Елена Пугачева: Студенты онлайн-курсов хотят навыков, а не знаний

Елена Пугачева: Студенты онлайн-курсов хотят навыков, а не знаний
На мита­пе Теп­ли­цы рас­ска­за­ли, на что обра­ща­ют вни­ма­ние сту­ден­ты при выбо­ре онлайн-кур­сов. Фото: Мария Бори­сё­нок.

По ста­ти­сти­ке обра­зо­ва­тель­ной плат­фор­мы Stepik, 5–13 про­цен­тов сту­ден­тов закан­чи­ва­ют онлайн-кур­сы и полу­ча­ют сер­ти­фи­ка­ты. О том, что имен­но поль­зо­ва­те­ли ожи­да­ют от обу­че­ния и какие фор­ма­ты при­вле­ка­ют сту­ден­тов, рас­ска­за­ли Ната­лья Фео­фа­но­ва, дирек­тор по рабо­те с кур­са­ми онлайн-плат­­фор­­мы Stepik, и Еле­на Пуга­че­ва, веду­щий про­дю­сер обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по мар­ке­тин­гу в «Нето­ло­гии» на мита­пе Теп­ли­цы.

Еле­на Пуга­че­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О типах онлайн-курсов

Обра­зо­ва­тель­ная плат­фор­ма и кон­струк­тор онлайн-кур­сов Stepik пред­ла­га­ет сту­ден­там учить­ся на кур­сах по про­грам­ми­ро­ва­нию, мате­ма­ти­ке, ста­ти­сти­ке и ана­ли­зу дан­ных, физи­ке, эко­но­ми­ке, гума­ни­тар­ным нау­кам, а авто­рам кур­сов – созда­вать их. 

Еще по теме: Окс­форд на дому: как полу­чить пре­стиж­ное обра­зо­ва­ние онлайн

Stepik пред­ла­га­ет созда­ние и раз­ме­ще­ние трех типов кур­сов:

  • откры­тые кур­сы. Мате­ри­а­лы рас­про­стра­ня­ют­ся под лицен­зи­ей Creative Commons BY-SA 4.0;
  • закры­тые кур­сы. На мате­ри­а­лы не рас­про­стра­ня­ет­ся лицен­зия Creative Commons BY-SA 4.0, кур­сы не вид­ны поль­зо­ва­те­лям в ката­ло­ге, и учат­ся толь­ко те люди, кото­рых при­гла­си­ли авто­ры кур­са;
  • плат­ные кур­сы. Опла­та про­ис­хо­дит через плат­фор­му с комис­си­ей от 7%.

Ната­лья Фео­фа­но­ва и Еле­на Пуга­че­ва выде­ли­ли клю­че­вые ком­по­нен­ты при выбо­ре онлайн-кур­сов.

  • Про­грам­ма кур­са. Она долж­на состо­ять из сжа­той, лако­нич­ной инфор­ма­ции и соот­вет­ство­вать зна­ни­ям целе­вой ауди­то­рии.

  • Баланс в соче­та­нии видео, тек­стов, зада­ний и воз­рас­та­нии их слож­но­сти. 

«Звук важ­нее кар­тин­ки. Люди слу­ша­ют курс в при­ло­же­нии, в мобиль­ном бра­у­зе­ре, и какая бы ни была кра­си­вая кар­тин­ка, звук может все испор­тить». Ната­лья Фео­фа­но­ва

Ната­лья Фео­фа­но­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

  • Дли­тель­ность кур­са. По ста­ти­сти­ке, онлайн-кур­сы про­хо­дят до кон­ца, если они длят­ся в тече­ние 3–5 недель. 

  • Прак­ти­ка и отра­бот­ка полу­чен­ных навы­ков.

«Зна­ния сей­час фак­ти­че­ски ниче­го не сто­ят, пото­му что зна­ния мож­но полу­чить в Интер­не­те абсо­лют­но бес­плат­но, вбив поис­ко­вый запрос. Поэто­му поль­зо­ва­тель при­хо­дит, в первую оче­редь, за навы­ком. А навык – это то, что невоз­мож­но научить ни за одно, ни за два заня­тия. Соот­вет­ствен­но, его нуж­но какой-то пери­од вре­ме­ни отра­ба­ты­вать». Еле­на Пуга­че­ва

  • Пре­по­да­ва­тель­ский состав. Кура­то­ры по прак­ти­ке, мето­ди­сты и авто­ры кур­са помо­га­ют сфор­ми­ро­вать про­грам­му и все домаш­ние зада­ния. Это сэко­но­мит репу­та­цию и день­ги на воз­вра­ты в слу­чае плат­но­го кур­са и несо­от­вет­ствия ожи­да­ни­ям поль­зо­ва­те­лей.

  • Обрат­ная связь. «Peer-to-peer» про­вер­ка – это когда сту­ден­ты про­ве­ря­ют друг дру­га. Если оста­вить на кур­се толь­ко peer-to-peer про­вер­ку, это вызо­вет недо­ве­рие сре­ди сту­ден­тов и может стать фак­то­ром нега­ти­ва на кур­се. Луч­ше все­го делать несколь­ко опций обрат­ной свя­зи: мен­тор­ской и сту­ден­че­ской. Обрат­ная связь может быть коли­че­ствен­ной и каче­ствен­ной. Коли­че­ствен­ная обрат­ная связь осно­ва­на на шка­лах, напри­мер, оцен­ка пода­чи мате­ри­а­ла лек­то­ром от 1 до 10. Каче­ствен­ная обрат­ная связь – это откры­тые вопро­сы, напри­мер, «Что из того, что вы узна­ли на заня­тии, вы смо­же­те при­ме­нить уже зав­тра на сво­ем рабо­чем месте?».

«Коли­че­ствен­ная обрат­ная связь поз­во­ля­ет вам оце­нить каче­ство кур­са, а каче­ствен­ная обрат­ная связь поз­во­ля­ет вам най­ти инсай­ты в том, что гово­рят ваши поль­зо­ва­те­ли, что для них важ­но». Еле­на Пуга­че­ва

Рекомендации перед запуском онлайн-курсов

  • Изу­чай­те свою ауди­то­рию. Мож­но запу­стить тар­ге­ти­ро­ван­ную рекла­му или про­те­сти­ро­вать про­дукт через бес­плат­ные про­дук­ты (веби­на­ры, мара­фо­ны, кон­фе­рен­ции). 

Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

  • Тести­руй­те фор­ма­ты и раз­ные кана­лы полу­че­ния кон­тен­та (очный курс, веби­на­ры, видео­за­пи­си, скрин­ка­сты к домаш­ним зада­ни­ям).
  • Учи­тесь на сво­их кур­сах и тести­руй­те кон­тент вме­сте с прак­ти­кой.

«Вы чело­век, кото­рый абсо­лют­но точ­но зна­ет цели кур­са, каж­до­го заня­тия и может мак­си­маль­но ком­пе­тент­но оце­нить, как про­шло заня­тие. Кро­ме вас, это­го никто не сде­ла­ет». Еле­на Пуга­че­ва 

  • Сде­лай­те руко­вод­ства о том, как давать обрат­ную связь, и выбе­ри­те тональ­ность для каж­до­го кур­са. 

  • Регла­мен­ти­руй­те систе­му под­держ­ки: вре­мя отве­та сту­ден­там, уча­стие в чатах, чек-листы, инструк­ции, как выпол­нить зада­ния. 

Скрин­шот таб­ли­цы с обрат­ной свя­зью сту­ден­тов «Нето­ло­гии».

  • Моти­ви­руй­те сту­ден­тов и пред­ла­гай­те им раз­лич­ные бону­сы: допол­ни­тель­ные заня­тия, веби­на­ры, лек­ции с внеш­ни­ми экс­пер­та­ми.
  • Созда­вай­те эмо­ци­о­наль­ную связь на любом эта­пе созда­ния онлайн-кур­са: поч­то­вые рас­сыл­ки, посты, анон­сы.
  • Исправ­ляй­те ошиб­ки и неточ­но­сти. Сле­ди­те, что­бы не было оди­на­ко­вых зада­ний на про­тя­же­нии все­го кур­са и что­бы тео­рия была свя­за­на с прак­ти­кой. 
  • Обнов­ляй­те тек­сто­вые и видео­ма­те­ри­а­лы кур­са.
  • Про­ду­май­те спо­со­бы обще­ния на кур­се. 

«Мы при­хо­дим учить­ся онлайн, где у нас нет очной ауди­то­рии, но при этом тен­ден­ции онлайн-обра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ют обще­ние, появ­ле­ние тью­то­ров, мен­то­ров. Людям хочет­ся про­хо­дить онлайн-кур­сы и знать, что рядом учит­ся кто-то еще». Ната­лья Фео­фа­но­ва

Скачать презентацию Натальи Феофановой в формате PDF.

Скачать презентацию Елены Пугачевой в формате PDF.

Полезные ресурсы

Встре­ча про­шла 28 авгу­ста 2019 года при под­держ­ке Impact Hub Moscow.