«Как стать социальным предпринимателем»: инструкции, советы, полезные ресурсы

Митап «Как стать социальным предпринимателем»: материалы встречи, презентация, полезные ресурсы
business class by tulane public relations

13 февраля в Ульяновске прошел митап Теплицы «Как стать социальным предпринимателем» с Еленой Гусевой, директором ООО «Центр кадрового менеджмента РОСТ». На встрече рассказали о том, что такое социальное предпринимательство и какие есть формы поддержки начинающих предпринимателей.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Что такое социальное предпринимательство?

Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, которая направлена на решение или смягчение актуальных социальных проблем. Это коммерческая деятельность, прибыль от которой реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия. Социальные предприниматели – это новаторы, готовые использовать инновационные идеи и различные ресурсы для решения социальных проблем с целью улучшения качества жизни людей.

Согласно данным исследования Центра Grand Prix, проведенного в 2011 году в нескольких городах России по заказу фонда «Наше будущее»:

  • 85% покупателей готовы поменять обычно приобретаемую ими продукцию на товары СП с аналогичными свойствами и качеством;
  • 60% готовы переплачивать за социальный товар, аналогичный по качеству. Из них 15% согласны переплатить 1-5% стоимости, а 25% респондентов – 5-10%.
Елена Гусева. Фото: Надежда Дерябина
Елена Гусева. Фото: Надежда Дерябина

Фонд «Наше будущее» выделяет следующие характерные признаки социального предпринимательства.

Социальное воздействие – целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты.

Инновации – применение новых уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие.

Самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.

Масштабируемость и тиражируемость – увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия.

Предпринимательский подход – способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

Елена Гусева перечислила примеры, где возможна реализация моделей социального предпринимательства и какие проблемы можно решить с помощью такого подхода:

  • реабилитация, занятость и защита прав социально незащищенных групп;
  • обеспечение доступа к качественным социальным услугам в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • диверсификация экономики, развитие самозанятости;
  • развитие предпринимательства и повышение уровня жизни в сельских регионах;
  • снижение государственных расходов с помощью аутсорсинга для социальных услуг;
  • снижение социальной напряженности, конфликтности;
  • увеличение доверия потребителей и социального капитала в целом;
  • разработка инноваций;
  • появление перспектив, возможность выйти из тупика;
  • общественное признание и возможность разной успешности.

Примеры социального предпринимательства

Каталог социальных предпринимателей – проект, благодаря которому предприниматели из разных городов могут узнать друг друга и установить рабочие связи. Например, в каталоге можно встретить такие проекты:

  • «Доспехи» – ортопедическая система, позволяющая человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата передвигаться самостоятельно, без посторонней помощи. «Доспехи» существенно дешевле аналогов, также пациенты могут возвращать потраченные на ортопедическую систему средства через Фонд социального страхования;
  • Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» и создание бренда города вокруг пастилы;
  • проект доставки экологических продуктов «LavkaLavka» как поддержка сельских производителей Подмосковья;
  • «Росомаха» – камчатский центр молодежного туризма. Прибыль центра, получаемая от профильной деятельности, направляется на субсидирование стоимости услуг, оказываемых социальным туристам (молодежь, инвалиды)
Формы социального предпринимательства. Слайд с презентации Елены Гусевой.
Формы социального предпринимательства. Слайд с презентации Елены Гусевой.

Формы поддержки предпринимателей

Среди зарубежного опыта поддержки социального предпринимательства стоит обратить внимание на фонд «Ашока», а среди российского – фонд «Наше будущее».

Фонд «Ашока»

В 1980 году Билл Дрейтон создал фонд «Ашока: инновации для общества», который занимался оказанием профессиональной и финансовой помощи социальным предприятиям. Этот фонд действует и сегодня в 60 странах мира, поддерживая около 2000 стипендиатов.

Фонд «Наше будущее»

Фонд «Наше будущее» занимается финансовой, информационной, консультационной поддержкой социальных предпринимателей. В 2007 году фонд учредил премию «Импульс добра», а в 2014 году запустил «Лабораторию социального предпринимательства». Лаборатория проводит как очные, так и дистанционные программы (вебинары).

Участники митапа. Фото: Яна Столбова.
Участники митапа. Фото: Яна Столбова.

О социальном предпринимательстве в Ульяновске

В Ульяновске создан Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Центр сопровождает более 130 реализованных проектов в области социального предпринимательства. Кроме того, в Ульяновске работает Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства. Также действует АНО «Ульяновский центр развития предпринимательства». В 2015 году сотрудники центра внесли в реестр более 200 таких предпринимателей и организаций и оказали им более 400 консультаций.

По вопросам включения в реестр и получения помощи субъекты социального бизнеса могут обращаться в Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации Ульяновска: komitet-73 [at] list.ru

Презентация Елены Гусевой