Митап «Современные модели социального предпринимательства»: материалы встречи, советы и рекомендации

ISSUU_-_Современные_модели_социального_предпринимательства_by_Теплица_социальных_технологий
25 сен­тяб­ря состо­ял­ся митап на тему «Совре­мен­ные моде­ли соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства» с Дарьей Боль­ша­ко­вой, дирек­то­ром по раз­ви­тию Фон­да раз­ви­тия медиа­про­ек­тов и соци­аль­ных про­грамм Gladway, руко­во­ди­те­лем про­ек­тов Цен­тра реклам­ных иссле­до­ва­ний Grand Prix, редак­то­ром медиа­биб­лио­те­ки соци­аль­ной рекла­мы Atprint.ru, редак­то­ром пор­та­ла «Банк соци­аль­ных идей».

Что такое социальное предпринимательство?

О соци­аль­ном пред­при­ни­ма­тель­ства гово­рят все чаще, и тем слож­нее дать одно­знач­ное опре­де­ле­ние, что это такое. В Рос­сии в нояб­ре 2013 г. Госу­дар­ствен­ная Дума рас­смот­ре­ла вне­се­ние тер­ми­на «соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства» в закон «О раз­ви­тии мало­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства в РФ». И пока на зако­но­да­тель­ном уровне идут изме­не­ния, Фонд реги­о­наль­ных соци­аль­ных про­грамм «Наше буду­щее» пред­ла­га­ет такое опре­де­ле­ние:

«Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство – пред­при­ни­ма­тель­ская дея­тель­ность, наце­лен­ная на смяг­че­ние или реше­ние соци­аль­ных про­блем».

Соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли созда­ют уни­каль­ную биз­нес-модель, при­быль кото­рой заклю­ча­ет­ся в уве­ли­че­нии соци­аль­но­го бла­га. В отли­чие от биз­не­са с кор­по­ра­тив­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­стью (КСО), где толь­ко часть при­бы­ли направ­ле­на на раз­ре­ше­ние соци­аль­ной про­бле­мы.

Участники  митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок

Про раз­но­об­ра­зие форм соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства мож­но про­чи­тать в нашем пере­во­де ста­тьи Кри­са Уор­ма­на.
Важ­но, что для всех форм харак­тер­ны одни и те же при­зна­ки (источ­ник – Фонд реги­о­наль­ных соци­аль­ных про­грамм «Наше буду­щее»).

Соци­аль­ное воз­дей­ствие – целе­вая направ­лен­ность на решение/смягчение суще­ству­ю­щих соци­аль­ных про­блем, устой­чи­вые пози­тив­ные изме­ри­мые соци­аль­ные резуль­та­ты.

Инно­ва­ции – при­ме­не­ние новых уни­каль­ных под­хо­дов, поз­во­ля­ю­щих уве­ли­чить соци­аль­ное воз­дей­ствие.

Само­оку­па­е­мость и финан­со­вая устой­чи­вость – спо­соб­ность соци­аль­но­го пред­при­я­тия решать соци­аль­ные про­бле­мы до тех пор, пока это необ­хо­ди­мо, и за счет дохо­дов, полу­ча­е­мых от соб­ствен­ной дея­тель­но­сти.

Мас­шта­би­ру­е­мость и тира­жи­ру­е­мость – уве­ли­че­ние мас­шта­ба дея­тель­но­сти соци­аль­но­го пред­при­я­тия (на наци­о­наль­ном и меж­ду­на­род­ном уровне) и рас­про­стра­не­ние опы­та (моде­ли) с целью уве­ли­че­ния соци­аль­но­го воз­дей­ствия.

Пред­при­ни­ма­тель­ский под­ход – спо­соб­ность соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля видеть про­ва­лы рын­ка, нахо­дить воз­мож­но­сти, акку­му­ли­ро­вать ресур­сы, раз­ра­ба­ты­вать новые реше­ния, ока­зы­ва­ю­щие дол­го­сроч­ное пози­тив­ное вли­я­ние на обще­ство в целом.

Храпова Дарья (PH International) и Березецкая Иоанна (Smart Traffic) Фото: Мария Борисёнок
Хра­по­ва Дарья (PH International) и Бере­зец­кая Иоан­на (Smart Traffic) Фото: Мария Бори­сё­нок

Модели социального предпринимательства

Чет­кой клас­си­фи­ка­ции по видам дея­тель­но­сти нет, одна­ко если про­ана­ли­зи­ро­вать, какие виды соци­аль­но­го биз­не­са запус­ка­ют­ся сего­дня, то мож­но выде­лить несколь­ко моде­лей.

Наивно? Очень!  CC BY 2.0 / naivno.com/
Наив­но? Очень!
Фото: naivno.com/ CC BY 2.0 /

Совет от Дарьи Боль­ша­ко­вой: «Если вы заду­мы­ва­е­тесь о роли­ке для сво­е­го про­ек­та, то обра­ти­те вни­ма­ние на при­ло­же­ние «Объ­яс­няш­ки» (мож­но ска­чать на AppStore, Android вер­сия в раз­ра­бот­ке)».

Кто поддержит предпринимателей?

Сре­ди зару­беж­но­го опы­та под­держ­ки соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства инте­ре­сен опыт Южной Кореи, где раз­ви­тие соци­аль­но­го биз­не­са ста­ло при­о­ри­тет­ной зада­чей на госу­дар­ствен­ном уровне. Все соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли про­хо­дят сер­ти­фи­ка­цию, что дает им кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство по срав­не­нию с обыч­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми.

В Рос­сии коли­че­ство ком­па­ний, под­дер­жи­ва­ю­щих пред­при­ни­ма­те­лей, боль­ше, чем жела­ю­щих подать заяв­ку. Но сто­ит учи­ты­вать, что у каж­до­го фон­да, ком­па­нии свои усло­вия под­держ­ки и виды (от выде­ле­ния средств на соци­аль­ную рекла­му до зай­мов для нача­ла биз­не­са).

Дарья Большакова и Виктор Шаховцев (Международный университет в Москве)
Дарья Боль­ша­ко­ва и Вик­тор Шахов­цев (Меж­ду­на­род­ный уни­вер­си­тет в Москве)

Важные новости для начинающих предпринимателей

Ката­лог соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей – это про­ект, бла­го­да­ря кото­ро­му пред­при­ни­ма­те­ли из раз­ных горо­дов могут узнать друг дру­га и уста­но­вить рабо­чие свя­зи, а те, кто толь­ко заду­мы­ва­ет­ся о смене дея­тель­но­сти, могут узнать, что сего­дня про­ис­хо­дит в этой сфе­ре в сво­ем горо­де. Сей­час гото­вит­ся печат­ная вер­сия ката­ло­га, поэто­му если вы хоти­те рас­ска­зать дру­гим о себе, то сто­ит поспе­шить с заяв­кой. Если воз­ник­нут вопро­сы, пиши­те напря­мую Дарье Боль­ша­ко­вой da.bolshakova [at] gmail.com

Фонд Gladway зани­ма­ет­ся обра­зо­ва­тель­ны­ми про­грам­ма­ми раз­ви­тия соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства, соци­аль­ной рекла­мой и про­ек­та­ми по оцен­ке эффек­тив­но­сти рекла­мы. С 30 сен­тяб­ря по 25 нояб­ря 2014 года состо­ит­ся курс «Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство. Дви­же­ние души» из девя­ти 45-минут­ных лек­ций-веби­на­ров для каж­до­го, кто ищет и созда­ет новое, инте­ре­су­ет­ся соци­аль­ным пред­при­ни­ма­тель­ством, хочет най­ти реше­ния и под­держ­ку или сам помо­га­ет дру­гим. Реги­стра­ция на меро­при­я­тие здесь.

Презентация Дарьи Большаковой