Как работают поисковые системы и что такое сниппеты

Павел Карпов, профессиональный Интернет-маркетолог, рассказал о различиях в работе поисковых систем Google и Яндекс. Фото: Мария Борисёнок.
Павел Карпов, профессиональный Интернет-маркетолог, рассказал о различиях в работе поисковых систем Google и Яндекс. Фото: Мария Борисёнок.

26 сен­тяб­ря при под­держ­ке Mail.Ru Group состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Самые оба­я­тель­ные и при­вле­ка­тель­ные, или Как уве­ли­чить при­ток поль­зо­ва­те­лей с поис­ко­вых систем на сайт». Участ­ни­ки узна­ли прин­ци­пы рабо­ты поис­ко­вых систем, пра­ви­ла индек­са­ции и позна­ко­ми­лись с инстру­мен­та­ми созда­ния снип­пе­тов.

На встре­че высту­пил Павел Кар­пов, про­фес­си­о­наль­ный интер­нет-мар­ке­то­лог, кон­суль­тант рос­сий­ских и транс­на­ци­о­наль­ных ком­па­ний, спи­кер кон­фе­рен­ции WordCamp.

Основы алгоритмов поисковых систем

Несмот­ря на раз­но­об­ра­зие поис­ко­вых систем (Яндекс, Google, Mail.Ru, Bing), их рабо­та сво­дит­ся к трем дей­стви­ям:

  1. най­ти инфор­ма­цию на сай­те с помо­щью робо­тов;
  2. обра­бо­тать полу­чен­ную инфор­ма­цию (индек­са­ция стра­ниц);
  3. дове­сти инфор­ма­цию до поль­зо­ва­те­ля.

Вла­де­лец сай­та может вли­ять на все эта­пы выда­чи инфор­ма­ции. Раз­бе­рем, как имен­но.

Этап 1. Поиск информации поисковыми роботами

Поис­ко­вые робо­ты ска­ни­ру­ют сай­ты и соби­ра­ют нуж­ную инфор­ма­цию для поис­ко­ви­ков. Для нача­ла про­верь­те, досту­пен ли ваш сайт для ска­ни­ро­ва­ния.

Далее убе­ди­тесь, есть ли у вас кар­та сай­та в виде фай­ла Sitemap. Файл Sitemap – это файл с инфор­ма­ци­ей о стра­ни­цах сай­та, кото­рые под­ле­жат индек­си­ро­ва­нию. Раз­ме­стив этот файл на сай­те, вы може­те:

  • сооб­щить поис­ко­вой систе­ме, какие стра­ни­цы ваше­го сай­та нуж­но индек­си­ро­вать;
  • узнать, как часто обнов­ля­ет­ся инфор­ма­ция на стра­ни­цах;
  • обо­зна­чить, индек­си­ро­ва­ние каких стра­ниц наи­бо­лее важ­но.

Совет Пав­ла Кар­по­ва: Так­же реко­мен­дую про­ве­рить сайт на нали­чие битых ссы­лок и посмот­реть содер­жи­мое фай­ла robots.txt, кото­рый лежит в корне сай­та.

Если у вас появи­лась новая стра­ни­ца на сай­те, убе­ди­тесь, что у поис­ко­вых систем не воз­ник­нет про­блем с досту­пом к ней для индек­са­ции.

Алексей Кульпин, разработчик WordPress-плагинов. Фото: Бек Юсупов.
Алек­сей Куль­пин, раз­ра­бот­чик WordPress-пла­ги­нов. Фото: Бек Юсу­пов.

Этап 2. Индексация сайта

После того как робо­ты собра­ли инфор­ма­цию, начи­на­ет­ся каче­ствен­ный ана­лиз содер­жи­мо­го сай­та. Есть про­ве­рен­ные при­е­мы, кото­рые могут повли­ять на ско­рость попа­да­ния в поис­ко­вые систе­мы:

  • повы­шай­те уро­вень цити­ру­е­мо­сти: чем чаще на вас ссы­ла­ют­ся, тем реле­вант­нее для поис­ко­вой выда­чи ваш сайт;
  • пиши­те боль­шие тек­сты. Чем объ­ем­нее текст на стра­ни­це, тем боль­ше шанс, что в нем содер­жит­ся боль­ше отве­тов на запро­сы людей;
  • дели­тесь сво­и­ми тек­ста­ми в соци­аль­ных сетях и соби­рай­те рет­ви­ты.
Участники митапа. Фото: Бек Юсупов.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Бек Юсу­пов.

Этап 3. Выдача данных пользователю

Алго­ритм выда­чи дан­ных у систем Яндекс и Google раз­ли­чен. В 2009 году Яндекс внед­рил новый метод машин­но­го обу­че­нияМат­рикс­нет. В нем важ­ная роль отво­дит­ся асес­со­рам, сотруд­ни­кам поис­ко­вых ком­па­ний, кото­рые зани­ма­ют­ся оцен­кой реле­вант­но­сти стра­ниц в поис­ко­вой выда­че запро­сам поль­зо­ва­те­лей.

Асес­со­ры про­смат­ри­ва­ют спи­сок запро­сов и созда­ют выбор­ку реле­вант­ных сай­тов. Роль чело­ве­че­ско­го фак­то­ра здесь зна­чи­тель­на, в отли­чие от прин­ци­па рабо­ты систе­мы Google.

Поиск в систе­ме Google осно­ван на искус­ствен­ном интел­лек­те Rank Brain. При каж­дом запро­се Rank Brain ана­ли­зи­ру­ет инфор­ма­цию на осно­ве дан­ных, полу­чен­ных ранее. После ана­ли­за мно­же­ства фак­то­ров, в том чис­ле и пове­ден­че­ских, он пред­ла­га­ет реле­вант­ный вари­ант выда­чи на обсуж­де­ние асес­со­рам Google. В слу­чае если вари­ант откло­нен, то Rank Brain про­дол­жа­ет искать нуж­ный ответ.

Вы не може­те рабо­тать толь­ко с клю­че­вы­ми сло­ва­ми, так как чело­век может фор­му­ли­ро­вать запрос совер­шен­но непред­ска­зу­е­мым обра­зом. Не дове­ряй­те пози­ци­ям соб­ствен­но­го сай­та в поис­ко­ви­ке. Павел Кар­пов

Участники митапа. Фото: Бек Юсупов.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Бек Юсу­пов.

Спе­ци­фи­ка­ции Яндекс и Google о фак­то­рах ран­жи­ро­ва­ния посто­ян­но меня­ют­ся, и за их обнов­ле­ни­я­ми сле­дят про­фес­си­о­наль­ные SEO-спе­ци­а­ли­сты. Для тех, кто не хочет углуб­лять­ся в SEO, пред­ла­га­ем разо­брать­ся со снип­пе­та­ми.

Снип­пе­ты – это инфор­ма­тив­ные бло­ки, кото­рые выда­ют поис­ко­ви­ки при запро­се. Дан­ные бло­ки содер­жат назва­ние стра­ни­цы и неболь­шое опи­са­ние сай­та (инфор­ма­ция из мета-тега «description»).

Инструменты создания сниппетов

Снип­пе­ты по-раз­но­му отоб­ра­жа­ют­ся в каж­дой поис­ко­вой систе­ме, поэто­му сто­ит узнать подроб­нее о снип­пет-раз­мет­ке для Яндекс и Google. Так­же реко­мен­ду­ем най­ти отдель­ные инстру­мен­ты по созда­нию и про­дви­же­нию снип­пе­тов для каж­дой CMS-плат­фор­мы.

Популярные плагины по созданию сниппетов для сайтов на WordPress

Ска­чать пре­зен­та­цию Пав­ла Кар­по­ва в фор­ма­те PDF