Успешные социальные мобильные приложения 2015 года. Секреты запуска и ошибки

Facebook App Center iPhone by toodlepip CC BY 2.0 tryspruce.com

21 декаб­ря при под­держ­ке офи­са Impact Hub Moscow состо­ял­ся митап «Как мобиль­ные при­ло­же­ния реша­ют соци­аль­ные про­бле­мы?» c Лео­ни­дом Бого­лю­бо­вым, глав­ным редак­то­ром пор­та­ла AppTractor. AppTractor – пор­тал, кото­рый пишет о мобиль­ных при­ло­же­ни­ях и совре­мен­ных тен­ден­ци­ях мобиль­но­го мира.

Поделитесь этим материалом с друзьями

По ста­ти­сти­ке, с 2013 года доля вре­ме­ни, кото­рое поль­зо­ва­тель про­во­дит со смарт­фо­ном, уве­ли­чи­лась с 51 до 62%, а вре­мя за деск­топ­ным ком­пью­те­ром сокра­ти­лось с 49 до 38% (comScore Media Matrix). К 2017 году дина­ми­ка роста исполь­зо­ва­ния мобиль­ных устройств оста­нет­ся поло­жи­тель­ной.

Слайд с презентации Леонида Боголюбова.
Слайд с пре­зен­та­ции Лео­ни­да Бого­лю­бо­ва.

Мобиль­ный тра­фик повы­ша­ет­ся, и поль­зо­ва­те­ли все боль­ше потреб­ля­ют кон­тент через план­ше­ты и смарт­фо­ны. Поэто­му если орга­ни­за­ция не учи­ты­ва­ет дан­ный тип тра­фи­ка, то лиша­ет себя зна­чи­тель­ной доли поль­зо­ва­те­лей.

Как люди используют смартфон?

90% вре­ме­ни поль­зо­ва­те­ли загру­жа­ют мобиль­ные при­ло­же­ния, а 10% оста­ет­ся на рабо­ту с бра­у­зе­ром. Что инте­рес­но, коли­че­ство сес­сий с мобиль­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми посто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся. В 2015 году доля поль­зо­ва­те­лей, кото­рые откры­ва­ют мобиль­ные при­ло­же­ния боль­ше 280 раз в день, уве­ли­чи­лась на 59% по срав­не­нию с про­шлым годом (176 раз).

Чаще все­го люди поль­зу­ют­ся мес­сен­дже­ра­ми для обще­ния в соци­аль­ных сетях (14%), запус­ка­ют игры (6%) и онлайн-кар­ты (6%). Каж­дый поль­зо­ва­тель в сред­нем актив­но исполь­зу­ет пять при­ло­же­ний. Сле­до­ва­тель­но, что­бы при­влечь вни­ма­ние чело­ве­ка мобиль­ным при­ло­же­ни­ем на соци­аль­ную тема­ти­ку, нуж­но всту­пать в серьез­ную борь­бу с дру­ги­ми при­ло­же­ни­я­ми.

Леонид Боголюбов, главный редактор портала AppTractor. Фото: Мария Борисёнок.
Лео­нид Бого­лю­бов, глав­ный редак­тор пор­та­ла AppTractor. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Популярные социальные мобильные приложения

Приложение «Донор»

«Донор»  – пер­вое в Рос­сии мобиль­ное при­ло­же­ние для доно­ров, при помо­щи кото­ро­го мож­но пла­ни­ро­вать даты сда­чи кро­ви и ее ком­по­нен­тов с уче­том лич­ных осо­бен­но­стей и состо­я­ния здо­ро­вья. Узнать, что делать до и после сда­чи кро­ви, быть в кур­се послед­них ново­стей донор­ства в Рос­сии и най­ти бли­жай­шую стан­цию пере­ли­ва­ния кро­ви по всей стране. При­ло­же­ние раз­ра­бо­та­но при под­держ­ке «Служ­бы кро­ви» и Гема­то­ло­ги­че­ско­го науч­но­го цен­тра РАМН.

Скриншот интерфейса мобильного приложения «Донор».
Скрин­шот интер­фей­са мобиль­но­го при­ло­же­ния «Донор».

Приложение «Сезам»

«Сезам» – это пер­вый рос­сий­ский интер­нет-мес­сен­джер для детей и взрос­лых с нару­ше­ни­я­ми речи и пись­ма. Бла­го­да­ря при­ло­же­нию у людей с огра­ни­чен­ны­ми ком­му­ни­ка­тив­ны­ми воз­мож­но­стя­ми и у их род­ствен­ни­ков появил­ся шанс смяг­чать стрес­со­вые ситу­а­ции, вызван­ные про­бле­ма­ми обще­ния на рас­сто­я­нии. При­ло­же­ние поз­во­ля­ет обме­ни­вать­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми пик­то­грам­ма­ми, из кото­рых мож­но состав­лять пол­но­цен­ные сооб­ще­ния. Исход­ные коды доступ­ны на GitHub.

Интернет-мессенджер «Сезам». Изображение: play.google.com
Интер­нет-мес­сен­джер «Сезам». Изоб­ра­же­ние: play.google.com

Карта доступности

Про­ект «Кар­та доступ­но­сти» реа­ли­зо­ван при под­держ­ке фон­да «Еди­ная стра­на», пред­став­ля­ет собой инфор­ма­ци­он­ный пор­тал о доступ­но­сти город­ской сре­ды для людей с инва­лид­но­стью. Ресурс был создан при под­держ­ке орг­ко­ми­те­та Сочи перед Олим­пий­ски­ми игра­ми. Поль­зо­ва­те­ли само­сто­я­тель­но нано­сят объ­ек­ты инфра­струк­ту­ры на кар­ту через мобиль­ное при­ло­же­ние.

Фрагмент интерфейса сайта Карта Доступности
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Кар­та Доступ­но­сти

Приложение Elbi

Модель Ната­лья Водя­но­ва в октяб­ре 2015 года запу­сти­ла при­ло­же­ние Elbi, мик­ро­плат­фор­му для бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Каж­дый поль­зо­ва­тель при­ло­же­ния может пожерт­во­вать 1 дол­лар или фунт в бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды Бри­та­нии или США.

В при­ло­же­нии поль­зо­ва­те­ли могут созда­вать соб­ствен­ный кон­тент и помо­гать детям. Каж­дый день вам пред­ла­га­ет­ся на выбор 3 дей­ствия, кото­рые зани­ма­ют не более 3 минут: от пере­во­да денег до рисо­ва­ния кар­ти­нок для детей в Кейп­та­уне. Бла­го­да­ря Elbi мой нари­со­ван­ный кро­ко­дил для девоч­ки из Кейп­та­у­на помо­жет ей запом­нить дни, когда она созда­ва­ла кро­ко-робо­тов с фон­дом «Children Helpers Worldwide».

Поль­зо­ва­тель при­ло­же­ния Elbi

Elbi откры­ва­ет новую модель мик­ро­фи­лан­тро­пии, в кото­рой малень­кие циф­ро­вые дей­ствия могут быть таки­ми же цен­ны­ми и важ­ны­ми, как отправ­ка денег.

Ната­лья Водя­но­ва, соос­но­ва­тель Elbi

Скриншот интерфейса мобильного приложения Elbi.
Скрин­шот интер­фей­са мобиль­но­го при­ло­же­ния Elbi.

Коммуникационная платформа Intel

Более 20 лет ком­па­ния Intel помо­га­ет про­фес­со­ру Сти­ве­ну Хокин­гу общать­ся с окру­жа­ю­щим миром. В нача­ле 2013 года ком­па­ния сооб­щи­ла о созда­нии новой ком­му­ни­ка­ци­он­ной плат­фор­мы и запу­сти­ла ее в янва­ре 2015 года. Дан­ная раз­ра­бот­ка поз­во­ля­ет улуч­шить жизнь людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, в част­но­сти, с болез­нью дви­га­тель­но­го ней­ро­на.

Приложение Be My Eyes

Be My Eyes – это кра­уд­сор­син­го­вое при­ло­же­ние, осно­ван­ное на доступ­ной функ­ции видео­звон­ка в iPhone и создан­ное для того, что­бы незря­чие люди в слож­ных ситу­а­ци­ях полу­чи­ли мгно­вен­ную помощь от волон­те­ров. Когда незря­че­му чело­ве­ку нуж­на помощь, он про­сто запус­ка­ет при­ло­же­ние и вклю­ча­ет виде­очат с одним из заре­ги­стри­ро­ван­ных волон­те­ров. Теле­фон мож­но напра­вить на нуж­ный объ­ект, а волон­тер под­ска­жет, что необ­хо­ди­мо выбрать или как дей­ство­вать.

Факторы успеха социальных мобильных приложений

Глав­ные кон­ку­рен­ты соци­аль­ных при­ло­же­ний – это игры. Поэто­му фон­ды пред­по­чи­та­ют не сорев­но­вать­ся с ними, а сотруд­ни­чать. Игро­вые ком­па­нии гото­вы идти на диа­лог с фон­да­ми и раз­ме­щать кон­тент, вовле­ка­ю­щий поль­зо­ва­те­лей в бла­го­тво­ри­тель­ность.

Напри­мер, есть игра «Swampy Crocodile», где кро­ко­дил Swampy хочет помыть­ся в чистой воде, но водо­про­вод с под­зем­ны­ми вода­ми посто­ян­но лома­ют его вра­ги-алли­га­то­ры. На одном из уров­ней игрок может пожерт­во­вать день­ги в фонд, кото­рый зани­ма­ет­ся постав­кой чистой воды в Афри­ке.

Скриншот интерфейса мобильного приложения Swampy.
Скрин­шот интер­фей­са мобиль­но­го при­ло­же­ния Swampy.

В США есть орга­ни­за­ция Playmob, кото­рая помо­га­ет нала­дить диа­лог меж­ду фон­да­ми и раз­ра­бот­чи­ка­ми. Подроб­нее о сов­мест­ных про­ек­тах читай­те на сай­те ком­па­нии.

Интер­нет-кор­по­ра­ции так­же гото­вы при­ни­мать уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Напри­мер, после зем­ле­тря­се­ния в Непа­ле ком­па­нии Facebook, Viber помо­га­ли в поис­ках постра­дав­ших и свя­зи с род­ствен­ни­ка­ми, а iTunes запус­ка­ли кам­па­нию по сбо­ру пожерт­во­ва­ний.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Типичные ошибки российского рынка социальных приложений

Созда­ние мобиль­но­го при­ло­же­ния начи­на­ет­ся с состав­ле­ния порт­ре­та целе­вой ауди­то­рии. При успеш­ном парт­нер­стве при­ло­же­ние фон­да может полу­чать более 100 000 загру­зок на Google Play и App Store.

Наиболее частые ошибки российских приложений:

  • отсут­ствие воз­мож­но­сти пла­тить пря­мо из при­ло­же­ния (необ­хо­ди­мо пере­хо­дить на сайт фон­да, вво­дить дан­ные кар­точ­ки, про­хо­дить 3D-Secure);
  • отсут­ствие игро­вых меха­ник или парт­нер­ства с игро­вы­ми ком­па­ни­я­ми;
  • отсут­ствие вираль­но­сти, воз­мож­но­сти рас­ска­зать дру­зьям о при­ло­же­нии в при­выч­ных соци­аль­ных сетях (дела­ют лиш­ние, невос­тре­бо­ван­ные в Рос­сии, кноп­ки соци­аль­ных сетей);
  • отсут­ствие обнов­ле­ний у при­ло­же­ния. Гото­вый про­дукт нуж­да­ет­ся в посто­ян­ной тех­ни­че­ской под­держ­ке и рас­ши­ре­нии функ­ци­о­на­ла;
  • нека­че­ствен­но сде­лан­ные при­ло­же­ния. Если поль­зо­ва­тель уви­дит ошиб­ку в при­ло­же­нии и уда­лит его, то веро­ят­ность, что он вер­нет­ся к вам после устра­не­ния ошиб­ки, мини­маль­на. Повтор­ное при­вле­че­ние поль­зо­ва­те­ля все­гда обхо­дит­ся доро­же, чем пер­вое зна­ком­ство с при­ло­же­ни­ем;
  • отсут­ствие «мобиль­ных» функ­ций: push-уве­дом­ле­ния, гео­ло­ка­ция, фото­ка­ме­ра;
  • отсут­ствие стра­те­гии и бюд­же­та на про­дви­же­ния при­ло­же­ния. В AppStore нет кате­го­рии для обще­ствен­ных при­ло­же­ний, поэто­му после запус­ка при­ло­же­ния вы буде­те про­дви­гать при­ло­же­ние наравне с дру­ги­ми кон­ку­рен­та­ми.

Дру­гие сове­ты по раз­ра­бот­ке при­ло­же­ний читай­те в мате­ри­а­ле мита­па «Мобиль­ные при­ло­же­ния для обще­ствен­ных про­ек­тов: как создать, раз­ви­вать и про­дви­гать».

IMG_0996

Пред­ста­ви­те­ли AppTractor смог­ли выде­лить толь­ко одно при­ло­же­ние «Помощь детям», кото­рое в Google Play собра­ло более 1000 загру­зок. Одна­ко даже в нем мож­но встре­тить мно­го типич­ных оши­бок, что гово­рит толь­ко о нача­ле раз­ви­тия мобиль­но­го рын­ка соци­аль­ных при­ло­же­ний в Рос­сии.

Презентация