Полина Кочеткова: Визуальный продукт для НКО: взгляд фотографа

Полина Кочеткова рассказала, как создавать визуальный контент для НКО. Фото: Полина Кочеткова.
Полина Кочеткова рассказала, как создавать визуальный контент для НКО. Фото: Полина Кочеткова.

12 июля 2017 года прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Визуальный продукт для НКО: взгляд фотографа». Участники узнали, как собирать фотоматериал для проекта на социальную тематику и как НКО нужно ставить задачи перед фотографом.

На встрече выступила Полина Кочеткова, фотограф, сотрудничает с журналом «Русский Репортер», Комитетом гражданских инициатив, проектом «Учитель для России». Полина пять лет занималась репортажами на социальные темы, работала с благотворительными и некоммерческими организациями. Ее рекомендации помогут НКО понять специфику работы фотографа c социальной темой.

Фотографы, которые хотят попробовать себя в новом жанре, также получат практические советы по работе со сложными героями.

Полина Кочеткова, фотограф. Фото: Мария Борисёнок.
Полина Кочеткова, фотограф. Фото: Мария Борисёнок.

Подготовка материала

При подготовке материала для интересной визуальной истории вам нужно ответить на 4 вопроса:

  • Какую тему нужно поднять?
  • Какую проблему в ней необходимо осветить?
  • Для кого будет проект?
  • Какое визуальное решение подойдет для данного проекта? Постановочная съемка или репортажная?

«После того, как вы выбрали тему, нужно сделать анализ похожих проектов. Кто еще работал с этой темой? Как она освещалась? Как сделать так, чтобы не повторяться или какие интересные приемы можно использовать?» Полина Кочеткова.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Поиск героя

При поиске героя вам нужно собрать максимальное количество людей, связанных с темой. На этом этапе вы еще не знаете, будет проект про одного героя или это репортаж с собирательным образом из нескольких персонажей.

Обращайтесь в общественные организации, структуры, которые работают с выбранной темой, и предлагайте сотрудничество и помощь в виде социальной рекламы, создания общественного резонанса по теме.

Социальные сети и форумы – это также место для поиска нужных героев. Онлайн-пространство дает возможность поделиться своей историей и попросить о помощи тем людям, которые находятся в сложной ситуации (например, есть форумы для людей переживших насилие).

Если вы организация и ищите фотографа, то делайте запрос о поиске фотографов в социальных сетях или организуйте конкурс для привлечения внимания творческих людей.

Работа с героем

  • Будьте честными. Для людей, находящихся в уязвимом состоянии, камера вызывает дискомфорт. Также есть страх, что их лица окажутся в Сети. Поэтому важно быть честными, и если человек не хочет быть опубликованным, то покажите, что снимаете его со спины или без лица.
  • Расскажите герою, что вы будете делать.

«Максимально проинформируйте человека о проекте. Даже если сами не знаете, в каком виде он будет в итоге: фотовыставка, лонгрид, репортаж. У вас есть задача, с которой вы работаете, и вам нужно рассказать про нее и убедить героя в том, что вы на его стороне и понимаете его интересы». Полина Кочеткова.

  • Спросите героя о том, как он видит свою ситуацию.

«При работе с незрячими я встретилась с ними в кафе и спросила: «Как про вас лучше снимать? Какая у вас самая насущная проблема?». И я услышала: «Сними про то, что мы тоже люди. Что мы активные, что у нас есть своя личная жизнь»». Полина Кочеткова.

  • Будьте ненавязчивыми и создавайте комфортные условия.

Как сделать историю?

В кадре важен сюжет и действие. Также привлекает внимание наличие конфликта, который может быть в кадре или вне кадра.

«Фотография незрячей девушки в салоне красоты – это невидимый конфликт. Зритель понимает, что девушка не увидит результат работы». Полина Кочеткова.

Кадр из проекта про жизнь незрячих детей. Фото: Полина Кочеткова.
Кадр из проекта про жизнь незрячих молодых людей. Фото: Полина Кочеткова.

Ваша первая цель – это расположить потенциальную аудиторию к герою. Для этого нужно сделать акцент на детали, которые бы раскрыли героя: его костюм, рабочий момент или герой во время занятия любимым хобби.

Подписывайте фотографии и вставляйте тексты из ваших диалогов. Чем больше вы объясните фотографию, тем объемнее она будет для зрителя. Ищите детали, которые рассказывают про быт и жизнь героя, ловите его изменения в теле и в мимике.

«Не думаю, что плохо дополнять визуальный материал текстом. У нас цель – максимально добиться отклика, чтобы зритель что-то переживал. Здесь все средства хороши». Полина Кочеткова.

В визуальной истории нужно предлагать вводные кадры и показывать пространство, которое окружает героя. Попробуйте уйти от портретной темы и передать настроение через пейзаж.

Проект про тамбовскую школу. Фото: Полина Кочеткова.
Проект про тамбовскую школу. Фото: Полина Кочеткова.

«Чтобы зритель прореагировал на работу, он должен почувствовать себя так же, как герой. Покажите его отношение к чему-либо, добавьте трогательных знакомых всем деталей. Важно, чтобы после текста и фотографий у читателя было ощущение, что до чтения он относился к герою иначе». Полина Кочеткова

«Вы должны использовать максимум из тех условий, которые есть. Обращайте внимание на фон и на свет. Вспышка действует как раздражительный фактор, поэтому нужно искать другие световые рисунки. Не бойтесь подходить к человеку. Чем крупнее кадр, тем больше визуального ощущения, что человек стал ближе к читателю». Полина Кочеткова.

И главное – не навредите.

«Чтобы вы ни делали, чтобы вы ни снимали, вы должны думать о том, как будет выглядеть герой и как фотография повлияет на его дальнейшую судьбу». Полина Кочеткова.

Топ 3 вопроса из зала:

– Как составить задание для фотографа?

– В техническом задании стоит рассказать свою идею. Если у вас уже есть визуальный ход или образ, который вы хотите увидеть в итоге, то делитесь им. Фотограф поймет вашу идею и начнет от нее отталкиваться.

– Как выбирать кадры?

– Отбор дается фотографу сложно. Ищите эмоцию, композицию. Старайтесь перебивать историю средой, общие планы – портретами, используйте обязательно крупные планы.

– Как фотографировать так, чтобы ставили лайки?

– Не знаю. Люди хотят видеть то, чего им не хватает: красота, радость, друзей. Если поставить рядом картинки красивой жизни и войны, то человек выберет красивую жизнь.

Репортаж Полины про жизнь сирийских беженцев в журнале «Русский Репортер» 

Скачать презентацию Полины в формате PDF.