Елена Пугачева: Студенты онлайн-курсов хотят навыков, а не знаний

Представители компаний Stepik и Нетология рассказали, как создать свой идеальный онлайн-курс

По статистике образовательной платформы Stepik, 5-13 процентов студентов заканчивают онлайн-курсы и получают сертификаты. О том, что именно пользователи ожидают от обучения и какие форматы привлекают студентов, рассказали Ната­лья Фео­фа­но­ва, дирек­тор по рабо­те с кур­са­ми онлайн-плат­фор­мы Stepik, и Еле­на Пуга­че­ва, веду­щий про­дю­сер обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по мар­ке­тин­гу в «Нето­ло­гии» на митапе Теплицы.

Елена Пугачева. Фото: Мария Борисёнок.

О типах онлайн-курсов

Образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов Stepik предлагает студентам учиться на курсах по программированию, математике, статистике и анализу данных, физике, экономике, гуманитарным наукам, а авторам курсов – создавать их. 

Еще по теме: Оксфорд на дому: как получить престижное образование онлайн

Stepik предлагает создание и размещение трех типов курсов:

  • открытые курсы. Материалы распространяются под лицензией Creative Commons BY-SA 4.0;
  • закрытые курсы. На материалы не распространяется лицензия Creative Commons BY-SA 4.0, курсы не видны пользователям в каталоге, и учатся только те люди, которых пригласили авторы курса;
  • платные курсы. Оплата происходит через платформу с комиссией от 7%.

Наталья Феофанова и Елена Пугачева выделили ключевые компоненты при выборе онлайн-курсов.

  • Программа курса. Она должна состоять из сжатой, лаконичной информации и соответствовать знаниям целевой аудитории.

  • Баланс в сочетании видео, текстов, заданий и возрастании их сложности. 

«Звук важнее картинки. Люди слушают курс в приложении, в мобильном браузере, и какая бы ни была красивая картинка, звук может все испортить». Наталья Феофанова

Наталья Феофанова. Фото: Мария Борисёнок.

  • Длительность курса. По статистике, онлайн-курсы проходят до конца, если они длятся в течение 3-5 недель. 

  • Практика и отработка полученных навыков.

«Знания сейчас фактически ничего не стоят, потому что знания можно получить в Интернете абсолютно бесплатно, вбив поисковый запрос. Поэтому пользователь приходит, в первую очередь, за навыком. А навык – это то, что невозможно научить ни за одно, ни за два занятия. Соответственно, его нужно какой-то период времени отрабатывать». Елена Пугачева

  • Преподавательский состав. Кураторы по практике, методисты и авторы курса помогают сформировать программу и все домашние задания. Это сэкономит репутацию и деньги на возвраты в случае платного курса и несоответствия ожиданиям пользователей.

  • Обратная связь. «Peer-to-peer» проверка – это когда студенты проверяют друг друга. Если оставить на курсе только peer-to-peer проверку, это вызовет недоверие среди студентов и может стать фактором негатива на курсе. Лучше всего делать несколько опций обратной связи: менторской и студенческой. Обратная связь может быть количественной и качественной. Количественная обратная связь основана на шкалах, например, оценка подачи материала лектором от 1 до 10. Качественная обратная связь – это открытые вопросы, например, «Что из того, что вы узнали на занятии, вы сможете применить уже завтра на своем рабочем месте?».

«Количественная обратная связь позволяет вам оценить качество курса, а качественная обратная связь позволяет вам найти инсайты в том, что говорят ваши пользователи, что для них важно». Елена Пугачева

Рекомендации перед запуском онлайн-курсов

  • Изучайте свою аудиторию. Можно запустить таргетированную рекламу или протестировать продукт через бесплатные продукты (вебинары, марафоны, конференции). 
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

  • Тестируйте форматы и разные каналы получения контента (очный курс, вебинары, видеозаписи, скринкасты к домашним заданиям).
  • Учитесь на своих курсах и тестируйте контент вместе с практикой.

«Вы человек, который абсолютно точно знает цели курса, каждого занятия и может максимально компетентно оценить, как прошло занятие. Кроме вас, этого никто не сделает». Елена Пугачева 

  • Сделайте руководства о том, как давать обратную связь, и выберите тональность для каждого курса. 

  • Регламентируйте систему поддержки: время ответа студентам, участие в чатах, чек-листы, инструкции, как выполнить задания. 
Скриншот таблицы с обратной связью студентов «Нетологии».

  • Мотивируйте студентов и предлагайте им различные бонусы: дополнительные занятия, вебинары, лекции с внешними экспертами.
  • Создавайте эмоциональную связь на любом этапе создания онлайн-курса: почтовые рассылки, посты, анонсы.
  • Исправляйте ошибки и неточности. Следите, чтобы не было одинаковых заданий на протяжении всего курса и чтобы теория была связана с практикой. 
  • Обновляйте текстовые и видеоматериалы курса.
  • Продумайте способы общения на курсе. 

«Мы приходим учиться онлайн, где у нас нет очной аудитории, но при этом тенденции онлайн-образования предполагают общение, появление тьюторов, менторов. Людям хочется проходить онлайн-курсы и знать, что рядом учится кто-то еще». Наталья Феофанова

Скачать презентацию Натальи Феофановой в формате PDF.

Скачать презентацию Елены Пугачевой в формате PDF.

Полезные ресурсы

Встреча прошла 28 августа 2019 года при поддержке Impact Hub Moscow.