Онлайн-курсы: ожидания и реальность

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

26 июня 2018 года про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Онлайн-кур­сы: ожи­да­ния и реаль­ность».

Участ­ни­ки обсу­ди­ли трен­ды в онлайн-обра­зо­ва­нии и при­е­мы, кото­рые дела­ют онлайн-кур­сы попу­ляр­ны­ми и эффек­тив­ны­ми.

На встре­че высту­пи­ла Али­са Без­ман, редак­тор онлайн-жур­на­ла про тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии Edutainme, маги­странт Инсти­ту­та обра­зо­ва­ния НИУ ВШЭ.

Алиса Безман, редактор журнала про технологии в образовании Edutainme, рассказала, как сделать востребованные онлайн-курсы.
Али­са Без­ман, редак­тор жур­на­ла про тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии Edutainme, рас­ска­за­ла, как сде­лать вос­тре­бо­ван­ные онлайн-кур­сы.

По дан­ным иссле­до­ва­ния Class Central, к 2017 году 800 уни­вер­си­те­тов запу­сти­ли мини­мум один онлайн-курс. В лиде­рах онлайн-обра­зо­ва­ния нахо­дят­ся плат­фор­мы Coursera (30 млн поль­зо­ва­те­лей), edX (14 млн поль­зо­ва­те­лей), XuetangX (9,3 млн поль­зо­ва­те­лей), Udacity (8 млн поль­зо­ва­те­лей).

На конец 2017 года в мире было заре­ги­стри­ро­ва­но 9400 онлайн-кур­сов с 81 млн поль­зо­ва­те­лей.

Тренды в онлайн-образовании

Монетизация курсов

Несмот­ря на то, что изна­чаль­но в осно­ве онлайн-кур­сов лежа­ла идея бес­плат­но­го досту­па к обра­зо­ва­нию, все боль­ше кур­сов ста­но­вят­ся плат­ны­ми и исполь­зу­ют раз­ные моде­ли моне­ти­за­ции. Напри­мер:

  • полу­че­ние плат­ных сер­ти­фи­ка­тов по окон­ча­нии кур­сов;
  • полу­че­ние плат­ных мик­ро­сте­пе­ней и онлайн-дипло­ма (29 про­грамм от Udacity, 10 маги­стер­ских от Coursera);
  • кор­по­ра­тив­ное обу­че­ние: инте­гра­ция онлайн-обра­зо­ва­ния в ком­па­нии.

«51% слу­ша­те­лей не гото­вы пла­тить за сер­ти­фи­ка­ты. Поэто­му если вы хоти­те созда­вать моне­ти­зи­ро­ван­ный онлайн-курс, то про­ду­май­те две тра­ек­то­рии: откры­тую бес­плат­ную часть и плат­ную». Али­са Без­ман

75% слу­ша­те­лей онлайн-кур­сов – это рабо­та­ю­щие люди, кото­рые повы­ша­ют свою ква­ли­фи­ка­цию и полу­ча­ют новые навы­ки.

Алиса Безман и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Али­са Без­ман и участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

На Coursera, что­бы полу­чить сте­пень маги­стра онлайн, потре­бу­ет­ся прой­ти кон­курс­ный отбор, про­слу­шать 10 кур­сов по спе­ци­аль­но­сти в тече­ние полу­то­ра лет и запла­тить в сред­нем от 15 тысяч дол­ла­ров.

Еще по теме: Про­дви­же­ние онлайн-кур­са: что надо знать 

Чем привлечь пользователя онлайн-курса

Китай­ские обра­зо­ва­тель­ные стри­мы CCTalk в июне 2017 года собра­ли в пря­мом эфи­ре 343 млн поль­зо­ва­те­лей. Что же при­вле­ка­ет поль­зо­ва­те­лей в онлайн-обу­че­нии?

  • Игро­фи­ка­ция. Самая труд­ная зада­ча при веде­нии онлайн-кур­са – это удер­жать поль­зо­ва­те­ля в тече­ние 7 дней. У кур­сов на попу­ляр­ные темы отсев сту­ден­тов состав­ля­ет 92–98%. Игро­вые меха­ни­ки – бону­сы, рей­тин­ги, награ­ды, вызо­вы – поз­во­ля­ют удер­жи­вать поль­зо­ва­те­ля на плат­фор­ме. При­ме­ры обу­ча­ю­щих плат­форм с игро­фи­ка­ци­ей: LinguaLeo, Flocabulary, While true learn.
  • Визу­аль­ный мате­ри­ал. В онлайн-кур­се видео и иллю­стра­ции вос­при­ни­ма­ют­ся луч­ше, чем тек­сты.
  • Snack learning, или прин­цип корот­ко­го обу­че­ния во вре­мя пере­ры­ва. Обу­ча­ю­щие бло­ки долж­ны укла­ды­вать­ся в несколь­ко минут, кото­рые мож­но прой­ти на мобиль­ном теле­фоне, пока сто­ишь в оче­ре­ди или обе­да­ешь.
  • Мобиль­ное обу­че­ние. По опро­су Bestcolleges, в 2016 году 67% поль­зо­ва­те­лей хотят, что­бы мате­ри­а­лы кур­са были доступ­ны в мобиль­ном при­ло­же­нии, и 39% сда­ют домаш­ние зада­ния через смарт­фон.

Еще по теме: «Теп­ло­сеть»: Теп­ли­ца запу­сти­ла плат­фор­му лег­ко­го обра­зо­ва­ния для актив­ных людей

Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О смешанном формате онлайн-курсов

Сту­дент, кото­рый про­слу­шал 2–3 лек­ции из все­го кур­са, фор­маль­но не закон­чил курс. Одна­ко если он полу­чил необ­хо­ди­мую для него инфор­ма­цию, то цель достиг­ну­та. Сме­шан­ный фор­мат онлайн-обу­че­ния поз­во­ля­ет полу­чать зна­ния в зави­си­мо­сти от целей сту­ден­тов.

К при­ме­ру, в обра­зо­ва­тель­ном про­ек­те «Тро­Эк­то­рия» созда­ют­ся груп­пы для сов­мест­но­го изу­че­ния онлайн-кур­сов. Участ­ни­ки слу­ша­ют дома мате­ри­а­лы лек­ций и раз в неде­лю соби­ра­ют­ся для обсуж­де­ния и сов­мест­но­го выпол­не­ния зада­ний. Парал­лель­но с кур­сом созда­ет­ся реаль­ный про­ект, в кото­ром при­ме­ня­ют­ся полу­чен­ные зна­ния.

«Сме­шан­ный фор­мат дает людям про­стран­ство, где они пони­ма­ют, что не про­слу­шать весь курс – это не стыд­но. Они могут пере­клю­чать­ся меж­ду раз­ны­ми уров­ня­ми погру­же­ния в тему и про­хо­дить курс по выбран­ной тра­ек­то­рии». Али­са Без­ман

Сме­шан­ный фор­мат реша­ет вопро­сы с отсут­стви­ем живо­го обще­ния и созда­ет «эффект одно­класс­ни­ков».

Скачайте презентацию Алисы Безман в формате PDF.

Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Полезные ресурсы