Митап «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея»: материалы встречи

Митап «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея»: материалы встречи
Фрагмент сайта. Государственный музей имени А.С. Пушкина
17 апре­ля 2014 года, в Москве, состо­ял­ся митап с Вла­ди­ми­ром Опре­де­лё­но­вым, заме­сти­те­лем дирек­то­ра по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям Госу­дар­ствен­но­го музея изоб­ра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на, на тему «Поли­ти­ка интер­нет-ком­му­ни­ка­ций и созда­ния инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов круп­но­го музея».

Тема музеев не раз под­ни­ма­лась на нашем сай­те. Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий рас­ска­зы­ва­ла о луч­ших мобиль­ных при­ло­же­ни­ях музеев мира, о рабо­те Музея совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йор­ке о Музее Холо­ко­ста в Вашинг­тоне.

А вы заду­мы­ва­лись, как рабо­та­ет музей? Сколь­ко чело­век чис­лит­ся в Тре­тья­ков­ской гале­рее? Как орга­ни­зо­вать 400 меро­при­я­тий в год для цени­те­лей искус­ства? Сколь­ко вре­ме­ни потре­бу­ет­ся, что­бы оциф­ро­вать весь музей­ный фонд Рос­сии, кото­рый состав­ля­ет 88 млн. пред­ме­тов? Пару лет назад посе­ти­те­ли удив­ля­лись, когда виде­ли в музее инфор­ма­ци­он­ное таб­ло с тек­стом про экс­по­зи­цию. Сей­час к таб­ло под­хо­дят дети, и если нет эффек­та «мно­же­ствен­но­го каса­ния» (multitouch), то им ста­но­вит­ся скуч­но. Как музеи под­дер­жи­ва­ют посто­ян­ный инте­рес посе­ти­те­лей сего­дня?

Вла­ди­мир Опре­де­лё­нов рас­ска­зал о рабо­те Госу­дар­ствен­но­го музея изоб­ра­зи­тель­ных искусств им. А.С. Пуш­ки­на (далее ГМИИ им. А.С. Пуш­ки­на) и о важ­ных интер­нет-про­ек­тах музея, кото­рые, воз­мож­но, оста­лись вами не заме­чен­ны­ми. Сего­дня пор­тал ГМИИ им. А.С. Пуш­ки­на содер­жит 20 000 стра­ниц, и из них 9 000 по про­из­ве­де­ни­ям искус­ства, 3 500 работ пред­став­ле­ны в высо­ком каче­стве.

Самое обид­ное для нас это то, что есть огром­ный раз­рыв меж­ду моло­ды­ми людь­ми, акти­ви­ста­ми и тем, что реаль­но есть и дела­ет­ся. И вы про это не зна­е­те, а мы пло­хо доно­сим.

Владимир Определёнов
Фото: Мария Бори­се­нок. Вла­ди­мир Опре­де­лё­нов, заме­сти­тель дирек­то­ра по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям ГМИИ им. А.С.Пушкина

5 фактов о музее ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые стоит знать

  1. С 2010 г. музей зани­ма­ет­ся оциф­ро­вы­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний искус­ства. На сай­те музея вы може­те най­ти 3000 работ, выло­жен­ных в раз­ре­ше­нии до 100 мега­пик­се­лей. Для срав­не­ния: GoogleArtProject – круп­ней­шая интер­нет-плат­фор­ма, через кото­рую име­ет­ся доступ к про­из­ве­де­ни­ям искус­ства с высо­ким раз­ре­ше­ни­ем, запу­ще­на на год поз­же, 1 фев­ра­ля 2011 г.
  2. Музей­ные кол­лек­ции пред­став­ля­ют инте­рес, в первую оче­редь, для искус­ство­ве­дов, куль­ту­ро­ло­гов, науч­ных кру­гов, поэто­му струк­ту­ра каж­до­го сай­та-кол­лек­ции тща­тель­но про­ра­ба­ты­ва­ет­ся. Вы може­те про­смот­реть ката­лог Бри­тан­ской гра­вю­ры XVIII-XIX вв. и выбрать удоб­ную струк­ту­ру про­смот­ра: по жан­рам, темам, тех­ни­кам гра­вю­ры, по фами­ли­ям и хро­но­ло­гии.
  3. При орга­ни­за­ции выстав­ки мож­но выста­вить одно­вре­мен­но 150–200 пред­ме­тов. Вре­мя экс­по­зи­ции состав­ля­ет 2–3 меся­ца, и сле­ду­ю­щий показ может состо­ять­ся через 30 лет (осо­бен­но это каса­ет­ся аква­рель­ных рисун­ков). Имен­но поэто­му оциф­ров­ка важ­на не толь­ко для пуб­лич­но­го досту­па к куль­тур­но­му насле­дию, но и для арт-рын­ка, когда мож­но посмот­реть под­лин­ни­ки со все­ми про­яв­лен­ны­ми эле­мен­та­ми. Циф­ро­вая копия про­из­ве­де­ний про­из­во­дит­ся мак­си­маль­но каче­ствен­но с воз­мож­но­стью для даль­ней­шей рестав­ра­ци­он­ной рабо­ты и науч­ных иссле­до­ва­ний.
Джеймс Уорд. Тигр, пожирающий добычу, 1799 г.
Джеймс Уорд. Тигр, пожи­ра­ю­щий свою добы­чу, 1799 г.
  1. Вы може­те прой­тись по залам музея с воз­мож­но­стью при­бли­же­ния объ­ек­тов и полу­че­ния инфор­ма­ции по каж­до­му экс­по­на­ту. Оциф­ров­ка музей­ных залов — это тех­ни­че­ски слож­ная рабо­та, напри­мер, для созда­ния пано­рам­ных карт Google или Яндекс потре­бу­ет­ся 5–6 кад­ров, а для зала музея пона­до­бит­ся сде­лать 180 кад­ров на 50 мп объ­ек­тив, что­бы не было гео­мет­ри­че­ских иска­же­ний.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, зал 21, искусство Франции XVII в.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, зал 21, искус­ство Фран­ции XVII в.
  1. Вы може­те ска­чать на iTunes при­ло­же­ние «Ита­льян­ская живо­пись VIII-XX веков». Пред­став­лен­ные полот­на охва­ты­ва­ют 13 веков исто­рии раз­ви­тия ита­льян­ской шко­лы живо­пи­си, объ­еди­нен­ных в 4 хро­но­ло­ги­че­ских пери­о­да. При­ло­же­ние выпу­ще­но на трех язы­ках – рус­ском, англий­ском и ита­льян­ском. Сим­во­ли­че­ская сто­и­мость при­ло­же­ния состав­ля­ет 66 руб­лей. Отме­тим, что созда­те­ли мобиль­ных при­ло­же­ний в сфе­ре куль­ту­ры стал­ки­ва­ют­ся с тем, что в рос­сий­ском AppStore отсут­ству­ет кате­го­рия «Искус­ство, Куль­ту­ра» и раз­ме­ща­ют их под руб­ри­кой «Обра­зо­ва­ние»

Музейный мир в XXI веке

Участ­ни­ки мита­па обсу­ди­ли и акту­аль­ные про­бле­мы музей­ной сфе­ры. Напри­мер, про­бле­му сохра­не­ния циф­ро­во­го насле­дия. Как сохра­нять дис­сер­та­ции, и кто будет циф­ро­вать архи­вы?

Участница митапа. Фото: МБ
Участ­ни­ца мита­па. Фото: Мария Бори­се­нок

Мы изу­ча­ем днев­ни­ки Пуш­ки­на, зна­ме­ни­тых ака­де­ми­ков, и это дает нам новые зна­ния о них. Но где мате­ри­а­лы совре­мен­ных писа­те­лей за послед­ние 20 лет? Пере­дать по боль­шо­му сче­ту в архив нече­го. К сожа­ле­нию, куль­ту­ра сохра­не­ния циф­ро­вой инфор­ма­ции дол­гое вре­мя отсут­ство­ва­ла. Сей­час этот вопрос толь­ко ста­вит­ся, и огром­ный пласт куль­ту­ры мы уже поте­ря­ли. Если я вижу сайт с уни­каль­ной инфор­ма­ци­ей, то сра­зу спра­ши­ваю себя: «Где он будет хра­нить­ся, и что с ним будет в даль­ней­шем?».

Если в США суще­ству­ет НКО «Архив Интер­не­та», цель кото­рой – «сохра­не­ние куль­тур­но-исто­ри­че­ских цен­но­стей циви­ли­за­ции в эпо­ху интер­нет-тех­но­ло­гий и под­держ­ка элек­трон­ной биб­лио­те­ки», то в Рос­сии ряд муль­ти­ме­дий­ных сай­тов с уни­каль­ным кон­тен­том пере­ста­ли под­дер­жи­вать­ся созда­те­ля­ми и исчез­ли.

«Алло! Мы ищем специалистов!»

В музе­ях наблю­да­ет­ся отсут­ствие кад­ров в воз­расте от 25 до 45 лет, жела­ю­щих зани­мать­ся сфе­рой архи­ва­ции и оциф­ро­вы­ва­ния куль­тур­ных объ­ек­тов. В ГМИИ насчи­ты­ва­ет­ся 650 тыс. пред­ме­тов. Из них в тек­сто­вом виде в базу зане­се­но 600 тыс. пред­ме­тов, и толь­ко 40 тысяч пред­ме­тов содер­жат пол­ную инфор­ма­ции об объ­ек­те, при­том что базой нача­ли зани­мать­ся в нача­ле 90-х. Для созда­ния науч­ных ката­ло­гов, архив­ных сай­тов не под­хо­дят такие CMS, как bitrix, Wordpress, Joomla, а, сле­до­ва­тель­но, для госу­дар­ствен­ных музеев нуж­ны про­фес­си­о­на­лы выс­шей ква­ли­фи­ка­ции.

Алёна Егорова. Фото: mariebo
Алё­на Его­ро­ва.
Фото: mariebo

Как заме­ти­ла одна из участ­ниц мита­па: «Глав­ная зада­ча – при­влечь чело­ве­ка в музей, а не пере­ве­сти музей в Интер­нет».

И во мно­гом от успе­ха диа­ло­га меж­ду музей­ны­ми сотруд­ни­ка­ми и IT-спе­ци­а­ли­ста­ми зави­сит буду­щее рос­сий­ских музеев.

Госу­дар­ствен­ный музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств им. А.С. Пуш­ки­на пред­став­лен в соци­аль­ных сетях. О собы­ти­ях музея вы може­те узна­вать в груп­пах «Вкон­так­те» и в Facebook.

Музей прак­ти­че­ски не пред­став­лен в Вики­пе­дии, и у него не хва­та­ет ресур­сов для запол­не­ния инфор­ма­ции.

Как вы можете помочь музею

E-mail кон­такт: opredelenov.vladimir [@] gmail.com

Презентация Владимира Определёнова:

Поли­ти­ка интер­нет-ком­му­ни­ка­ций и созда­ния инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов круп­но­го музея from Vladimir Opredelenov;

Сай­ты-сател­ли­ты Госу­дар­ствен­но­го музея изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства им.А.С.Пушкина