Как работают поисковые системы и что такое сниппеты

Павел Карпов, профессиональный Интернет-маркетолог, рассказал о различиях в работе поисковых систем Google и Яндекс. Фото: Мария Борисёнок.
Павел Карпов, профессиональный Интернет-маркетолог, рассказал о различиях в работе поисковых систем Google и Яндекс. Фото: Мария Борисёнок.

26 сентября при поддержке Mail.Ru Group состоялся митап Теплицы социальных технологий «Самые обаятельные и привлекательные, или Как увеличить приток пользователей с поисковых систем на сайт». Участники узнали принципы работы поисковых систем, правила индексации и познакомились с инструментами создания сниппетов.

На встрече выступил Павел Карпов, профессиональный интернет-маркетолог, консультант российских и транснациональных компаний, спикер конференции WordCamp.

Основы алгоритмов поисковых систем

Несмотря на разнообразие поисковых систем (Яндекс, Google, Mail.Ru, Bing), их работа сводится к трем действиям:

  1. найти информацию на сайте с помощью роботов;
  2. обработать полученную информацию (индексация страниц);
  3. довести информацию до пользователя.

Владелец сайта может влиять на все этапы выдачи информации. Разберем, как именно.

Этап 1. Поиск информации поисковыми роботами

Поисковые роботы сканируют сайты и собирают нужную информацию для поисковиков. Для начала проверьте, доступен ли ваш сайт для сканирования.

Далее убедитесь, есть ли у вас карта сайта в виде файла Sitemap. Файл Sitemap – это файл с информацией о страницах сайта, которые подлежат индексированию. Разместив этот файл на сайте, вы можете:

  • сообщить поисковой системе, какие страницы вашего сайта нужно индексировать;
  • узнать, как часто обновляется информация на страницах;
  • обозначить, индексирование каких страниц наиболее важно.

Совет Павла Карпова: Также рекомендую проверить сайт на наличие битых ссылок и посмотреть содержимое файла robots.txt, который лежит в корне сайта.

Если у вас появилась новая страница на сайте, убедитесь, что у поисковых систем не возникнет проблем с доступом к ней для индексации.

Алексей Кульпин, разработчик WordPress-плагинов. Фото: Бек Юсупов.
Алексей Кульпин, разработчик WordPress-плагинов. Фото: Бек Юсупов.

Этап 2. Индексация сайта

После того как роботы собрали информацию, начинается качественный анализ содержимого сайта. Есть проверенные приемы, которые могут повлиять на скорость попадания в поисковые системы:

  • повышайте уровень цитируемости: чем чаще на вас ссылаются, тем релевантнее для поисковой выдачи ваш сайт;
  • пишите большие тексты. Чем объемнее текст на странице, тем больше шанс, что в нем содержится больше ответов на запросы людей;
  • делитесь своими текстами в социальных сетях и собирайте ретвиты.
Участники митапа. Фото: Бек Юсупов.
Участники митапа. Фото: Бек Юсупов.

Этап 3. Выдача данных пользователю

Алгоритм выдачи данных у систем Яндекс и Google различен. В 2009 году Яндекс внедрил новый метод машинного обученияМатрикснет. В нем важная роль отводится асессорам, сотрудникам поисковых компаний, которые занимаются оценкой релевантности страниц в поисковой выдаче запросам пользователей.

Асессоры просматривают список запросов и создают выборку релевантных сайтов. Роль человеческого фактора здесь значительна, в отличие от принципа работы системы Google.

Поиск в системе Google основан на искусственном интеллекте Rank Brain. При каждом запросе Rank Brain анализирует информацию на основе данных, полученных ранее. После анализа множества факторов, в том числе и поведенческих, он предлагает релевантный вариант выдачи на обсуждение асессорам Google. В случае если вариант отклонен, то Rank Brain продолжает искать нужный ответ.

Вы не можете работать только с ключевыми словами, так как человек может формулировать запрос совершенно непредсказуемым образом. Не доверяйте позициям собственного сайта в поисковике. Павел Карпов

Участники митапа. Фото: Бек Юсупов.
Участники митапа. Фото: Бек Юсупов.

Спецификации Яндекс и Google о факторах ранжирования постоянно меняются, и за их обновлениями следят профессиональные SEO-специалисты. Для тех, кто не хочет углубляться в SEO, предлагаем разобраться со сниппетами.

Сниппеты – это информативные блоки, которые выдают поисковики при запросе. Данные блоки содержат название страницы и небольшое описание сайта (информация из мета-тега «description»).

Инструменты создания сниппетов

Сниппеты по-разному отображаются в каждой поисковой системе, поэтому стоит узнать подробнее о сниппет-разметке для Яндекс и Google. Также рекомендуем найти отдельные инструменты по созданию и продвижению сниппетов для каждой CMS-платформы.

Популярные плагины по созданию сниппетов для сайтов на WordPress

Скачать презентацию Павла Карпова в формате PDF