Онлайн-курсы: ожидания и реальность

26 июня 2018 года прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Онлайн-курсы: ожидания и реальность». Участники обсудили тренды в онлайн-образовании и приемы, которые делают онлайн-курсы популярными и эффективными. На встрече выступила Алиса Безман, редактор онлайн-журнала про технологии в образовании Edutainme,…

26 июня 2018 года прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Онлайн-курсы: ожидания и реальность».

Участники обсудили тренды в онлайн-образовании и приемы, которые делают онлайн-курсы популярными и эффективными.

На встрече выступила Алиса Безман, редактор онлайн-журнала про технологии в образовании Edutainme, магистрант Института образования НИУ ВШЭ.

Алиса Безман, редактор журнала про технологии в образовании Edutainme, рассказала, как сделать востребованные онлайн-курсы.
Алиса Безман, редактор журнала про технологии в образовании Edutainme, рассказала, как сделать востребованные онлайн-курсы.

По данным исследования Class Central, к 2017 году 800 университетов запустили минимум один онлайн-курс. В лидерах онлайн-образования находятся платформы Coursera (30 млн пользователей), edX (14 млн пользователей), XuetangX (9,3 млн пользователей), Udacity (8 млн пользователей).

На конец 2017 года в мире было зарегистрировано 9400 онлайн-курсов с 81 млн пользователей.

Тренды в онлайн-образовании

Монетизация курсов

Несмотря на то, что изначально в основе онлайн-курсов лежала идея бесплатного доступа к образованию, все больше курсов становятся платными и используют разные модели монетизации. Например:

  • получение платных сертификатов по окончании курсов;
  • получение платных микростепеней и онлайн-диплома (29 программ от Udacity, 10 магистерских от Coursera);
  • корпоративное обучение: интеграция онлайн-образования в компании.

«51% слушателей не готовы платить за сертификаты. Поэтому если вы хотите создавать монетизированный онлайн-курс, то продумайте две траектории: открытую бесплатную часть и платную». Алиса Безман

75% слушателей онлайн-курсов – это работающие люди, которые повышают свою квалификацию и получают новые навыки.

Алиса Безман и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Алиса Безман и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

На Coursera, чтобы получить степень магистра онлайн, потребуется пройти конкурсный отбор, прослушать 10 курсов по специальности в течение полутора лет и заплатить в среднем от 15 тысяч долларов.

Еще по теме: Продвижение онлайн-курса: что надо знать 

Чем привлечь пользователя онлайн-курса

Китайские образовательные стримы CCTalk в июне 2017 года собрали в прямом эфире 343 млн пользователей. Что же привлекает пользователей в онлайн-обучении?

  • Игрофикация. Самая трудная задача при ведении онлайн-курса – это удержать пользователя в течение 7 дней. У курсов на популярные темы отсев студентов составляет 92-98%. Игровые механики – бонусы, рейтинги, награды, вызовы – позволяют удерживать пользователя на платформе. Примеры обучающих платформ с игрофикацией: LinguaLeo, Flocabulary, While true learn.
  • Визуальный материал. В онлайн-курсе видео и иллюстрации воспринимаются лучше, чем тексты.
  • Snack learning, или принцип короткого обучения во время перерыва. Обучающие блоки должны укладываться в несколько минут, которые можно пройти на мобильном телефоне, пока стоишь в очереди или обедаешь.
  • Мобильное обучение. По опросу Bestcolleges, в 2016 году 67% пользователей хотят, чтобы материалы курса были доступны в мобильном приложении, и 39% сдают домашние задания через смартфон.

Еще по теме: «Теплосеть»: Теплица запустила платформу легкого образования для активных людей

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

О смешанном формате онлайн-курсов

Студент, который прослушал 2-3 лекции из всего курса, формально не закончил курс. Однако если он получил необходимую для него информацию, то цель достигнута. Смешанный формат онлайн-обучения позволяет получать знания в зависимости от целей студентов.

К примеру, в образовательном проекте «ТроЭктория» создаются группы для совместного изучения онлайн-курсов. Участники слушают дома материалы лекций и раз в неделю собираются для обсуждения и совместного выполнения заданий. Параллельно с курсом создается реальный проект, в котором применяются полученные знания.

«Смешанный формат дает людям пространство, где они понимают, что не прослушать весь курс – это не стыдно. Они могут переключаться между разными уровнями погружения в тему и проходить курс по выбранной траектории». Алиса Безман

Смешанный формат решает вопросы с отсутствием живого общения и создает «эффект одноклассников».

Скачайте презентацию Алисы Безман в формате PDF.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Полезные ресурсы