Митап «Как проводить онлайн-опросы для своего проекта»: материалы встречи и рекомендации

Станислав Моисеев.
Фото: Мария Борисёнок
Станислав Моисеев. Фото: Мария Борисёнок
16 октября состоялся митап «Как проводить онлайн-опросы для своего проекта» с руководителем проектов Фонда «Общественное мнение» Станиславом Моисеевым. Сегодня на смену традиционным методам опроса приходят онлайн-инструменты анкетирования, доступные обычным пользователям Интернета и признаваемые специалистами, социологами. 

Международная организация маркетологов (ESOMAR) подсчитала, что до 50% современных маркетинговых исследований проводятся с помощью онлайн-инструментов. И на это есть ряд причин.

  • Низкая стоимость организации (не нужно печатать материалы, платить интервьюерам и т.п.);
  • Высокая скорость проведения опроса;
  • Интернет-каналы дают возможность напрямую выходить на определённые целевые аудитории.

Онлайн-опросы становятся отличным дополнением к традиционным опросам, но не заменяют их.

Какие недостатки есть у онлайн-опросов?

  1. Низкое количество ответов респондентов. В традиционных почтовых опросах количество ответов составляло порядка 20%, однако и от современной e-mail рассылки можно ожидать такой же эффективности.
  2. Неконтролируемое смещение. В открытом интернет-опросе велика вероятность того, что в нём добровольно примут участие те, кто интересуется опросом или его темой. Из-за этого в структуре данных будет наблюдаться недостаток критичных оценок и искажение реальной картины.
  3. Онлайн-опросы сложны для крупных исследований. При работе с онлайн-опросами трудно оценить, насколько мнение интернет-аудитории соотносится с генеральной совокупностью. В том случае, если она по большей части состоит из людей, которые редко пользуются интернетом, использование онлайн-технологий просто невозможно.

По статистике Фонда «Общественное мнение» в среднем 62% жителей России пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц. Это значит, что при проведении онлайн-опросов количество людей, которые не могут попасть  в выборку. К тому же пользователи Интернета – это определенный вид аудитории, для которой характерны активность, особые практики поведения и восприятия информации.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

В проведения онлайн-опросов вам помогут два сервиса: Google Форма и Survey Monkey.

Когда нам нужно измерить стол, мы берем линейку. Когда нужно измерить мнение, мы используем анкету.

Сервис «Google Формы» как инструмент создания опроса

«Google Форма» – это удобный инструмент с интуитивно понятным интерфейсом для проведения онлайн-опросов. Google предлагает две возможности для анализа: автоматический базовый анализ данных в виде диаграмм или перевод данных в формат Excel для дальнейшей работы. После составления Google Формы генерируется ссылка, которую вы может разослать вашим подписчикам.

Создание анкеты на сервисе Google Form. Скриншот.
Создание анкеты на сервисе Google Form. Скриншот.

Сервис Survey Monkey во многом схож по работе с Google Формой. В качестве дополнительной возможности пользователь может воспользоваться базой шаблонов сервиса и посмотреть анкеты со схожей тематикой.

В отличие от Google Формы вы можете построить многостраничную анкету с размещением каждого вопроса на отдельной странице, что помогает респондентам быть внимательным при ответах. Также сервис предусматривает больше опций для составления вопроса (например, наличие типа вопроса с функцией ранжирования ответов).

Создание анкеты на сервисе Survey Monkey. Скриншот.
Создание анкеты на сервисе Survey Monkey. Скриншот.

Один из недостатков сервиса Survey Monkey – это ограниченный бесплатный доступ для анкетирования. При наличии более 1000 респондентов за каждую последующую анкету вы платите 2 рубля.

Как правильно создать анкету?

Классическая анкета делится на 3 части: введение, основная и заключение.

Вводная часть. В начале анкеты вы представляетесь, прописываете цель, задачи опроса, чтобы респондентам стало понятно, зачем им участвовать в вашем опросе. Вводная часть позволяет человеку настроиться на структуру анкеты и рассчитать свое время.

Чтобы не было испорченных анкет, лучше максимально разъясните, как заполнять анкету  (например, укажите, что не стоит оставлять вопросы без ответов, или как переходить от блока к блоку).

Станислав Моисеев вручает книгу о социологии участнице встречи. Фото: Мария Борисёнок
Станислав Моисеев вручает книгу о социологии участнице встречи. Фото: Мария Борисёнок.

 

В основной части важно правильно выстроить последовательность вопросов.

  • Для того чтобы установить контакт с респондентом, анкету следует начать с простых вопросов: «Скажите, пожалуйста, знаете ли вы московские благотворительные фонды? 1. Да. 2. Нет».
  • Вопросы лучше выстраивать по принципу воронки: от простого к сложному. Самые сложные и развернутые вопросы размещаются в середине, когда человек максимально сконцентрирован на опросе.
  • Важно соблюдать последовательность вопросов и плавный переход между блоками (краткие объяснения о следующей теме).
  •  В конце анкеты обычно размещают общие вопросы с социально-демографическими параметрами, оставляют место для комментариев или пожеланий и благодарят за участие в опросе.

Общие правила анкеты

  • Структура анкеты выстраивается в зависимости от цели опроса.
  • Когда вы сформулируете тему опроса, то поймете, какие ключевые понятия заложены в вашу анкету. Понятия – это сложные конструкции (интерес, ценности, убеждения), которые вы пробуете раскрыть через серию вопросов. При этом вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, читая каждый вопрос в отдельности, любой человек понял, о чем речь, и смог на него ответить.
  • Респондентам нужно предоставлять право высказывать негативное мнение. В противном случае вы получите ожидаемые ответы и потеряете ответы в виде конструктивной критики.
  • Если вы используете в вопросе шкалы, то уточняйте, что для вас положительная оценка, а что отрицательная, чтобы избежать разночтений.

Презентация Станислава Моисеева

О том, какие возможности предоставляют онлайн-опросы, смотрите в коротком интервью со Станиславом Моисеевым.