Как создать общественную кампанию и познакомить соседей между собой: материалы митапа

Состоялся митап Теплицы социальных технологий «Технологии участия и городской активизм». Участники познакомились с принципами ведения общественных кампаний и тем, как технологии помогают познакомиться с соседями и незнакомыми людьми.

15 мая 2017 года при поддержке Impact Hub Moscow состоялся митап Теплицы социальных технологий «Технологии участия и городской активизм». Участники познакомились с принципами ведения общественных кампаний и тем, как технологии помогают познакомиться с соседями и незнакомыми людьми.

Константин Глазков, социолог, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ, поделился 5 наблюдениями о том, как технологии повлияли на практики взаимодействия между людьми.

Константин Глазков. Фото: Мария Борисёнок.
Константин Глазков. Фото: Мария Борисёнок.
  • Публичное взаимодействие – преимущественно отношения игнорирования;

«Для нормальных публичных отношений стало нормой, что мы, находясь рядом, игнорируем друг друга. Люди думают, что они занимают много места с точки зрения других. Мы думаем, что мы притягиваем слишком много внимания. Поэтому стало нормально делать вид, что нас нет. В этом контексте технологии становятся инструментом, который показывает характер публичных взаимодействий. Именно поэтому мы едем в метро, смотря в смартфон и отгораживаясь от других». Константин Глазков

  •  Есть несколько разновидностей степени близости с незнакомыми людьми. Приложения с геолокацией дают чувство партнерства. Это называется подвижными территориальными сцепками. Вы постоянно присутствуете в разных местах, фиксируете это через приложения и замечаете людей, которые находятся рядом. Это еще не сообществ, а «подвижная территориальная сцепка».
  • Имеет смысл говорить о «близости устройств», (не) перерастающей в публичные отношения. Например, автомобилисты включают навигаторы и пользуются ими даже, когда знают дорогу. Человек чувствует ответственность перед другими и понимает важность донесения информации, которая вокруг него.
  • Все больше технологий используют фактор со-присутствия для создания общественных благ. Например, приложение FireChat дает возможность пользователям обмениваться мгновенными сообщениями даже в случае отсутствия Интернета.

Еще по теме: Видеозапись и презентация вебинара «FireChat: общение без Интернета и сотовой связи»

«Предполагается, что мы, пользователи мобильных устройств, должны соблюдать некий естественный уровень мобильности и поддерживать его, чтобы система мгновенных сообщений работала. 5% людей по городу достаточно, чтобы оперативно распространять информацию». Константин Глазков

Таким образом, чем больше развиваются технологии, тем больше у нас появляется ответственности перед теми, кто рядом с нами находится.

Скачать презентацию Константина Глазкова в формате PDF.

Ярослав Никитенко, экологический активист, защитник парка на улице Живописная и активный участник кампании за защиту Химкинского леса, рассказал про этапы создания кампании и вовлечения в нее незнакомых людей.

Основные элементы кампании:

  • организация публичных акций;
  • юридическая работа;
  • работа со СМИ;
  • работа в социальных сетях;
  • физическое противостояние на месте.

«Каждая успешная кампания побеждает по-своему. Все неуспешные проигрывают одинаково. Задача кампании – определить самое уязвимое место противника и найти ресурсы для давления на него». Ярослав Никитенко

Ярослав Никитенко. Фото: Мария Борисёнок.
Ярослав Никитенко. Фото: Мария Борисёнок.

Ваши ресурсы для поддержания контакта с внешней аудитории

  • Социальные сети, сайт, чаты. Сайт удобен для обновления информации и показа динамики развития протестной истории. Заголовки статей также считываются поисковиками и упрощают выход аудитории на ваш сайт.

Еще по теме: Павел Карпов: «Что стоит узнать о SEO»

  • Создание петиции и ее обновление. В петиционной кампании важно качественное и достоверное изложение проблемы, чтобы люди хотели подписывать и распространять петицию.

Еще по теме: Дмитрий Савелов рассказал о технологиях запуска успешных онлайн-петиций на платформе Change.org 

  • Использование мобильных телефонов (SMS-рассылки, обзвон) и e-mail рассылки.

Внутренние ресурсы кампании:

  •  Сообщество (инициативная группа) – это двигатель кампании. Создавайте каналы внутренней коммуникации: электронная рассылка, секретная группа в Вконтакте или Facebook, чат в Телеграме.
  •  Ведите базу контактов СМИ и экспертов;
  •  Накапливайте и анализируйте ваш опыт ведения и участия в общественных кампаниях.

«Доступ к ресурсам должен быть только у тех, кому он нужен. Важно обеспечить централизованный контроль информации, коммуникаций и ресурсов. Если Вы главный организатор кампании, то вы должны контролировать все ресурсы движения и знать, что вы не контролируете». Ярослав Никитенко.

Полезные книги:

Мейрав Леви, Лиора Арнон. Инструкции для работы с волонтерами

«Пиар для правозащитных организаций», ЦРНО (Спб)

Подборка книг по коммьюнити-менеджменту 

Скачать презентацию Ярослава Никитенко в формате PDF.

Анастасия и Николай Сурковы, выпускники «Школы добрососедских отношений», рассказали о Соседском центре Тимирязевского района и опыте создания мероприятий и праздников для жителей своего района.

«Мы хотим создать среду для общения между соседей. В 2015 году реализовалась Школа добрососедства. Мы провели два мероприятия под открытым небом: День соседских пирогов и Масленицу. Тогда у нас не было своего места, а сейчас оно сесть. Мы договорились с местной библиотекой о том, что будет место, где соседи смогут общаться». Николай Сурков

Николай и Анастасия Сурковы рассказывают про организацию Дня Соседей в Тимирязевском районе. Фото: Мария Борисёнок.
Николай и Анастасия Сурковы рассказывают про организацию Дня Соседей в Тимирязевском районе. Фото: Мария Борисёнок.

«Есть сложности в формировании комфортной среды. Эта проблема выражается в трудностях договариваться между собой. Нам не хватает созидательного общества, с которым мы общаемся не только про парковку, застройку, капитальный ремонт. Зачастую мы не знаем, с кем мы можем сделать что-то в рамках района. Мы понимаем, что у нас есть сосед и не понимаем, кто это». Анастасия Суркова.

Идея добрососедства в том, чтобы объединить жителей мегаполиса в рамках района и создать условия для доверительных отношений. Именно жители больших городов подвержены неврозам и тревогам, которые люди не осознают. На Дне Соседей люди могут познакомиться между собой, узнать получше локальный бизнес, которые поддерживает организацию праздника, и обсудить текущие дела в районе.

Скачать презентацию Анастасии и Николая Сурковых в формате PDF.

Таким образом, созидательная коммуникация также, как и сплочение людей против чего-либо помогает людям ощутить принадлежность к территории, оценить важность присутствия другого человека на ней, попытаться сблизиться с ним и повысить вероятность совместного действия или мероприятия внутри своего района.

Продолжение дискуссии смотрите в части «Вопросы-ответы».

Благодарим проект Учеба.Live за проведение онлайн-трансляции во время мероприятия.

Ссылка на полную трансляцию в HD-качестве.