Митап «Организация сбора пожертвований онлайн»: рекомендации WWF

Women's group attending a fundraising event in Brisbane
26 апре­ля состо­ял­ся митап на тему «Орга­ни­за­ция сбо­ра пожерт­во­ва­ний онлайн» вме­сте с Алек­сан­дром Евгра­фо­вым, руле­вым сай­та «Все­мир­но­го фон­да дикой при­ро­ды».

Алек­сандр отве­чал на все вопро­сы, свя­зан­ные с дея­тель­но­стью фон­да, и рас­кры­вал рабо­чие момен­ты, с кото­ры­ми еже­днев­но стал­ки­ва­ет­ся орга­ни­за­ция.

У нас нет спе­ци­аль­но­го сек­ре­та. Мы актив­но соби­ра­ем ауди­то­рию онлайн и рабо­та­ем с ней. Основ­ной канал сбо­ра пожерт­во­ва­ний – это поч­то­вая рас­сыл­ка (око­ло 250 тыс. кон­так­тов с раз­ной сте­пе­нью дета­ли­за­ции дан­ных). Из них 25 000 поль­зо­ва­те­лей отно­сят­ся к актив­ным сто­рон­ни­кам, регу­ляр­но дела­ю­щим пожерт­во­ва­ния.

Внут­ри орга­ни­за­ции есть деле­ние на «сто­рон­ни­ков» и на «сим­па­тай­зе­ров» (от англ. sympathizer – сочув­ству­ю­щий). Сто­рон­ни­ки («хра­ни­те­ли Зем­ли», «золо­тые пан­ды») – люди, дела­ю­щие пожерт­во­ва­ния, «сим­па­тай­зе­ры» – поль­зо­ва­те­ли, кото­рые участ­ву­ют в жиз­ни орга­ни­за­ции, ста­вя под­пи­си в онлайн-пети­ци­ях.

Такое раз­де­ле­ние поль­зо­ва­те­лей (в целях внут­рен­не­го ана­ли­за и управ­ле­ния) облег­ча­ет про­цесс орга­ни­за­ции ком­му­ни­ка­ции со сво­ей целе­вой ауди­то­ри­ей.

Фонд ори­ен­ти­ро­ван на при­вле­че­ние широ­кой ауди­то­рии: начи­ная от домо­хо­зя­ек, любя­щих живот­ных, закан­чи­вая, гос­слу­жа­щи­ми, – и как резуль­тат посе­ща­е­мость сай­та состав­ля­ет 4,5 -5 тысяч поль­зо­ва­те­лей в день.

Основ­ная рабо­та заклю­ча­ет­ся имен­но в сбо­ре пожерт­во­ва­ний для целе­вых про­грамм, поэто­му фонд не при­вле­ка­ет волон­тё­ров к сво­ей дея­тель­но­сти.

При всей при­вле­ка­тель­но­сти идеи кра­уд­фандин­га, где каж­дый жерт­ву­ет по руб­лю для обще­го дела, бух­гал­те­рии тех­ни­че­ски слож­нее обра­бо­тать 100 пла­те­жей по 5 руб­лей, чем 5 пла­те­жей по 100 руб.

Опыт WWF инте­ре­сен так­же, тем, что, если для обыч­ной бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции под­от­чёт­ность каж­до­го руб­ля явля­ет­ся зало­гом её репу­та­ции и дове­рия, то WWF из-за слож­но­сти постав­лен­ных задач (спа­се­ние тиг­ров) сра­зу пре­ду­пре­жда­ет жерт­во­ва­те­лей, что не в состо­я­нии рас­ска­зать каж­до­му о том, какой вклад в спа­се­ние при­нес­ли кон­крет­но его 100 руб­лей.

Для того что­бы создать инфор­ма­ци­он­ную вол­ну и при­влечь вни­ма­ние к сво­им онлайн-акци­ям, фонд объ­яв­ля­ет кон­курс с при­за­ми для самых актив­ных Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей. Участ­ни­кам кон­кур­са даёт­ся пер­со­наль­ная ссыл­ка со счёт­чи­ком, кото­рый пока­зы­ва­ет коли­че­ство уни­каль­ных поль­зо­ва­те­лей, зашед­ших на неё. Извест­ный закон о защи­те морей был при­нят имен­но бла­го­да­ря актив­ной под­держ­ке в соци­аль­ных сетях и мно­го­чис­лен­ным пере­по­стам. Коли­че­ство под­пис­чи­ков в груп­пе «Вкон­так­те» – 79 269.

На встре­че Алек­сандр так­же пока­зы­вал гра­фи­ки со ста­ти­сти­кой пожерт­во­ва­ний за послед­ний год.

Предоставлена Александром Евграфовым.
Ста­ти­сти­ка пла­те­жей «Все­мир­но­го фон­да дикой при­ро­ды». Предо­став­ле­на Алек­сан­дром Евгра­фо­вым.

Здесь пла­те­жи делят­ся на одно­крат­ные и регу­ляр­ные (пер­вые и после­ду­ю­щие). На сле­ду­ю­щем гра­фи­ке вид­на дина­ми­ка пла­те­жей в тече­ние года (самые щед­рые меся­цы – это декабрь-январь).

График предоставлен Александром Евграфовым.
Дина­ми­ка пла­те­жей по кре­дит­ным кар­точ­кам. Гра­фик предо­став­лен Алек­сан­дром Евгра­фо­вым.

Во вре­мя вто­рой части встре­чи мы обсу­ди­ли, как мож­но исполь­зо­вать Twitter в целях cбо­ра средств для НКО.

Про­бле­ма, кото­рая сра­зу была озву­че­на участ­ни­ка­ми, – нет волон­тё­ров и вре­ме­ни на веде­ние Twitter-акка­ун­тов. Эта ситу­а­ция зна­ко­ма и понят­на, но тем не менее нам было важ­но пока­зать воз­мож­но­сти Twitter для НКО. Сре­ди наи­бо­лее попу­ляр­ных Twitter-ини­ци­а­тив мож­но отме­тить Twestival и Tweetsgiving Day.

Дви­же­ние Twestival под­дер­жи­ва­ет волон­тёр­ские твит-акции и ока­зы­ва­ет им инфор­ма­ци­он­ную под­держ­ку. Для это­го нуж­но заре­ги­стри­ро­вать свой город на сай­те и дать англо­языч­ное опи­са­ние про­во­ди­мой акции. Tweetsgiving Day – изна­чаль­но это была ини­ци­а­ти­ва по сбо­ру средств за несколь­ко дней до Дня бла­го­да­ре­ния в Аме­ри­ке, и поз­же полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в дру­гих стра­нах.

Орга­ни­за­ции, кото­рые актив­но ведут Twitter, при­дер­жи­ва­ют­ся сле­ду­ю­щих про­стых пра­вил.

1. Cоз­да­вай­те твит-сооб­ще­ство;

2. Пиши­те про­стые и ясные тви­ты;

3. Исполь­зуй­те сер­ви­сы для сокра­ще­ния гиперс­сы­лок как инстру­мен­ты ста­ти­сти­ки. Сер­вис: bit.ly;

4. Исполь­зуй­те сер­ви­сы для ана­ли­за мас­шта­ба рас­про­стра­не­ния вашей инфор­ма­ции. Сер­вис: Tweetreach.com;

5. Пиши­те регу­ляр­но. Исполь­зуй­те функ­цию «Отло­жен­ный твит». Сер­вис: Twuffer.com;

6. Учи­ты­вай­те фак­тор вре­ме­ни;

7. Бла­го­да­ри­те сво­их фол­ло­ве­ров за уча­стие в акци­ях;

8. Попро­си­те делать рет­ви­ты ваших тви­тов. (RT, please);

9. Нала­жи­вай­те свя­зи со схо­жи­ми по целям НКО. Исполь­зуя общий хэш­тег (#), вам будет лег­че вый­ти на нуж­ную ауди­то­рию;

10. Заин­те­ре­суй­те поль­зо­ва­те­ля ново­стью вашей орга­ни­за­ции. Веро­ят­ность, что на тви­ты, содер­жа­щие толь­ко ссыл­ку без пояс­не­ний кто-нибудь перей­дёт, мала. Так­же неудач­ны тви­ты, начи­на­ю­щи­е­ся сло­ва­ми: «Вы буде­те удив­ле­ны! /ссылка/». «Посмот­ри­те, что у нас было /ссылка/». «Наша радость /ссылка/» и похо­жие на них.

Презентация «Twitter для НКО»

Всем спа­си­бо за уча­стие и вопро­сы! Если у вас есть пред­ло­же­ния по темам мита­пов, пиши­те на почту [email protected] или в груп­пу на Facebook.