В Пензе рассказали про гаджеты виртуальной и дополненной реальности

Наглядный пример дополненной реальности – это трансляция футбольного матча. Мы видим реальную картину матча, которая дополнена стрелками, табло, фамилиями игроков, таблицами. Фото: Олег Шарипков
Наглядный пример дополненной реальности – это трансляция футбольного матча. Мы видим реальную картину матча, которая дополнена стрелками, табло, фамилиями игроков, таблицами. Фото: Олег Шарипков

24 ноября 2016 года в Пензе прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Что такое виртуальная и дополненная реальности?». Антон Сергеев, административный директор компании «FunCorp», рассказал о технологиях дополненной и виртуальной реальности (AR, VR), а также сделал обзор гаджетов для проектов виртуальной реальности.

Чем отличается виртуальная реальность от дополненной

Виртуальная реальность (VR) – это фантазийный мир, искусственная реальность, созданная техническими средствами и передаваемая человеку через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. С помощью гаджета можно испытать ощущение полного погружения в этот несуществующий мир, который представлен в виде 3D-графики.

Признаки VR:

  • мир, который вам показывают, нереальный;
  • вы можете влиять на «виртуальный мир» или принимать заданные условия;
  • у вас может создаваться ощущение полного погружения в виртуальное пространство.

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR, «расширенная реальность») – это голограмма, которая дополняет реальную картину и имеет такие признаки:

  • мир, который вы видите, реален;
  • на картинку реального мира накладываются виртуальные элементы, или голограммы;
  • у вас может создаваться новое ощущение реальности за счет спецэффектов.

Технически работу VR-гаджетов можно сравнить с биноклем. Есть две картинки и линза, которая сводит их в одно изображение. Когда вы используете качественную модель, не будет видно даже границ реального и нереального мира. Именно это и обеспечивает сильное погружение. Антон Сергеев, административный директор «FunCorp».

Технологии VR

Первым VR-устройством стала модель Oculus Rift DK1. Модель вышла летом 2013 года и стоила $300. Изображение у данной модели было нечетким, а конструкция выглядела громоздкой: был внешний модуль, который подключался к компьютеру, и несколько проводов. Объем продаж составил свыше 100 тысяч устройств.

В 2014 году вышел Oculus Rift DK2. Это доработанная модель с улучшенным экраном от Samsung Galaxy Note 3 (разрешение FullHD). В этой модели появились:

  • инфракрасные датчики для лучшего определения шлема в пространстве;
  • внешняя камера.

Финальная версия – модель Oculus Rift CV1 –  вышла в 2016 году со следующими характеристиками:

  • улучшенный экран;
  • встроенные наушники;
  • контроллеры и другие дополнительные «помощники».

Например, чтобы слышать звук, раньше нужно было надевать поверх шлема еще и наушники. В новой модели разработчики от этого избавились и создали специальные контроллеры, которые помогают, к примеру, в играх управлять своими руками. Стоимость модели в США $600.

Какие есть VR-проекты

VR-гаджеты будут интересны не только разработчикам, но и широкой публике. Во-первых, можно исследовать виртуальные миры и пробовать виртуальные аттракционы. Во-вторых, смотреть видео 180° и 360°, побывать на экскурсиях по музеям или другим городам.

Доступная VR

В 2014 году компания Google создала виртуальные очки Google Cardboard. Это гаджет, который каждый может сделать своими руками. Для этого из картона нужно вырезать коробку, вставить в нее две линзы, магнитик и смартфон, который послужит экраном. Все операции со смартфоном можно производить с помощью магнитика.

Позже появилась улучшенная модель Google Daydream. В новой модели появился трехмерный интерфейс и пульт управления.

Плюсы VR «своими руками»:

  • цена – $0,99;
  • отсутствие проводов;
  • множество вариантов исполнения.

Минусы VR «своими руками»:

  • низкий эффект присутствия;
  • качество графики ниже, чем на дорогом VR;
  • меньше аксессуаров.

«На сегодняшний день графика и конструкция VR-гаджетов несовершенны, и пока это все же развлекательный продукт. По-моему, идеальный VR-гаджет должен не зависеть от ПК». Антон Сергеев.

Доступный VR Фото: Олег Шарипков
Доступный Google Cardboard. Фото: Олег Шарипков.

Технология дополненной реальности

Наглядный пример дополненной реальности – это трансляция футбольного матча. Мы видим реальную картину матча, которая дополнена стрелками, табло, фамилиями игроков, таблицами. Кстати, голограммы в фантастических фильмах – это тоже дополненная реальность.

Первая модель AR – Google Glass – вышла в 2013 году и стоила $1500. Это версия для разработчиков.

Достоинства модели:

  • одно из первых носимых AR-устройств;
  • функции Интернета, почты, фото, видео, получения уведомлений;
  • легкость и удобство использования;
  • тouch-панель на дужке.

В марте 2016 года появилось новое устройство Microsoft HoloLens, которое стало первой заявкой на отображение голограмм. Устройство состоит из прозрачного экрана с четырьмя стеклами, камеры с возможностью снимать с дополненной реальностью и датчиками, которые позволяют определить местоположения в пространстве.

Плюсы модели:

  • улучшенные технические характеристики;
  • устройство полностью автономное, нет никаких проводов;
  • установлена операционная система Windows 10;
  • наличие качественных голограмм и эффекта полного погружения.

Минусы модели:

  • небольшая «зона видимости»;
  • тяжелые по весу;
  • интерфейс управления не всегда понятен.

«Голограммы выглядят интересно, но малая «зона видимости» все портит. Гаджеты AR неудобно носить, и их технические характеристики оставляют желать лучшего. К тому же на данный момент есть не так много программ и игр для повседневного использования. В будущем AR потенциально способны заменить ПК, телевизоры и приставки». Антон Сергеев.

Участник митапа примеряет гаджет VR Фото: Олег Шарипков
Участник митапа примеряет гаджет VR. Фото: Олег Шарипков.