Как создать общественную кампанию и познакомить соседей между собой: материалы митапа

В Москве обсудили создание общественных кампаний и способы взаимодействия незнакомых людей или соседей между собой в большом городе. На фото (слева направо): Константин Глазков, Ярослав Никитенко, Николай Сурков, Анастасия Суркова. Фото: Мария Борисёнок.
В Москве обсудили создание общественных кампаний и способы взаимодействия незнакомых людей или соседей между собой в большом городе. На фото (слева направо): Константин Глазков, Ярослав Никитенко, Николай Сурков, Анастасия Суркова. Фото: Мария Борисёнок.

15 мая 2017 года при под­держ­ке Impact Hub Moscow состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Тех­но­ло­гии уча­стия и город­ской акти­визм». Участ­ни­ки позна­ко­ми­лись с прин­ци­па­ми веде­ния обще­ствен­ных кам­па­ний и тем, как тех­но­ло­гии помо­га­ют позна­ко­мить­ся с сосе­дя­ми и незна­ко­мы­ми людь­ми.

Кон­стан­тин Глаз­ков, социо­лог, пре­по­да­ва­тель депар­та­мен­та социо­ло­гии НИУ ВШЭ, поде­лил­ся 5 наблю­де­ни­я­ми о том, как тех­но­ло­гии повли­я­ли на прак­ти­ки вза­и­мо­дей­ствия меж­ду людь­ми.

Константин Глазков. Фото: Мария Борисёнок.
Кон­стан­тин Глаз­ков. Фото: Мария Бори­сё­нок.
  • Пуб­лич­ное вза­и­мо­дей­ствие – пре­иму­ще­ствен­но отно­ше­ния игно­ри­ро­ва­ния;

«Для нор­маль­ных пуб­лич­ных отно­ше­ний ста­ло нор­мой, что мы, нахо­дясь рядом, игно­ри­ру­ем друг дру­га. Люди дума­ют, что они зани­ма­ют мно­го места с точ­ки зре­ния дру­гих. Мы дума­ем, что мы при­тя­ги­ва­ем слиш­ком мно­го вни­ма­ния. Поэто­му ста­ло нор­маль­но делать вид, что нас нет. В этом кон­тек­сте тех­но­ло­гии ста­но­вят­ся инстру­мен­том, кото­рый пока­зы­ва­ет харак­тер пуб­лич­ных вза­и­мо­дей­ствий. Имен­но поэто­му мы едем в мет­ро, смот­ря в смарт­фон и отго­ра­жи­ва­ясь от дру­гих». Кон­стан­тин Глаз­ков

  • Есть несколь­ко раз­но­вид­но­стей сте­пе­ни бли­зо­сти с незна­ко­мы­ми людь­ми. При­ло­же­ния с гео­ло­ка­ци­ей дают чув­ство парт­нер­ства. Это назы­ва­ет­ся подвиж­ны­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми сцеп­ка­ми. Вы посто­ян­но при­сут­ству­е­те в раз­ных местах, фик­си­ру­е­те это через при­ло­же­ния и заме­ча­е­те людей, кото­рые нахо­дят­ся рядом. Это еще не сооб­ществ, а «подвиж­ная тер­ри­то­ри­аль­ная сцеп­ка».
  • Име­ет смысл гово­рить о «бли­зо­сти устройств», (не) пере­рас­та­ю­щей в пуб­лич­ные отно­ше­ния. Напри­мер, авто­мо­би­ли­сты вклю­ча­ют нави­га­то­ры и поль­зу­ют­ся ими даже, когда зна­ют доро­гу. Чело­век чув­ству­ет ответ­ствен­ность перед дру­ги­ми и пони­ма­ет важ­ность доне­се­ния инфор­ма­ции, кото­рая вокруг него.
  • Все боль­ше тех­но­ло­гий исполь­зу­ют фак­тор со-при­сут­ствия для созда­ния обще­ствен­ных благ. Напри­мер, при­ло­же­ние FireChat дает воз­мож­ность поль­зо­ва­те­лям обме­ни­вать­ся мгно­вен­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми даже в слу­чае отсут­ствия Интер­не­та.

Еще по теме: Видео­за­пись и пре­зен­та­ция веби­на­ра «FireChat: обще­ние без Интер­не­та и сото­вой свя­зи»

«Пред­по­ла­га­ет­ся, что мы, поль­зо­ва­те­ли мобиль­ных устройств, долж­ны соблю­дать некий есте­ствен­ный уро­вень мобиль­но­сти и под­дер­жи­вать его, что­бы систе­ма мгно­вен­ных сооб­ще­ний рабо­та­ла. 5% людей по горо­ду доста­точ­но, что­бы опе­ра­тив­но рас­про­стра­нять инфор­ма­цию». Кон­стан­тин Глаз­ков

Таким обра­зом, чем боль­ше раз­ви­ва­ют­ся тех­но­ло­гии, тем боль­ше у нас появ­ля­ет­ся ответ­ствен­но­сти перед теми, кто рядом с нами нахо­дит­ся.

Ска­чать пре­зен­та­цию Кон­стан­ти­на Глаз­ко­ва в фор­ма­те PDF.

Яро­слав Ники­тен­ко, эко­ло­ги­че­ский акти­вист, защит­ник пар­ка на ули­це Живо­пис­ная и актив­ный участ­ник кам­па­нии за защи­ту Хим­кин­ско­го леса, рас­ска­зал про эта­пы созда­ния кам­па­нии и вовле­че­ния в нее незна­ко­мых людей.

Основные элементы кампании:

  • орга­ни­за­ция пуб­лич­ных акций;
  • юри­ди­че­ская рабо­та;
  • рабо­та со СМИ;
  • рабо­та в соци­аль­ных сетях;
  • физи­че­ское про­ти­во­сто­я­ние на месте.

«Каж­дая успеш­ная кам­па­ния побеж­да­ет по-сво­е­му. Все неуспеш­ные про­иг­ры­ва­ют оди­на­ко­во. Зада­ча кам­па­нии – опре­де­лить самое уяз­ви­мое место про­тив­ни­ка и най­ти ресур­сы для дав­ле­ния на него». Яро­слав Ники­тен­ко

Ярослав Никитенко. Фото: Мария Борисёнок.
Яро­слав Ники­тен­ко. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Ваши ресурсы для поддержания контакта с внешней аудитории

  • Соци­аль­ные сети, сайт, чаты. Сайт удо­бен для обнов­ле­ния инфор­ма­ции и пока­за дина­ми­ки раз­ви­тия про­тестной исто­рии. Заго­лов­ки ста­тей так­же счи­ты­ва­ют­ся поис­ко­ви­ка­ми и упро­ща­ют выход ауди­то­рии на ваш сайт.

Еще по теме: Павел Кар­пов: «Что сто­ит узнать о SEO»

  • Созда­ние пети­ции и ее обнов­ле­ние. В пети­ци­он­ной кам­па­нии важ­но каче­ствен­ное и досто­вер­ное изло­же­ние про­бле­мы, что­бы люди хоте­ли под­пи­сы­вать и рас­про­стра­нять пети­цию.

Еще по теме: Дмит­рий Саве­лов рас­ска­зал о тех­но­ло­ги­ях запус­ка успеш­ных онлайн-пети­ций на плат­фор­ме Change.org 

  • Исполь­зо­ва­ние мобиль­ных теле­фо­нов (SMS-рас­сыл­ки, обзвон) и e-mail рас­сыл­ки.

Внутренние ресурсы кампании:

  • Сооб­ще­ство (ини­ци­а­тив­ная груп­па) – это дви­га­тель кам­па­нии. Созда­вай­те кана­лы внут­рен­ней ком­му­ни­ка­ции: элек­трон­ная рас­сыл­ка, сек­рет­ная груп­па в Вкон­так­те или Facebook, чат в Теле­гра­ме.
  • Веди­те базу кон­так­тов СМИ и экс­пер­тов;
  • Накап­ли­вай­те и ана­ли­зи­руй­те ваш опыт веде­ния и уча­стия в обще­ствен­ных кам­па­ни­ях.

«Доступ к ресур­сам дол­жен быть толь­ко у тех, кому он нужен. Важ­но обес­пе­чить цен­тра­ли­зо­ван­ный кон­троль инфор­ма­ции, ком­му­ни­ка­ций и ресур­сов. Если Вы глав­ный орга­ни­за­тор кам­па­нии, то вы долж­ны кон­тро­ли­ро­вать все ресур­сы дви­же­ния и знать, что вы не кон­тро­ли­ру­е­те». Яро­слав Ники­тен­ко.

Полезные книги:

Мей­рав Леви, Лио­ра Арнон. Инструк­ции для рабо­ты с волон­те­ра­ми

«Пиар для пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций», ЦРНО (Спб)

Под­бор­ка книг по ком­мью­ни­ти-менедж­мен­ту 

Ска­чать пре­зен­та­цию Яро­сла­ва Ники­тен­ко в фор­ма­те PDF.

Ана­ста­сия и Нико­лай Сур­ко­вы, выпуск­ни­ки «Шко­лы доб­ро­со­сед­ских отно­ше­ний», рас­ска­за­ли о Сосед­ском цен­тре Тими­ря­зев­ско­го рай­о­на и опы­те созда­ния меро­при­я­тий и празд­ни­ков для жите­лей сво­е­го рай­о­на.

«Мы хотим создать сре­ду для обще­ния меж­ду сосе­дей. В 2015 году реа­ли­зо­ва­лась Шко­ла доб­ро­со­сед­ства. Мы про­ве­ли два меро­при­я­тия под откры­тым небом: День сосед­ских пиро­гов и Мас­ле­ни­цу. Тогда у нас не было сво­е­го места, а сей­час оно сесть. Мы дого­во­ри­лись с мест­ной биб­лио­те­кой о том, что будет место, где сосе­ди смо­гут общать­ся». Нико­лай Сур­ков

Николай и Анастасия Сурковы рассказывают про организацию Дня Соседей в Тимирязевском районе. Фото: Мария Борисёнок.
Нико­лай и Ана­ста­сия Сур­ко­вы рас­ска­зы­ва­ют про орга­ни­за­цию Дня Сосе­дей в Тими­ря­зев­ском рай­оне. Фото: Мария Бори­сё­нок.

«Есть слож­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии ком­форт­ной сре­ды. Эта про­бле­ма выра­жа­ет­ся в труд­но­стях дого­ва­ри­вать­ся меж­ду собой. Нам не хва­та­ет сози­да­тель­но­го обще­ства, с кото­рым мы обща­ем­ся не толь­ко про пар­ков­ку, застрой­ку, капи­таль­ный ремонт. Зача­стую мы не зна­ем, с кем мы можем сде­лать что-то в рам­ках рай­о­на. Мы пони­ма­ем, что у нас есть сосед и не пони­ма­ем, кто это». Ана­ста­сия Сур­ко­ва.

Идея доб­ро­со­сед­ства в том, что­бы объ­еди­нить жите­лей мега­по­ли­са в рам­ках рай­о­на и создать усло­вия для дове­ри­тель­ных отно­ше­ний. Имен­но жите­ли боль­ших горо­дов под­вер­же­ны нев­ро­зам и тре­во­гам, кото­рые люди не осо­зна­ют. На Дне Сосе­дей люди могут позна­ко­мить­ся меж­ду собой, узнать получ­ше локаль­ный биз­нес, кото­рые под­дер­жи­ва­ет орга­ни­за­цию празд­ни­ка, и обсу­дить теку­щие дела в рай­оне.

Скачать презентацию Анастасии и Николая Сурковых в формате PDF.

Таким обра­зом, сози­да­тель­ная ком­му­ни­ка­ция так­же, как и спло­че­ние людей про­тив чего-либо помо­га­ет людям ощу­тить при­над­леж­ность к тер­ри­то­рии, оце­нить важ­ность при­сут­ствия дру­го­го чело­ве­ка на ней, попы­тать­ся сбли­зить­ся с ним и повы­сить веро­ят­ность сов­мест­но­го дей­ствия или меро­при­я­тия внут­ри сво­е­го рай­о­на.

Про­дол­же­ние дис­кус­сии смот­ри­те в части «Вопро­сы-отве­ты».

Бла­го­да­рим про­ект Учеба.Live за про­ве­де­ние онлайн-транс­ля­ции во вре­мя меро­при­я­тия.

Ссыл­ка на пол­ную транс­ля­цию в HD-каче­стве.