Полина Кочеткова: Визуальный продукт для НКО: взгляд фотографа

Полина Кочеткова рассказала, как создавать визуальный контент для НКО. Фото: Полина Кочеткова.
Полина Кочеткова рассказала, как создавать визуальный контент для НКО. Фото: Полина Кочеткова.

12 июля 2017 года про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Визу­аль­ный про­дукт для НКО: взгляд фото­гра­фа». Участ­ни­ки узна­ли, как соби­рать фото­ма­те­ри­ал для про­ек­та на соци­аль­ную тема­ти­ку и как НКО нуж­но ста­вить зада­чи перед фото­гра­фом.

На встре­че высту­пи­ла Поли­на Кочет­ко­ва, фото­граф, сотруд­ни­ча­ет с жур­на­лом «Рус­ский Репор­тер», Коми­те­том граж­дан­ских ини­ци­а­тив, про­ек­том «Учи­тель для Рос­сии». Поли­на пять лет зани­ма­лась репор­та­жа­ми на соци­аль­ные темы, рабо­та­ла с бла­го­тво­ри­тель­ны­ми и неком­мер­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми. Ее реко­мен­да­ции помо­гут НКО понять спе­ци­фи­ку рабо­ты фото­гра­фа c соци­аль­ной темой.

Фото­гра­фы, кото­рые хотят попро­бо­вать себя в новом жан­ре, так­же полу­чат прак­ти­че­ские сове­ты по рабо­те со слож­ны­ми геро­я­ми.

Полина Кочеткова, фотограф. Фото: Мария Борисёнок.
Поли­на Кочет­ко­ва, фото­граф. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Подготовка материала

При под­го­тов­ке мате­ри­а­ла для инте­рес­ной визу­аль­ной исто­рии вам нуж­но отве­тить на 4 вопро­са:

  • Какую тему нуж­но под­нять?
  • Какую про­бле­му в ней необ­хо­ди­мо осве­тить?
  • Для кого будет про­ект?
  • Какое визу­аль­ное реше­ние подой­дет для дан­но­го про­ек­та? Поста­но­воч­ная съем­ка или репор­таж­ная?

«После того, как вы выбра­ли тему, нуж­но сде­лать ана­лиз похо­жих про­ек­тов. Кто еще рабо­тал с этой темой? Как она осве­ща­лась? Как сде­лать так, что­бы не повто­рять­ся или какие инте­рес­ные при­е­мы мож­но исполь­зо­вать?» Поли­на Кочет­ко­ва.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Поиск героя

При поис­ке героя вам нуж­но собрать мак­си­маль­ное коли­че­ство людей, свя­зан­ных с темой. На этом эта­пе вы еще не зна­е­те, будет про­ект про одно­го героя или это репор­таж с соби­ра­тель­ным обра­зом из несколь­ких пер­со­на­жей.

Обра­щай­тесь в обще­ствен­ные орга­ни­за­ции, струк­ту­ры, кото­рые рабо­та­ют с выбран­ной темой, и пред­ла­гай­те сотруд­ни­че­ство и помощь в виде соци­аль­ной рекла­мы, созда­ния обще­ствен­но­го резо­нан­са по теме.

Соци­аль­ные сети и фору­мы – это так­же место для поис­ка нуж­ных геро­ев. Онлайн-про­стран­ство дает воз­мож­ность поде­лить­ся сво­ей исто­ри­ей и попро­сить о помо­щи тем людям, кото­рые нахо­дят­ся в слож­ной ситу­а­ции (напри­мер, есть фору­мы для людей пере­жив­ших наси­лие).

Если вы орга­ни­за­ция и ищи­те фото­гра­фа, то делай­те запрос о поис­ке фото­гра­фов в соци­аль­ных сетях или орга­ни­зуй­те кон­курс для при­вле­че­ния вни­ма­ния твор­че­ских людей.

Работа с героем

  • Будь­те чест­ны­ми. Для людей, нахо­дя­щих­ся в уяз­ви­мом состо­я­нии, каме­ра вызы­ва­ет дис­ком­форт. Так­же есть страх, что их лица ока­жут­ся в Сети. Поэто­му важ­но быть чест­ны­ми, и если чело­век не хочет быть опуб­ли­ко­ван­ным, то пока­жи­те, что сни­ма­е­те его со спи­ны или без лица.
  • Рас­ска­жи­те герою, что вы буде­те делать.

«Мак­си­маль­но про­ин­фор­ми­руй­те чело­ве­ка о про­ек­те. Даже если сами не зна­е­те, в каком виде он будет в ито­ге: фото­вы­став­ка, лон­грид, репор­таж. У вас есть зада­ча, с кото­рой вы рабо­та­е­те, и вам нуж­но рас­ска­зать про нее и убе­дить героя в том, что вы на его сто­роне и пони­ма­е­те его инте­ре­сы». Поли­на Кочет­ко­ва.

  • Спро­си­те героя о том, как он видит свою ситу­а­цию.

«При рабо­те с незря­чи­ми я встре­ти­лась с ними в кафе и спро­си­ла: «Как про вас луч­ше сни­мать? Какая у вас самая насущ­ная про­бле­ма?». И я услы­ша­ла: «Сни­ми про то, что мы тоже люди. Что мы актив­ные, что у нас есть своя лич­ная жизнь»». Поли­на Кочет­ко­ва.

  • Будь­те нена­вяз­чи­вы­ми и созда­вай­те ком­форт­ные усло­вия.

Как сделать историю?

В кад­ре важен сюжет и дей­ствие. Так­же при­вле­ка­ет вни­ма­ние нали­чие кон­флик­та, кото­рый может быть в кад­ре или вне кад­ра.

«Фото­гра­фия незря­чей девуш­ки в салоне кра­со­ты – это неви­ди­мый кон­фликт. Зри­тель пони­ма­ет, что девуш­ка не уви­дит резуль­тат рабо­ты». Поли­на Кочет­ко­ва.

Кадр из проекта про жизнь незрячих детей. Фото: Полина Кочеткова.
Кадр из про­ек­та про жизнь незря­чих моло­дых людей. Фото: Поли­на Кочет­ко­ва.

Ваша пер­вая цель – это рас­по­ло­жить потен­ци­аль­ную ауди­то­рию к герою. Для это­го нуж­но сде­лать акцент на дета­ли, кото­рые бы рас­кры­ли героя: его костюм, рабо­чий момент или герой во вре­мя заня­тия люби­мым хоб­би.

Под­пи­сы­вай­те фото­гра­фии и встав­ляй­те тек­сты из ваших диа­ло­гов. Чем боль­ше вы объ­яс­ни­те фото­гра­фию, тем объ­ем­нее она будет для зри­те­ля. Ищи­те дета­ли, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют про быт и жизнь героя, лови­те его изме­не­ния в теле и в мими­ке.

«Не думаю, что пло­хо допол­нять визу­аль­ный мате­ри­ал тек­стом. У нас цель – мак­си­маль­но добить­ся откли­ка, что­бы зри­тель что-то пере­жи­вал. Здесь все сред­ства хоро­ши». Поли­на Кочет­ко­ва.

В визу­аль­ной исто­рии нуж­но пред­ла­гать ввод­ные кад­ры и пока­зы­вать про­стран­ство, кото­рое окру­жа­ет героя. Попро­буй­те уйти от порт­рет­ной темы и пере­дать настро­е­ние через пей­заж.

Проект про тамбовскую школу. Фото: Полина Кочеткова.
Про­ект про там­бов­скую шко­лу. Фото: Поли­на Кочет­ко­ва.

«Что­бы зри­тель про­ре­а­ги­ро­вал на рабо­ту, он дол­жен почув­ство­вать себя так же, как герой. Пока­жи­те его отно­ше­ние к чему-либо, добавь­те тро­га­тель­ных зна­ко­мых всем дета­лей. Важ­но, что­бы после тек­ста и фото­гра­фий у чита­те­ля было ощу­ще­ние, что до чте­ния он отно­сил­ся к герою ина­че». Поли­на Кочет­ко­ва

«Вы долж­ны исполь­зо­вать мак­си­мум из тех усло­вий, кото­рые есть. Обра­щай­те вни­ма­ние на фон и на свет. Вспыш­ка дей­ству­ет как раз­дра­жи­тель­ный фак­тор, поэто­му нуж­но искать дру­гие све­то­вые рисун­ки. Не бой­тесь под­хо­дить к чело­ве­ку. Чем круп­нее кадр, тем боль­ше визу­аль­но­го ощу­ще­ния, что чело­век стал бли­же к чита­те­лю». Поли­на Кочет­ко­ва.

И глав­ное – не навре­ди­те.

«Что­бы вы ни дела­ли, что­бы вы ни сни­ма­ли, вы долж­ны думать о том, как будет выгля­деть герой и как фото­гра­фия повли­я­ет на его даль­ней­шую судь­бу». Поли­на Кочет­ко­ва.

Топ 3 вопроса из зала:

– Как соста­вить зада­ние для фото­гра­фа?

– В тех­ни­че­ском зада­нии сто­ит рас­ска­зать свою идею. Если у вас уже есть визу­аль­ный ход или образ, кото­рый вы хоти­те уви­деть в ито­ге, то дели­тесь им. Фото­граф пой­мет вашу идею и нач­нет от нее оттал­ки­вать­ся.

– Как выби­рать кад­ры?

– Отбор дает­ся фото­гра­фу слож­но. Ищи­те эмо­цию, ком­по­зи­цию. Ста­рай­тесь пере­би­вать исто­рию сре­дой, общие пла­ны – порт­ре­та­ми, исполь­зуй­те обя­за­тель­но круп­ные пла­ны.

– Как фото­гра­фи­ро­вать так, что­бы ста­ви­ли лай­ки?

– Не знаю. Люди хотят видеть то, чего им не хва­та­ет: кра­со­та, радость, дру­зей. Если поста­вить рядом кар­тин­ки кра­си­вой жиз­ни и вой­ны, то чело­век выбе­рет кра­си­вую жизнь.

Репор­таж Поли­ны про жизнь сирий­ских бежен­цев в жур­на­ле «Рус­ский Репор­тер» 

Ска­чать пре­зен­та­цию Поли­ны в фор­ма­те PDF.