Митап «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея»: материалы встречи

Митап «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея»: материалы встречи
Фрагмент сайта. Государственный музей имени А.С. Пушкина
17 апреля 2014 года, в Москве, состоялся митап с Владимиром Определёновым, заместителем директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на тему «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея».

Тема музеев не раз поднималась на нашем сайте. Теплица социальных технологий рассказывала о лучших мобильных приложениях музеев мира, о работе Музея современного искусства в Нью-Йорке о Музее Холокоста в Вашингтоне.

А вы задумывались, как работает музей? Сколько человек числится в Третьяковской галерее? Как организовать 400 мероприятий в год для ценителей искусства? Сколько времени потребуется, чтобы оцифровать весь музейный фонд России, который составляет 88 млн. предметов? Пару лет назад посетители удивлялись, когда видели в музее информационное табло с текстом про экспозицию. Сейчас к табло подходят дети, и если нет эффекта «множественного касания» (multitouch), то им становится скучно. Как музеи поддерживают постоянный интерес посетителей сегодня?

Владимир Определёнов рассказал о работе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (далее ГМИИ им. А.С. Пушкина) и о важных интернет-проектах музея, которые, возможно, остались вами не замеченными. Сегодня портал ГМИИ им. А.С. Пушкина содержит 20 000 страниц, и из них 9 000 по произведениям искусства, 3 500 работ представлены в высоком качестве.

Самое обидное для нас это то, что есть огромный разрыв между молодыми людьми, активистами и тем, что реально есть и делается. И вы про это не знаете, а мы плохо доносим.

Владимир Определёнов
Фото: Мария Борисенок. Владимир Определёнов, заместитель директора по информационным технологиям ГМИИ им. А.С.Пушкина

5 фактов о музее ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые стоит знать

  1. С 2010 г. музей занимается оцифровыванием произведений искусства. На сайте музея вы можете найти 3000 работ, выложенных в разрешении до 100 мегапикселей. Для сравнения: GoogleArtProject — крупнейшая интернет-платформа, через которую имеется доступ к произведениям искусства с высоким разрешением, запущена на год позже, 1 февраля 2011 г.
  2. Музейные коллекции представляют интерес, в первую очередь, для искусствоведов, культурологов, научных кругов, поэтому структура каждого сайта-коллекции тщательно прорабатывается. Вы можете просмотреть каталог Британской гравюры XVIII-XIX вв. и выбрать удобную структуру просмотра: по жанрам, темам, техникам гравюры, по фамилиям и хронологии.
  3. При организации выставки можно выставить одновременно 150-200 предметов. Время экспозиции составляет 2-3 месяца, и следующий показ может состояться через 30 лет (особенно это касается акварельных рисунков). Именно поэтому оцифровка важна не только для публичного доступа к культурному наследию, но и для арт-рынка, когда можно посмотреть подлинники со всеми проявленными элементами. Цифровая копия произведений производится максимально качественно с возможностью для дальнейшей реставрационной работы и научных исследований.
Джеймс Уорд. Тигр, пожирающий добычу, 1799 г.
Джеймс Уорд. Тигр, пожирающий свою добычу, 1799 г.
  1. Вы можете пройтись по залам музея с возможностью приближения объектов и получения информации по каждому экспонату. Оцифровка музейных залов — это технически сложная работа, например, для создания панорамных карт Google или Яндекс потребуется 5-6 кадров, а для зала музея понадобится сделать 180 кадров на 50 мп объектив, чтобы не было геометрических искажений.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, зал 21, искусство Франции XVII в.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, зал 21, искусство Франции XVII в.
  1. Вы можете скачать на iTunes приложение «Итальянская живопись VIII-XX веков». Представленные полотна охватывают 13 веков истории развития итальянской школы живописи, объединенных в 4 хронологических периода. Приложение выпущено на трех языках — русском, английском и итальянском. Символическая стоимость приложения составляет 66 рублей. Отметим, что создатели мобильных приложений в сфере культуры сталкиваются с тем, что в российском AppStore отсутствует категория «Искусство, Культура» и размещают их под рубрикой «Образование»

Музейный мир в XXI веке

Участники митапа обсудили и актуальные проблемы музейной сферы. Например, проблему сохранения цифрового наследия. Как сохранять диссертации, и кто будет цифровать архивы?

Участница митапа. Фото: МБ
Участница митапа. Фото: Мария Борисенок

Мы изучаем дневники Пушкина, знаменитых академиков, и это дает нам новые знания о них. Но где материалы современных писателей за последние 20 лет? Передать по большому счету в архив нечего. К сожалению, культура сохранения цифровой информации долгое время отсутствовала. Сейчас этот вопрос только ставится, и огромный пласт культуры мы уже потеряли. Если я вижу сайт с уникальной информацией, то сразу спрашиваю себя: «Где он будет храниться, и что с ним будет в дальнейшем?».

Если в США существует НКО «Архив Интернета», цель которой —  «сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий и поддержка электронной библиотеки», то в России ряд мультимедийных сайтов с уникальным контентом перестали поддерживаться создателями и исчезли.

«Алло! Мы ищем специалистов!»

В музеях наблюдается отсутствие кадров в возрасте от 25 до 45 лет, желающих заниматься сферой архивации и оцифровывания культурных объектов. В ГМИИ насчитывается 650 тыс. предметов. Из них в текстовом виде в базу занесено 600 тыс. предметов, и только 40 тысяч предметов содержат полную информации об объекте, притом что базой начали заниматься в начале 90-х. Для создания научных каталогов, архивных сайтов не подходят такие CMS, как bitrix, Wordpress, Joomla, а, следовательно, для государственных музеев нужны профессионалы высшей квалификации.

Алёна Егорова. Фото: mariebo
Алёна Егорова.
Фото: mariebo

Как заметила одна из участниц митапа: «Главная задача – привлечь человека в музей, а не перевести музей в Интернет».

И во многом от успеха диалога между музейными сотрудниками и IT-специалистами зависит будущее российских музеев.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представлен в социальных сетях. О событиях музея вы можете узнавать в группах «Вконтакте» и в Facebook.

Музей практически не представлен в Википедии, и у него не хватает ресурсов для заполнения информации.

Как вы можете помочь музею

E-mail контакт: opredelenov.vladimir [@] gmail.com

Презентация Владимира Определёнова:

Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея from Vladimir Opredelenov;

Сайты-сателлиты Государственного музея изобразительного искусства им.А.С.Пушкина