В Пензе рассказали про гаджеты виртуальной и дополненной реальности

Наглядный пример дополненной реальности – это трансляция футбольного матча. Мы видим реальную картину матча, которая дополнена стрелками, табло, фамилиями игроков, таблицами. Фото: Олег Шарипков
Наглядный пример дополненной реальности – это трансляция футбольного матча. Мы видим реальную картину матча, которая дополнена стрелками, табло, фамилиями игроков, таблицами. Фото: Олег Шарипков

24 нояб­ря 2016 года в Пен­зе про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Что такое вир­ту­аль­ная и допол­нен­ная реаль­но­сти?». Антон Сер­ге­ев, адми­ни­стра­тив­ный дирек­тор ком­па­нии «FunCorp», рас­ска­зал о тех­но­ло­ги­ях допол­нен­ной и вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (AR, VR), а так­же сде­лал обзор гад­же­тов для про­ек­тов вир­ту­аль­ной реаль­но­сти.

Чем отличается виртуальная реальность от дополненной

Вир­ту­аль­ная реаль­ность (VR) – это фан­та­зий­ный мир, искус­ствен­ная реаль­ность, создан­ная тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми и пере­да­ва­е­мая чело­ве­ку через его орга­ны чувств: зре­ние, слух, обо­ня­ние, ося­за­ние. С помо­щью гад­же­та мож­но испы­тать ощу­ще­ние пол­но­го погру­же­ния в этот несу­ще­ству­ю­щий мир, кото­рый пред­став­лен в виде 3D-гра­фи­ки.

Признаки VR:

  • мир, кото­рый вам пока­зы­ва­ют, нере­аль­ный;
  • вы може­те вли­ять на «вир­ту­аль­ный мир» или при­ни­мать задан­ные усло­вия;
  • у вас может созда­вать­ся ощу­ще­ние пол­но­го погру­же­ния в вир­ту­аль­ное про­стран­ство.

Допол­нен­ная реаль­ность (англ. augmented reality, AR, «рас­ши­рен­ная реаль­ность») – это голо­грам­ма, кото­рая допол­ня­ет реаль­ную кар­ти­ну и име­ет такие при­зна­ки:

  • мир, кото­рый вы види­те, реа­лен;
  • на кар­тин­ку реаль­но­го мира накла­ды­ва­ют­ся вир­ту­аль­ные эле­мен­ты, или голо­грам­мы;
  • у вас может созда­вать­ся новое ощу­ще­ние реаль­но­сти за счет спе­ц­эф­фек­тов.

Тех­ни­че­ски рабо­ту VR-гад­же­тов мож­но срав­нить с бинок­лем. Есть две кар­тин­ки и лин­за, кото­рая сво­дит их в одно изоб­ра­же­ние. Когда вы исполь­зу­е­те каче­ствен­ную модель, не будет вид­но даже гра­ниц реаль­но­го и нере­аль­но­го мира. Имен­но это и обес­пе­чи­ва­ет силь­ное погру­же­ние. Антон Сер­ге­ев, адми­ни­стра­тив­ный дирек­тор «FunCorp».

Технологии VR

Пер­вым VR-устрой­ством ста­ла модель Oculus Rift DK1. Модель вышла летом 2013 года и сто­и­ла $300. Изоб­ра­же­ние у дан­ной моде­ли было нечет­ким, а кон­струк­ция выгля­де­ла гро­мозд­кой: был внеш­ний модуль, кото­рый под­клю­чал­ся к ком­пью­те­ру, и несколь­ко про­во­дов. Объ­ем про­даж соста­вил свы­ше 100 тысяч устройств.

В 2014 году вышел Oculus Rift DK2. Это дора­бо­тан­ная модель с улуч­шен­ным экра­ном от Samsung Galaxy Note 3 (раз­ре­ше­ние FullHD). В этой моде­ли появи­лись:

  • инфра­крас­ные дат­чи­ки для луч­ше­го опре­де­ле­ния шле­ма в про­стран­стве;
  • внеш­няя каме­ра.

Финаль­ная вер­сия – модель Oculus Rift CV1 – вышла в 2016 году со сле­ду­ю­щи­ми харак­те­ри­сти­ка­ми:

  • улуч­шен­ный экран;
  • встро­ен­ные науш­ни­ки;
  • кон­трол­ле­ры и дру­гие допол­ни­тель­ные «помощ­ни­ки».

Напри­мер, что­бы слы­шать звук, рань­ше нуж­но было наде­вать поверх шле­ма еще и науш­ни­ки. В новой моде­ли раз­ра­бот­чи­ки от это­го изба­ви­лись и созда­ли спе­ци­аль­ные кон­трол­ле­ры, кото­рые помо­га­ют, к при­ме­ру, в играх управ­лять сво­и­ми рука­ми. Сто­и­мость моде­ли в США $600.

Какие есть VR-проекты

VR-гад­же­ты будут инте­рес­ны не толь­ко раз­ра­бот­чи­кам, но и широ­кой пуб­ли­ке. Во-пер­вых, мож­но иссле­до­вать вир­ту­аль­ные миры и про­бо­вать вир­ту­аль­ные аттрак­ци­о­ны. Во-вто­рых, смот­реть видео 180° и 360°, побы­вать на экс­кур­си­ях по музе­ям или дру­гим горо­дам.

Доступная VR

В 2014 году ком­па­ния Google созда­ла вир­ту­аль­ные очки Google Cardboard. Это гад­жет, кото­рый каж­дый может сде­лать сво­и­ми рука­ми. Для это­го из кар­то­на нуж­но выре­зать короб­ку, вста­вить в нее две лин­зы, маг­ни­тик и смарт­фон, кото­рый послу­жит экра­ном. Все опе­ра­ции со смарт­фо­ном мож­но про­из­во­дить с помо­щью маг­ни­ти­ка.

Поз­же появи­лась улуч­шен­ная модель Google Daydream. В новой моде­ли появил­ся трех­мер­ный интер­фейс и пульт управ­ле­ния.

Плюсы VR «своими руками»:

  • цена – $0,99;
  • отсут­ствие про­во­дов;
  • мно­же­ство вари­ан­тов испол­не­ния.

Минусы VR «своими руками»:

  • низ­кий эффект при­сут­ствия;
  • каче­ство гра­фи­ки ниже, чем на доро­гом VR;
  • мень­ше аксес­су­а­ров.

«На сего­дняш­ний день гра­фи­ка и кон­струк­ция VR-гад­же­тов несо­вер­шен­ны, и пока это все же раз­вле­ка­тель­ный про­дукт. По-мое­му, иде­аль­ный VR-гад­жет дол­жен не зави­сеть от ПК». Антон Сер­ге­ев.

Доступный VR Фото: Олег Шарипков
Доступ­ный Google Cardboard. Фото: Олег Шарип­ков.

Технология дополненной реальности

Нагляд­ный при­мер допол­нен­ной реаль­но­сти – это транс­ля­ция фут­боль­но­го мат­ча. Мы видим реаль­ную кар­ти­ну мат­ча, кото­рая допол­не­на стрел­ка­ми, таб­ло, фами­ли­я­ми игро­ков, таб­ли­ца­ми. Кста­ти, голо­грам­мы в фан­та­сти­че­ских филь­мах – это тоже допол­нен­ная реаль­ность.

Пер­вая модель AR Google Glass – вышла в 2013 году и сто­и­ла $1500. Это вер­сия для раз­ра­бот­чи­ков.

Достоинства модели:

  • одно из пер­вых носи­мых AR-устройств;
  • функ­ции Интер­не­та, почты, фото, видео, полу­че­ния уве­дом­ле­ний;
  • лег­кость и удоб­ство исполь­зо­ва­ния;
  • тouch-панель на дуж­ке.

В мар­те 2016 года появи­лось новое устрой­ство Microsoft HoloLens, кото­рое ста­ло пер­вой заяв­кой на отоб­ра­же­ние голо­грамм. Устрой­ство состо­ит из про­зрач­но­го экра­на с четырь­мя стек­ла­ми, каме­ры с воз­мож­но­стью сни­мать с допол­нен­ной реаль­но­стью и дат­чи­ка­ми, кото­рые поз­во­ля­ют опре­де­лить место­по­ло­же­ния в про­стран­стве.

Плюсы модели:

  • улуч­шен­ные тех­ни­че­ские харак­те­ри­сти­ки;
  • устрой­ство пол­но­стью авто­ном­ное, нет ника­ких про­во­дов;
  • уста­нов­ле­на опе­ра­ци­он­ная систе­ма Windows 10;
  • нали­чие каче­ствен­ных голо­грамм и эффек­та пол­но­го погру­же­ния.

Минусы модели:

  • неболь­шая «зона види­мо­сти»;
  • тяже­лые по весу;
  • интер­фейс управ­ле­ния не все­гда поня­тен.

«Голо­грам­мы выгля­дят инте­рес­но, но малая «зона види­мо­сти» все пор­тит. Гад­же­ты AR неудоб­но носить, и их тех­ни­че­ские харак­те­ри­сти­ки остав­ля­ют желать луч­ше­го. К тому же на дан­ный момент есть не так мно­го про­грамм и игр для повсе­днев­но­го исполь­зо­ва­ния. В буду­щем AR потен­ци­аль­но спо­соб­ны заме­нить ПК, теле­ви­зо­ры и при­став­ки». Антон Сер­ге­ев.

Участник митапа примеряет гаджет VR Фото: Олег Шарипков
Участ­ник мита­па при­ме­ря­ет гад­жет VR. Фото: Олег Шарип­ков.