приложение «Помощь детям», которое в Google Play собрало более 1000 загрузок. Однако даже в нем можно встретить много типичных ошибок, что говорит только о начале развития мобильного рынка социальных приложений в России.

Презентация