Как использовать краудфандинг для сбора средств в Сети

Анастасия Сечина рассказала об опыте сбора средств для проведения общественных фестивалей. Фото Ивана Печищева
Анастасия Сечина рассказала об опыте сбора средств для проведения общественных фестивалей. Фото: Иван Печищев.

27 июля 2016 года в Пер­ми про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Кра­уд­фандинг для соци­аль­ных про­ек­тов». Участ­ни­ки узна­ли усло­вия рос­сий­ских кра­уд­фандин­го­вых плат­форм Planeta.ru и Boomstarter.ru, а так­же позна­ко­ми­лись с локаль­ным опы­том запус­ка про­ек­тов.

В первой части митапа состоялись две видеоконференции с представителями двух площадок.

Краудфандинговая платформа Planeta.ru Изображение главной страницы
Кра­уд­фандин­го­вая плат­фор­ма Planeta.ru Изоб­ра­же­ние глав­ной стра­ни­цы

Егор Ельчин, платформа Planeta.ru

  • Кра­уд­фандинг в Рос­сии наби­ра­ет обо­ро­ты. Авто­ры про­ек­тов пони­ма­ют, что это эффек­тив­ный спо­соб реа­ли­зо­вать про­ект, а ауди­то­рия видит реаль­ную отда­чу от вло­жен­ных средств.
  • Кра­уд­фандинг – это не толь­ко спо­соб сбо­ра средств. Это воз­мож­ность заявить о себе на всю стра­ну или даже на весь мир и спо­соб создать или зака­лить коман­ду про­ек­та. Какой бы ни был резуль­тат, все это помо­жет про­ек­ту в буду­щем.

Один из самых важ­ных резуль­та­тов кра­уд­фандин­га – фор­ми­ро­ва­ние лояль­ной ауди­то­рии с высо­ким уров­нем дове­рия к про­ек­ту. Отно­ше­ния с сооб­ще­ством пере­хо­дят от уров­ня «лайк-репост» к «лайк-репост – финан­со­вое уча­стие».

  • На Planeta.ru про­ект может счи­тать­ся успеш­ным после сбо­ра 50% запла­ни­ро­ван­ных средств. В отли­чие от пра­ви­ла дру­гих плат­форм «все или ниче­го», это лояль­ное усло­вие для авто­ров. Недо­ста­ю­щие сред­ства авто­ры «доби­ра­ют» из дру­гих источ­ни­ков. При необ­хо­ди­мо­сти автор про­ек­та может про­длить сбор средств на один месяц.
  • На Planeta.ru рабо­та­ет онлайн-мага­зин уни­каль­ных това­ров, сред­ства на кото­рые соби­ра­ли на пло­щад­ке. Таким обра­зом, плат­фор­ма орга­ни­зу­ет канал сбы­та для сво­их авто­ров.
  • На пор­та­ле рабо­та­ет Шко­ла кра­уд­фандин­га для обу­че­ния начи­на­ю­щих авто­ров про­ек­та.
  • В насто­я­щий момент на пло­щад­ке два про­ек­та-рекорд­сме­на, кото­рые собра­ли более 7,5 млн руб­лей: фильм «Empire V» по рома­ну Вик­то­ра Пеле­ви­на и новый аль­бом груп­пы «Али­са».
  • Пер­вый кра­уд­фандин­го­вый про­ект – это, преж­де все­го, рабо­та со сво­ей ауди­то­ри­ей. При его реа­ли­за­ции вы пой­ме­те, кто явля­ет­ся вашей ауди­то­ри­ей, насколь­ко вос­тре­бо­ва­на ваша идея. Не сто­ит рас­счи­ты­вать на слу­чай­ных жерт­во­ва­те­лей, нуж­но плот­но рабо­тать со сво­ей ауди­то­ри­ей – это ключ к успе­ху.

Не нуж­но пози­ци­о­ни­ро­вать кра­уд­фандинг как «с миру по нит­ке», «шап­ка по кру­гу», «подай­те, кто сколь­ко может». Кра­уд­фандинг – это вза­и­мо­вы­год­ное сотруд­ни­че­ство, так его и нуж­но пози­ци­о­ни­ро­вать.

Краудфандинговая платформа Boomstarter. Изображение главной страницы
Кра­уд­фандин­го­вая плат­фор­ма Boomstarter. Изоб­ра­же­ние глав­ной стра­ни­цы

Максим Смирнов, платформа Boomstarter.ru

  • Плат­фор­ма Boomstarter.ru созда­ва­лась как ана­лог аме­ри­кан­ской плат­фор­мы Kickstarter. Но сей­час у нас уже все по-дру­го­му. Мы адап­ти­ру­ем­ся под рос­сий­ский рынок и мен­та­ли­тет.
  • С само­го нача­ла у нас был режим про­ек­тов «Все или ниче­го» (60 дней). Не так дав­но мы запу­сти­ли новый режим «До цели». В этом слу­чае про­ект не име­ет окон­ча­тель­но­го сро­ка, и соби­рать сред­ства мож­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Есть одно огра­ни­че­ние: авто­ры не могут собрать боль­ше запла­ни­ро­ван­ной сум­мы.
  • На плат­фор­ме Boomstarter.ru мож­но сде­лать «взнос авто­ра», что­бы добрать недо­ста­ю­щую сум­му. Это необя­за­тель­но лич­ные сред­ства. Ино­гда (осо­бен­но в реги­о­нах) люди пере­да­ют день­ги напря­мую авто­ру, минуя плат­фор­му. В этом слу­чае автор вно­сит их само­сто­я­тель­но, как свой взнос. После окон­ча­ния сбо­ра с этих средств плат­фор­ма не будет брать комис­сию.
  • Парт­не­ром плат­фор­мы ста­ла Лабо­ра­то­рия дизай­на ВШЭ. Это высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные дизай­не­ры, кото­рые помо­га­ют авто­рам про­ек­тов «упа­ко­вать» про­ект, создать при­вле­ка­тель­ный интер­фейс, айден­ти­ку. Это бес­плат­ная услу­га для авто­ров.
  • В осно­ве кра­уд­фандин­га – про­дви­же­ние. Это 75% успе­ха. Все рабо­та­ет по пра­ви­лам «ворон­ки про­даж»: нуж­но, что­бы мно­го людей узна­ли о вашем про­ек­те, часть из них заин­те­ре­су­ет­ся и неко­то­рые решат вло­жить­ся в про­ект.
  • К запус­ку про­ек­та сто­ит под­го­то­вить­ся зара­нее, при­мер­но за месяц. Нуж­но изу­чить ауди­то­рию, их потреб­но­сти, кана­лы про­дви­же­ния про­ек­та.
  • На Boomstarter.ru создан бес­плат­ный обу­ча­ю­щий онлайн-курс «Мастер кра­уд­фандин­га», состо­я­щий из 35 видео­уро­ков.

Во вто­рой части мита­па о реги­о­наль­ном опы­те кра­уд­фандин­га рас­ска­зы­ва­ли Оль­га Тру­би­на, пред­ста­ви­тель фон­да «Наше буду­щее», и Ана­ста­сия Сечи­на, жур­на­лист, граж­дан­ский акти­вист.

Ольга Трубина, эксперт фонда «Наше будущее». Фото Ивана Печищева
Оль­га Тру­би­на, экс­перт фон­да «Наше буду­щее». Фото Ива­на Печи­ще­ва

Советы Ольги Трубиной

  • Для успеш­но­го про­ек­та нуж­на цеп­ля­ю­щая исто­рия. Создай­те видео­об­ра­ще­ние, добавь­те боль­ше фото­гра­фий, опи­ши­те, зачем вы соби­ра­е­те день­ги и что могут полу­чить поль­зо­ва­те­ли плат­фор­мы.
  • Раз­би­вай­те боль­шой про­ект на малень­кие. Боль­шую сум­му собрать слож­но, зато мож­но собрать несколь­ко раз сред­ства на кон­крет­ную цель. Тем более в буду­щем вам будет помо­гать преды­ду­щий успех.
  • Кра­уд­фандин­го­вая пло­щад­ка – это тест для ваше­го про­ек­та. Вы може­те уви­деть, что при­вле­ка­ет ауди­то­рию, а что нет.
  • Акции кра­уд­фандин­го­вой ком­па­нии – важ­ная необ­хо­ди­мость, осо­бен­но в реги­о­нах. При этом есть кате­го­рия людей, кото­рые вкла­ды­ва­ют в про­ек­ты «для души».
  • Из успеш­ных соци­аль­ных про­ек­тов отме­чу сбор средств на созда­ние птич­ни­ка для мно­го­дет­ной семьи. Мать-оди­ноч­ка из глу­бин­ки Перм­ско­го края собра­ла более 80 тысяч руб­лей, что­бы начать неболь­шой биз­нес по раз­ве­де­нию кур. Отли­чие это­го при­ме­ра в том, что акци­о­не­ра­ми про­ек­та ста­ли в основ­ном не жите­ли Перм­ско­го края, а поль­зо­ва­те­ли плат­фор­мы из Моск­вы и Санкт-Петер­бур­га.
  • Хоро­шо, когда один про­ект явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем дру­го­го. Вто­рой может стать успеш­ным бла­го­да­ря пер­во­му. В этом смыс­ле пока­за­тель­ны про­ек­ты фон­да «Тер­ри­то­рия успе­ха» из Крас­но­кам­ска. Сна­ча­ла они успеш­но про­ве­ли про­ект «Пер­вая в При­ка­мье мастер­ская для инва­ли­дов». Вслед за ним они собра­ли день­ги на обо­ру­до­ва­ние для мастер­ской.

Анастасия Сечина:

  • Мы два­жды соби­ра­ли сред­ства на наши про­ек­ты: в 2015 году на про­ект «После Пило­ра­мы», в 2016 году на фести­валь «МОСТы».
  • В пер­вом слу­чае мы быст­ро собра­ли 50% средств – за пер­вые три дня. Это зна­чи­ло, что мы собе­рем необ­хо­ди­мую сум­му до кон­ца про­ек­та. Так и полу­чи­лось.
  • Когда нача­ли соби­рать на фести­валь «МОСТы», мы поня­ли: не пошло. Сбор шел очень мед­лен­но. Мы ста­ра­лись изме­нить ситу­а­цию: обра­ща­лись к лиде­рам мне­ний, дела­ли рас­сыл­ку, меня­ли видео. Спа­са­ли про­ект собы­тий­ным мара­фо­ном «Квар­тир­ни­ки и про­гул­ки», где участ­ни­ки офлайн сда­ва­ли нам день­ги на фести­валь, а мы отправ­ля­ли их на плат­фор­му.
  • Успех пер­во­го про­ек­та обес­пе­чи­ло назва­ние. Фести­валь «Пило­ра­ма» изве­стен дале­ко за пре­де­ла­ми Перм­ско­го края, поэто­му акци­о­не­ра­ми про­ек­та ста­ли жите­ли Моск­вы, Санкт-Петер­бур­га и дру­гих горо­дов. Фести­валь «МОСТы» стал локаль­ным. Ауди­то­рия реги­о­на не гото­ва к таким тех­но­ло­ги­ям тех­ни­че­ски (не зна­ют, как пере­во­дить) и мен­таль­но (не гото­вы пла­тить).
  • На воз­на­граж­де­ния для акци­о­не­ров мы соби­ра­ли, что мог­ли: кни­ги, суве­ни­ры. Кро­ме это­го, в каче­стве акций мы пред­ла­га­ли и услу­ги, напри­мер, кон­суль­та­цию по ЕГЭ или юри­ди­че­скую кон­суль­та­цию.
  • Неко­то­рые акци­о­не­ры не мог­ли вло­жить день­ги, но пред­ла­га­ли посиль­ную помощь. Мы согла­ша­лись: чело­век про­ве­дет экс­кур­сию или лек­цию, а ее участ­ни­ки могут вне­сти пожерт­во­ва­ния на фести­валь. Это рабо­та­ет.