Как составить техническое задание на разработку сайта

В Пензе прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Как НКО грамотно написать техническое задание для дизайнера и программиста». Дизайнер Юлия Буданова объяснила участникам, по каким причинам возникают недопонимания между заказчиком и исполнителем. А Светлан Гущин проанализировал более 50 заявок…

5 мая 2016 года в Пензе прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Как НКО грамотно написать техническое задание для дизайнера и программиста». Дизайнер Юлия Буданова объяснила участникам, по каким причинам возникают недопонимания между заказчиком и исполнителем. А Светлан Гущин проанализировал более 50 заявок на сайте IT-волонтер и указал на их сильные и слабые стороны.

Юлия Буданова выступила с презентацией о составлении технического задания для программистов. Фото: Евгения Коновалова.
Юлия Буданова выступила с презентацией о составлении технического задания для программистов. Фото: Евгения Коновалова.

Ошибки диалога

Между НКО и IT-волонтером часто возникают идеологические конфликты. В результате этого сроки сдачи заказа затягиваются на неопределенное время. Так в чем же проблема? Есть типичная ошибка, которую совершают все НКО и сообщества, или все зависит от конкретного случая? Об этом мы говорили на нашем митапе, дискутировали, а также знакомились с понятиями «бриф» и «техническое задание».

Успела убедиться на собственном опыте, что никакой разницы между НКО и любым коммерческим заказчиком нет. Есть клиент, который приходит к дизайнеру, имея в голове четкие представления о том, в чем заключается его работа. Он при хорошем раскладе понимает, кто входит в его целевую аудиторию. А еще – самое важное! – понимает, для чего ему нужен сайт. Это идеальный вариант.

Юлия Буданова, дизайнер-фрилансер

На практике же дело обстоит так:

  • заказчик не понимает, для чего ему нужен сайт, и не знает в лицо свою целевую аудиторию. В таком случае продумать эффективный дизайн трудно;
  • заказчик говорит дизайнеру, как должна выглядеть вся картинка, не соглашаясь на правки. Это неверно. Поскольку каждый должен заниматься своим делом, представитель некоммерческой сферы не может учить дизайнера работать с сайтом.
Игорь Зайдман, участник митапа. Фото: Евгения Коновалова.
Игорь Зайдман, участник митапа. Фото: Евгения Коновалова.

Что такое техническое задание, и для чего оно нужно?

Техническое задание (далее – ТЗ) составляется для того, чтобы четко определиться со структурой дизайна.

ТЗ составляет дизайнер, а не сотрудник НКО или любой другой заказчик. Задача последнего – сформулировать, какие функции должен выполнять сайт, какой цели он служит.

Юлия Буданова, дизайнер-фрилансер

В ТЗ нужно указать основные разделы сайта, дополнительные кнопки перехода, количество вкладок, размещение фотографий – все, включая шрифты и цветовую гамму нового сайта.

Как разговаривать с программистом?

Общение с программистом отвечает тем же условиям. Заказчик должен рассказать о своей организации все, что известно о ней ему самому: направление работы, задачи и цели, методы достижения, целевая аудитория, дополнительные программы и акции.

С программистом нужно говорить на его языке – без лишних слов и воды. Если вам на сайте нужен магазин, то описание вроде «это благотворительный магазин, он не заточен на прибыль», только сбивают с толку исполнителя. Он работает с кодом, а не со словами.

Светлан Гущин, программист-фрилансер

Как нужно и не нужно писать заявки на IT-волонтер?

Для того чтобы волонтер откликнулся на заявку, нужно совпасть по нескольким пунктам. В том числе здесь играет роль фактор личного предпочтения. С этим вы ничего не сделаете, а вот остальное в ваших силах.

Во-первых, о своей организации нужно писать емко и кратко. Информация вроде «Фонд N» является благотворительным фондом и предоставляет на конкурсной основе целевые безвозмездные пожертвования на…» никого не зацепит. Кто вы? Кому помогаете? Зачем я буду тратить на вас свое время? А вот формулировка «Мы собираем макулатуру со всего города, а средства от ее реализации направляем на программу «Теплое сердце», которая дарит онкобольным детям игрушки» точно заставит остановиться практически любого.

Светлан Гущин, программист-фрилансер

Шансы получить помощь увеличит и ваша работа над заявкой. Проанализируйте свое положение сейчас и ответьте на вопросы.

  • Чего вашей организации не хватает именно сейчас?
  • Зачем вам то, что вы просите в заявке?
  • Может, вам и не нужен целый сайт, а хватит фирменного стиля для ведения группы в социальной сети?

Напишите список того, в чем вы нуждаетесь. Экономьте чужое время так же, как свое.

Если заказчик предоставляет исполнителю бриф, то работа над проектом сократится в разы. И на выходе получится более качественный продукт. На сайте IT-волонтера я такой видел лишь один. Не лучший, но с этим уже можно работать.

Светлан Гущин, программист-фрилансер

И, конечно, не забывайте про вежливость, доброжелательное обращение и внешнее оформление своей просьбы. Никакого Caps Lock и десяти восклицательных знаков.

Скачайте презентацию Светлана Гущина в формате PDF.

Скачайте презентацию Юлии Будановой в формате PDF.