Митап «Платежные инструменты для социальных проектов». Материалы встречи

Мария Грачёва
13 фев­ра­ля «Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий» сов­мест­но с ком­па­ни­ей «Яндекс. День­ги» про­ве­ла митап на тему «Пла­теж­ные инстру­мен­ты для соци­аль­ных про­ек­тов». На встре­че были пред­став­ле­ны основ­ные инстру­мен­ты «Яндекс», а так­же состо­ял­ся релиз пла­ги­на «Онлайн-Лей­ка», кото­рый был раз­ра­бо­тан Теп­ли­цей.

Мария Гра­чё­ва, дирек­тор по раз­ви­тию ком­па­нии «Яндекс. День­ги», рас­ска­за­ла, как раз­ви­ва­ет­ся кра­уд­фандинг во всем мире и какие тех­но­ло­гии исполь­зу­ют­ся в Рос­сии.

Кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы наи­бо­лее попу­ляр­ны в Аме­ри­ке, Евро­пе, рост инте­ре­са к ним наблю­да­ет­ся в Австра­лии и Оке­а­нии. Соглас­но ста­ти­сти­ке про­ек­тов на плат­фор­ме Kickstarter, 50 000 про­ек­тов в 2012 г. собра­ли $200 000 000, при этом 41% заяв­лен­ных про­ек­тов не собра­ли день­ги вооб­ще, а 3% про­ек­тов собра­ли менее 10 000$.

Статистика пожертвований на платформе Kickstarter (презентация Марии Грачёвой)
Ста­ти­сти­ка пожерт­во­ва­ний на плат­фор­ме Kickstarter (пре­зен­та­ция Марии Гра­чё­вой).

Миро­вая тен­ден­ция гово­рит, что успеш­ный про­ект дол­жен быть локаль­ным, бюд­жет­ным и ста­вить реаль­ные цели. Но как рабо­та­ет кра­уд­фандинг в Рос­сии?

В Рос­сии хариз­ма­тич­ный ини­ци­а­тор акции важ­нее брен­да ком­па­нии, кото­рая начи­на­ет свой про­ект. Люди чаще гото­вы отда­вать день­ги на под­держ­ку люби­мых групп или на бла­го­тво­ри­тель­ные акции от име­ни извест­но­го чело­ве­ка, чем под­дер­жи­вать дея­тель­ность фон­да или ком­па­нии, не зная чело­ве­ка, сто­я­ще­го за ним.

Пара­докс кра­уд­фандин­га в Рос­сии в том, что огром­ное коли­че­ство кам­па­ний оста­ют­ся без­успеш­ны­ми; даже если чело­век толь­ко что собрал на про­ект нуж­ную сум­му и орга­ни­зо­вал сле­ду­ю­щую акцию, не исклю­че­но, что она не будет успеш­ной.

Платежные инструменты краудфандинга

В Аме­ри­ке и Евро­пе дей­ствия доно­ра сво­дят­ся к двум шагам: выбрать нуж­ную акцию и пере­ве­сти на счет сум­му посред­ством бан­ков­ской кар­точ­ки. В Рос­сии бла­го­тво­ри­тель­ные ком­па­нии пред­ла­га­ют поль­зо­ва­те­лям сра­зу несколь­ко кана­лов пере­да­чи средств (бан­ков­ские рек­ви­зи­ты, кар­точ­ка, элек­трон­ный коше­лек). Если при­выч­ный спо­соб пере­во­да отсут­ству­ет, то чело­век ско­рее отка­жет­ся пере­во­дить день­ги, чем пред­при­мет попыт­ку осво­ить новый спо­соб пла­те­жа.

Участники митапа
Участ­ни­ки мита­па

Какие инструменты Яндекс вы можете использовать для своей акции

1. Кноп­ки-при­ни­ма­те­ля для элек­трон­но­го кошель­ка.

Вы зада­е­те настрой­ки (Ф.И.О.,e-mail, цель сбо­ра), полу­ча­е­те код и раз­ме­ща­е­те на сво­ем сай­те. Из сум­мы пере­во­да вычи­та­ет­ся комис­сия:

  • 0,5% – за пере­вод из кошель­ка;
  • 2% – за пере­вод с кар­ты VISA или MasterCard.

Совет от Яндекс: Заво­ди­те «гово­ря­щие» назва­ния для поч­то­вых адре­сов, напри­мер, [email protected]

2. При­ло­же­ние «Соби­рай­те день­ги» созда­но спе­ци­аль­но для созда­ния акций в соци­аль­ных сетях.

Вы запол­ня­е­те фор­му для акции, обо­зна­ча­е­те финаль­ную сум­му и раз­ме­ща­е­те ссыл­ку на сво­ей стра­нич­ке в соци­аль­ной сети. Про­цесс сбо­ра средств будет отоб­ра­жать­ся в виде тер­мо­мет­ра, кото­рый рас­ска­жет вашим дру­зьям, сколь­ко вы уже собра­ли и сколь­ко оста­лось до окон­ча­ния акции.

3. Для оффлайн меро­при­я­тий вы може­те исполь­зо­вать листов­ки, где ука­зы­ва­е­те поч­то­вый адрес акции либо рек­ви­зи­ты. Важ­но, что­бы чело­век после зна­ком­ства с вашим фон­дом узнал коор­ди­на­ты отправ­ки денег.

4. Ридер для бан­ков­ских карт под­хо­дит в том слу­чае, когда у поль­зо­ва­те­ля есть с собой бан­ков­ская кар­точ­ка и он хочет сра­зу пере­ве­сти день­ги на ваш счет (напри­мер, во вре­мя ярма­рок). Вы ска­чи­ва­е­те при­ло­же­ние 2сan_Yandex, при­вя­зы­ва­е­те кар­д­ри­дер к ваше­му кошель­ку, и устрой­ство гото­во к рабо­те

Сове­ты от Яндекс по защи­те от мошен­ни­че­ства: Прой­ди­те про­це­ду­ру иден­ти­фи­ка­ции в офи­се «Яндекс» или сало­нах «Евро­се­ти». Если вы соби­ра­е­те день­ги как физи­че­ское лицо, то зна­чок, кото­рый будет отоб­ра­жать­ся доно­ру, может выгля­деть как «ано­ним­ный», что зна­чи­тель­но огра­ни­чи­ва­ет ваши дей­ствия с кошель­ком.

Преимущества процедуры идентификации в Яндекс
Пре­иму­ще­ства про­це­ду­ры иден­ти­фи­ка­ции в Яндекс

Если вы слу­чай­но зара­зи­тесь ком­пью­тер­ным виру­сом или ваш акка­унт взло­ма­ют мошен­ни­ки, то при заре­ги­стри­ро­ван­ном ID ваши день­ги вам вер­нут. Так­же сове­ту­ем при­вя­зать свой теле­фон к сче­ту и полу­чать уве­дом­ле­ния о каж­дой опе­ра­ции в виде SMS. Отчет о потра­чен­ных сред­ствах вы може­те пока­зы­вать через систе­му «Я-ауди­тор», а для сня­тия средств без комис­сии открыть кар­ту «Яндекс. День­ги».

Участник митапа
Участ­ник мита­па

Элементы успешного проекта: доверие и удобство

Поль­зо­ва­тель не заин­те­ре­со­ван в огром­ном коли­че­стве дей­ствий, что­бы пере­ве­сти день­ги на ваш счет, поэто­му основ­ная цель пла­теж­ных систем – сде­лать мак­си­маль­но удоб­ным шаг пожерт­во­ва­ния день­га­ми. Суще­ству­ет три сце­на­рия вза­и­мо­дей­ствия с поль­зо­ва­те­ля­ми-доно­ра­ми.

1. Сце­на­рий уста­нов­ле­ния дове­рия. Сце­на­рий направ­лен на то, что­бы после каж­до­го дей­ствия поль­зо­ва­тель посте­пен­но при­вы­кал к орга­ни­за­ции, с инте­ре­сом сле­дил за ново­стя­ми и про­дол­жал под­дер­жи­вать вас.

Сценарий установления доверия
Сце­на­рий уста­нов­ле­ния дове­рия

2. Сце­на­рий спи­са­ния по коман­де поз­во­ля­ет сде­лать запрос у доно­ра о воз­мож­но­сти спи­са­ния сум­мы, и после полу­че­ния под­твер­жде­ния ука­зан­ная сум­ма пере­чис­ля­ет­ся на ваш счет.

3. Сце­на­рий авто­спи­са­ния. Уве­дом­ле­ние о пла­те­же при­хо­дит по рас­пи­са­нию, сум­мы не при­вя­за­ны к вашим акци­ям, но инфор­ми­ро­ва­ние поль­зо­ва­те­лей о вашей дея­тель­но­сти и рабо­та с ними оста­ют­ся за вами.

Пре­зен­та­ция Марии Гра­чё­вой.

Для фор­ми­ро­ва­ния дове­рия у поль­зо­ва­те­лей при опла­те «Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий» пред­ла­га­ет свой про­дукт – пла­гин «Онлайн-Лей­ка», раз­ра­бо­тан­ный для сай­тов на плат­фор­ме Wordpress.

Пла­гин «Онлайн-Лей­ка» игра­ет роль про­ме­жу­точ­но­го зве­на меж­ду жерт­во­ва­те­лем и пла­теж­ной систе­мой, так как сам пере­вод денег осу­ществ­ля­ет­ся через пла­теж­ную систе­му, с кото­рой вы сотруд­ни­ча­е­те (MOBI.Money, PayPal, RBK Money, Яндекс. День­ги).

Лев Звягинцев о плагине "Онлайн-Лейка"
Лев Звя­гин­цев о пла­гине «Онлайн-Лей­ка»

С помо­щью «Лей­ки» вы може­те созда­вать раз­лич­ные виды пожерт­во­ва­ний, уста­нав­ли­вать мини­маль­ный взнос, что в целом облег­чит вам про­цесс управ­ле­ния пожерт­во­ва­ни­я­ми. Пла­гин поз­во­ля­ет рабо­тать со ста­ти­сти­кой пожерт­во­ва­ний и отсле­жи­вать наме­ре­ния людей совер­шить пожерт­во­ва­ния (при пере­хо­де на пла­теж­ную систе­му поль­зо­ва­тель может пере­ду­мать совер­шить пла­теж, но сам пере­ход будет зафик­си­ро­ван).

Лев Звягинцев
Лев Звя­гин­цев

Пла­гин содер­жит опцию шаб­ло­на бла­го­дар­ствен­но­го пись­ма за пожерт­во­ва­ние и шаб­лон пись­ма-уве­дом­ле­ния о новом пожерт­во­ва­нии.

Пла­гин «Лей­ка» так­же содер­жит встро­ен­ный типо­вой дого­вор пуб­лич­ной офер­ты, кото­рый обя­за­те­лен для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, соби­ра­ю­щих пожерт­во­ва­ния.

Уста­нов­ка пла­ги­на на ваш сайт не зани­ма­ет мно­го вре­ме­ни, подроб­ную инструк­цию вы може­те про­чи­тать здесь.

О том, поче­му сто­ит поль­зо­вать­ся пла­ги­ном «Онлайн-Лей­ка», и о его пре­иму­ще­ствах, смот­ри­те в интер­вью с одним из раз­ра­бот­чи­ков Львом Звя­гин­це­вым.

Фото в мате­ри­а­ле: Мария Бори­се­нок.