Мобильные приложения для общественных проектов: как создать, развивать и продвигать

Мобильные приложения для общественных проектов: как создать, развивать и продвигать
Мобильные приложения для общественных проектов: как создать, развивать и продвигать

При под­держ­ке Mail.Ru Group, про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Мобиль­ные при­ло­же­ния для обще­ствен­ных про­ек­тов». На встре­чу при­шли пред­ста­ви­те­ли обще­ствен­ных фон­дов и раз­ра­бот­чи­ки мобиль­ных при­ло­же­ний. Пред­ла­га­ем самое инте­рес­ное из того, что обсуж­да­лось на встре­че.

Поделитесь этими советами с друзьями

Наталья Мартынова, менеджер проектов благотворительного фонда «Детям о детях», рассказала про мобильный Интернет и о том, как изменилось поведение пользователей за последние 5 лет.

Наталья Мартынова Фото: Мария Борисёнок
Ната­лья Мар­ты­но­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния, про­во­ди­мые TNS Web Index в 2014 году, пока­зы­ва­ют, что 50% рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей выхо­дят в Интер­нет с мобиль­но­го теле­фо­на или план­ше­та, а 25% – поль­зу­ют­ся Интер­не­том со ста­ци­о­нар­но­го ком­пью­те­ра.

Мобиль­ное при­ло­же­ние созда­ет допол­нен­ную реаль­ность и пред­ла­га­ет ряд функ­ций, кото­рых нет у сай­тов: опре­де­ле­ние гео­по­ло­же­ния, посто­ян­ный доступ к сво­е­му девай­су, пол­ная пер­со­на­ли­за­ция устрой­ства. Подроб­нее о мобиль­ном при­ло­же­нии 3.0. читай­те в мате­ри­а­ле со встре­чи с Ната­льей Вол­ко­вой.

В США сег­мент мобиль­ных при­ло­же­ний для НКО более раз­вит, чем в Рос­сии. Мобиль­ные при­ло­же­ния созда­ют­ся круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми, что­бы вый­ти на узкую ауди­то­рию, кото­рую не затра­ги­ва­ют мас­со­вые реклам­ные кам­па­нии.

Сейчас огромный слой людей, которым сложно пользоваться технологиями. Например, большинство российских продуктов не озвучены для незрячих. И разработчики не решают эту проблему, потому что незнакомы с ней.

5 проблем, которые решает мобильное приложение

  • Помощь в борь­бе с болез­ня­ми.

При­ло­же­ния KrebsHILFE App и Cancer.Net – это инфор­ма­ци­он­ные при­ло­же­ния, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют о 120 видах рака, симп­то­мах и побоч­ных эффек­тах от лекарств. Часть при­ло­же­ний исполь­зу­ет­ся для напо­ми­на­ния о при­е­ме лекарств: Pilbox Alert, My Pillbox.

Слайд с презентации Натальи Мартыновой
Слайд с пре­зен­та­ции Ната­льи Мар­ты­но­вой.
  • При­ло­же­ния для людей с инва­лид­но­стью.

При­ло­же­ние Wheelmap пред­став­ля­ет собой кар­ту доступ­ных объ­ек­тов, кото­рые помо­га­ют ори­ен­ти­ро­вать­ся в горо­де и выстра­и­вать марш­ру­ты людям с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

При­ло­же­ние The Americans with Disabilities Act Reference откры­ва­ет доступ к пра­во­вой инфор­ма­ции для людей с инва­лид­но­стью, а при­ло­же­ние Dance Party Zoo помо­га­ет раз­вить мото­ри­ку и пред­ла­га­ет про­стые ком­плек­сы физи­че­ских упраж­не­ний.

  • Уход за пал­ли­а­тив­ны­ми паци­ен­та­ми.

При­ло­же­ние Palliative Care Fast Facts обес­пе­чи­ва­ют паци­ен­тов, вра­чей и их род­ствен­ни­ков необ­хо­ди­мой инфор­ма­ци­ей о состо­я­нии боль­но­го и ухо­да за ним. Сер­вис Opioid Converter дела­ет рас­че­ты дозы обез­бо­ли­ва­ю­ще­го в зави­си­мо­сти от типа лекар­ства.

  • При­ло­же­ния, при­зы­ва­ю­щие к ответ­ствен­но­му потреб­ле­нию.

Кар­то­гра­фи­че­ский сер­вис MyMüll.de пока­зы­ва­ет кар­ту адре­сов по пере­ра­бот­ке мусо­ра.

Сер­вис Altkleider – это кар­та с пунк­та­ми, куда мож­но сдать ста­рую или ненуж­ную одеж­ду.

  • При­ло­же­ния, помо­га­ю­щие тем, кто хочет помочь.

Ком­па­ния Johnson & Johnson раз­ра­бо­та­ла сер­вис Donate a Photo for Charity, кото­рый поми­мо сред­ства для эффек­тив­но­го сбо­ра пожерт­во­ва­ний стал хоро­шей реклам­ной кам­па­ни­ей для его созда­те­лей.

One Today by Google – при­мер фанд­рай­зин­га от ком­па­нии Google. Каж­дый день поль­зо­ва­тель полу­ча­ет тема­ти­че­скую фото­гра­фию с пред­ло­же­ни­ем пере­ве­сти 1$ в бла­го­тво­ри­тель­ную орга­ни­за­цию на выбор.

Слайд с презентации Натальи Мартыновой
Слайд с пре­зен­та­ции Ната­льи Мар­ты­но­вой.

Для НКО, которые хотят обсудить идею создания мобильного приложения и поучаствовать в хакатоне, могут писать напрямую Наталье Мартыновой: martynovа [at] kidz2kidz.ru

Гости митапа Фото: Мария Борисёнок
Гости мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Алек­сандр Соро­кин, дирек­тор ком­па­нии «Аутизм Софт», рас­ска­зал про два при­ло­же­ния для детей-аути­стов, выпу­щен­ных в мае 2015 года.

Ком­па­ния «Аутизм Софт» – это коман­да экс­пер­тов и раз­ра­бот­чи­ков, кото­рые зани­ма­ют­ся иссле­до­ва­ни­я­ми, созда­ни­ем и выпус­ком на рынок раз­ви­ва­ю­щих и кор­рек­ти­ру­ю­щих элек­трон­ных при­ло­же­ний и про­грамм для детей и взрос­лых с аутиз­мом.

Приложение «Аутизм Коммуникатор»

Для детей-аути­стов важ­но пре­одо­леть барьер ком­му­ни­ка­ции. Обоб­ще­ние и абстрак­ция у детей с аутиз­мом раз­ви­ва­ют­ся не все­гда лег­ко и часто поз­же сверст­ни­ков. Поэто­му абстракт­ные кар­точ­ки с нари­со­ван­ны­ми пред­ме­та­ми не все­гда рабо­та­ют так же хоро­шо, как фото­гра­фии кон­крет­ных вещей.

В «Аутизм Ком­му­ни­ка­то­ре» вы фото­гра­фи­ру­е­те люби­мую чаш­ку с какао ваше­го ребен­ка, созда­е­те из нее кар­точ­ку и вво­ди­те новое сло­во в сло­варь, напри­мер «Какао». В ком­му­ни­ка­то­ре так­же мож­но будет набрать фра­зу из трех кар­то­чек «Я + хочу + какао».

Ска­чать при­ло­же­ние мож­но в AppStore.

Приложение «Визуальное расписание»

Самое слож­ное для детей-аути­стов – соеди­нить «про­стран­ство и вре­мя». У них нет пред­став­ле­ния, что такое «через час» или «зав­тра». Ребе­нок не зна­ет, сколь­ко вре­ме­ни он может играть или кушать. От это­го непо­ни­ма­ния вре­ме­ни у ребен­ка появ­ля­ет­ся тре­во­га и накап­ли­ва­ет­ся стресс.

Про­бле­му со вре­ме­нем может решить «Визу­аль­ное рас­пи­са­ние» – после­до­ва­тель­ность собы­тий в кар­тин­ках. При­ло­же­ние «Визу­аль­ное рас­пи­са­ние» сра­зу пока­зы­ва­ет вре­мя заня­тия и что будет после него.

Ска­чать при­ло­же­ние мож­но в AppStore.

Александр Сорокин и Ирина Байбарович Фото: Мария Борисёнок
Алек­сандр Соро­кин и Ири­на Бай­ба­ро­вич. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Алек­сей Штат­нов, про­дю­сер мобиль­но­го при­ло­же­ния для детей «Фик­си­ки», рас­ска­зал про труд­но­сти, с кото­ры­ми вы може­те столк­нуть­ся при запус­ке при­ло­же­ния.

5 вещей, которые вам нужно знать, прежде чем решиться на разработку приложения.

  1. В 2014 году коли­че­ство при­ло­же­ний в Google Play и App Store пере­ва­ли­ло за 2,5 млн. В 2017 году их коли­че­ство будет насчи­ты­вать око­ло 5 млн.
  2. В AppStore нет кате­го­рии для обще­ствен­ных при­ло­же­ний, поэто­му после запус­ка при­ло­же­ния вы буде­те про­дви­гать при­ло­же­ние наравне с дру­ги­ми кон­ку­рен­та­ми.
  3. Вы може­те само­сто­я­тель­но сде­лать при­ло­же­ние на мобиль­ных кон­струк­то­рах: BusinessApps, Appery.io, MobileRoadie, TheAppBuilder, My-apps.
  4. Боль­шин­ство при­ло­же­ний, кото­рые заду­мы­ва­ют­ся ком­мер­че­ски­ми, по фак­ту ока­зы­ва­ют­ся убы­точ­ны­ми.
  5. Клю­че­вая ошиб­ка коман­ды: фокус на про­дук­те, а не на конеч­ном поль­зо­ва­те­ле.

Совет от Алек­сея Штат­но­ва: Тща­тель­но про­ду­май­те мар­ке­тинг-стра­те­гию: как вы буде­те при­вле­кать поль­зо­ва­те­лей, какие встро­ен­ные покуп­ки у вас будут, какие соци­аль­ные функ­ции несет в себе при­ло­же­ние, как под­толк­нуть поль­зо­ва­те­ля чаще обра­щать­ся к при­ло­же­нию.

Будь­те реа­ли­ста­ми по отно­ше­нию к сро­кам зака­за. Одна пуб­ли­ка­ция в AppStore зани­ма­ет мини­мум две неде­ли. Релиз пер­вой вер­сии все­гда выхо­дит дешев­ле, чем вто­рой после выяв­лен­ных оши­бок.

Перед началом разработки задайте себе 4 вопроса:

  1. В чем уни­каль­ность ваше­го про­дук­та?
  2. Какую про­бле­му реаль­ных людей вы пла­ни­ру­е­те решить?
  3. Как сей­час люди реша­ют эту про­бле­му?
  4. Поче­му они будут поль­зо­вать­ся вашим про­дук­том?
Алексей Штатнов Фото: Мария Борисёнок
Алек­сей Штат­нов. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Ири­на Бай­ба­ро­вич пре­зен­то­ва­ла при­ло­же­ние «Сур­до­фон», кото­рое было раз­ра­бо­та­но в Ново­си­бир­ске при под­держ­ке вен­чур­ной ком­па­нии «Ломо­но­сов Капи­тал». Кста­ти, у этой ком­па­нии есть отдель­ное направ­ле­ние по раз­ра­бот­ке соци­аль­ных про­ек­тов на кон­курс­ной осно­ве.

Сур­до­фон – при­ло­же­ние-ком­му­ни­ка­тор, кото­рое помо­га­ет глу­хо­не­мым общать­ся с внеш­ним миром. При­ло­же­ние пере­во­дит зву­ча­щую речь или текст на язык жестов и демон­стри­ру­ет жесты в виде ани­ми­ро­ван­но­го ком­пью­тер­но­го ава­та­ра девуш­ки Зои.

На базе приложения создается линейка продуктов, которые позволят глухонемым вести полноценный образ жизни:

  • сур­до­ком­му­ни­ка­тор для учре­жде­ний соци­аль­но-быто­во­го назна­че­ния (меди­ци­на, бан­ки, ЖКХ);
  • сур­до­фон-ТВ, кото­рый поз­во­лит сде­лать циф­ро­вой сур­до­пе­ре­вод для ТВ-кана­лов;
  • обра­зо­ва­тель­ный софт по обу­че­нию язы­ку жестов.

При­ло­же­ние на рын­ке уже два года, наби­ра­ет попу­ляр­ность в реги­о­нах, но актив­но нуж­да­ет­ся в рас­ши­ре­нии ауди­то­рии и PR-под­держ­ке.

Ска­чать при­ло­же­ние мож­но через сайт ком­па­нии.

Как работает приложение, вы можете посмотреть в ролике с Ириной Байбарович.

Презентация Натальи Мартыновой

Презентация Алексея Штатнова

Митап про­шел 28 мая 2015 года.