«Аналитика Facebook: советы и новые подходы»: советы, рекомендации и ресурсы

Скриншот примера статистики Facebook.
В Москве в офи­се «Яндекс.Деньги» состо­ял­ся митап с Васи­лем Яро­ше­ви­чем, созда­те­лем пор­та­ла «Теат­раль­ные днев­ни­ки». Как вести Facebook-стра­нич­ку неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции? Какие цели мы ста­вим, созда­вая акка­унт в соци­аль­ных сетях? Дей­стви­тель­но ли так важен «лайк», как о нем гово­рят? На эти вопро­сы мы попро­бо­ва­ли отве­тить вме­сте.

Ана­лиз ауди­то­рии помо­га­ет уви­деть рост попу­ляр­но­сти вашей стра­ни­цы и фак­ти­че­ское коли­че­ство под­пис­чи­ков. Спу­стя несколь­ко меся­цев после веде­ния стра­ни­цы неко­то­рые зада­ют­ся вопро­сом: «А видят ли под­пис­чи­ки мои запи­си? Запи­си не ком­мен­ти­ру­ют­ся, и «лай­ков» не так мно­го, как ожи­да­лось».

Facebook в отли­чие от «ВКон­так­те» ведет жест­кую поли­ти­ку пода­чи ново­стей в лен­ту поль­зо­ва­те­лей. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что ауди­то­рия Facebook и инфор­ма­ци­он­ный поток с каж­дым годом уве­ли­чи­ва­ют­ся, поэто­му поль­зо­ва­те­лям пред­ла­га­ет­ся толь­ко самая инте­рес­ная инфор­ма­ция, а точ­нее, та, кото­рая вызы­ва­ет у них реак­цию: нажать «лайк» или «поде­лить­ся».

Вызвать реак­цию у поль­зо­ва­те­ля – это глав­ная цель веде­ния стра­ни­цы в Facebook. Мы хотим, что­бы запи­си виде­ли не толь­ко наши под­пис­чи­ки, но и их дру­зья.

Уве­ли­че­ние ауди­то­рии в Facebook про­ис­хо­дит, когда ваши поль­зо­ва­те­ли дела­ют репо­сты запи­сей. Поэто­му, что­бы под­счи­тать ваш мак­си­маль­но воз­мож­ный охват ауди­то­рии, нуж­но умно­жить теку­щее коли­че­ство под­пис­чи­ков на 100 (сред­нее коли­че­ство «дру­зей» в Facebook).

Год назад дан­ные Facebook-ста­ти­сти­ки были прак­ти­че­ски кон­фи­ден­ци­аль­ны­ми, и для глу­бо­ко­го ана­ли­за нуж­но было рабо­тать с экс­пор­ти­ру­е­мы­ми дан­ны­ми в Excel. Сей­час же соци­аль­ные сети ста­но­вят­ся удоб­ным инстру­мен­том рабо­ты для мар­ке­то­ло­гов, и основ­ную инфор­ма­цию о дина­ми­ке рабо­ты вашей стра­нич­ки вы може­те узнать за 10 минут. Пре­зен­та­ци­он­ный ролик от Facebook мож­но посмот­реть здесь.

Марина Ким, PR-менеджер проекта «Забота близко»
Мари­на Ким, PR-мене­джер про­ек­та «Забо­та близ­ко»

С чего начать анализ статистики?

В пане­ли адми­ни­стра­то­ра зай­ди­те во вклад­ку «Cта­ти­сти­ка», где перед вами будут сле­ду­ю­щие раз­де­лы: Обзор Отмет­ки «Нра­вит­ся» Охват Посе­ще­ния Пуб­ли­ка­ции Поль­зо­ва­те­ли.

В «Обзо­ре» вы може­те уви­деть дан­ные по стра­ни­це за теку­щую неде­лю: про­цент при­ро­ста отмет­ки «нра­вит­ся», коли­че­ство уни­каль­ных поль­зо­ва­те­лей и про­цент охва­та пуб­ли­ка­ций.

Совет от Васи­ля Яро­ше­ви­ча: Facebook наце­лен на ком­мер­че­ское про­дви­же­ние постов, но для неком­мер­че­ских про­ек­тов нет осо­бо­го смыс­ла пла­тить за рекла­му. Рабо­тая со сво­ей ауди­то­ри­ей, вы може­те достичь таких же пока­за­те­лей, как и стра­ни­цы с боль­шим реклам­ным бюд­же­том.

Раз­дел «Отмет­ки «Нра­вит­ся» пока­зы­ва­ет общее коли­че­ство отме­ток «нра­вит­ся», коли­че­ство нажа­тий «не нра­вит­ся», а так­же источ­ни­ки, отку­да узна­ва­ли о вашем посте.

В этом раз­де­ле важ­но обра­щать вни­ма­ние на дина­ми­ку откли­ков на вашу стра­ни­цу. Мет­ри­ка помо­га­ет отве­тить на вопро­сы «Как я вижу рост стра­ни­цы через пару меся­цев? Я хочу сохра­нять ней­траль­но инфор­ма­ци­он­ный стиль или через эмо­ции при­влечь новых сто­рон­ни­ков?». Так или ина­че, ваша линия пове­де­ния будет отоб­ра­жать­ся через дан­ную мет­ри­ку.

Скриншот примера статистики Facebook. Метрика: Отметка «Нравится»
Скрин­шот при­ме­ра ста­ти­сти­ки Facebook. Мет­ри­ка: Отмет­ка «Нра­вит­ся»

Раз­дел «Охват» пред­став­ля­ет боль­ший инте­рес. Если вы реши­ли запла­тить за про­дви­же­ние постов, то здесь нагляд­но смо­же­те уви­деть, насколь­ко оправ­да­ли себя затра­ты и вышли ли вы на новую ауди­то­рию. У раз­ви­ва­ю­щей­ся орга­ни­за­ции гра­фик охва­та ауди­то­рии будет лома­ным: пики роста, спа­ды.

Скриншот примера статистики Facebook. Метрика: Охват аудитории
Скрин­шот при­ме­ра ста­ти­сти­ки Facebook. Мет­ри­ка: Охват ауди­то­рии

Обра­ти­те вни­ма­ние: если по дан­ным ста­ти­сти­ки у вас отоб­ра­жа­ет­ся посто­ян­но рас­ту­щий линей­ный гра­фик охва­та ауди­то­рии, зна­чит, ваши пуб­ли­ка­ции вызы­ва­ют резо­нанс. Если вам кажет­ся, что рань­ше вы дости­га­ли боль­шей циф­ры «охва­та ауди­то­рии», то делай­те две поправ­ки:

  • есте­ствен­ная сме­на инте­ре­сов в жиз­ни чело­ве­ка при­во­дит к тому, что все­гда будет про­цент людей, кото­рые нажмут «отпи­сать­ся» от всех ваших ново­стей;
  • кон­ку­рен­ция сре­ди стра­ниц уве­ли­чи­ва­ет­ся, и рота­ция ново­стей в лен­те поль­зо­ва­те­лей не все­гда зави­сит от вас

Совет от Васи­ля Яро­ше­ви­ча: Для уве­ли­че­ния ауди­то­рии ссы­лай­тесь в посте на дру­гие стра­ни­цы парт­не­ров, свя­зан­ных с вами. Так ваш пост будет отоб­ра­жать­ся сра­зу в несколь­ких сооб­ще­ствах, что в разы повы­сит инте­рес к вам. Если вы хоти­те упо­мя­нуть в посте кон­крет­но­го чело­ве­ка (напри­мер, извест­ная лич­ность при­ни­ма­ла уча­стие в вашем меро­при­я­тии), то вы може­те толь­ко при­кре­пить фото­гра­фию к тек­сту и отме­тить на нем чело­ве­ка.

Участница митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­ца мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок

Раз­дел «Посе­ще­ния» сего­дня теря­ет свою акту­аль­ность. Эта мет­ри­ка отоб­ра­жа­ет, в какие под­раз­де­лы вашей стра­ни­цы чаще все­го захо­дят поль­зо­ва­те­ли: хро­ни­ка, фото­гра­фии, инфор­ма­ция о вас. Рань­ше адми­ни­стра­то­ры стра­ниц настра­и­ва­ли верх­нее таб­ло меню для поль­зо­ва­те­лей, и это поль­зо­ва­лось спро­сом, но сего­дня пре­об­ла­да­ет чте­ние теку­щих ново­стей («хро­ни­ка») без оста­нов­ки на струк­ту­ре вашей стра­ни­цы.

Скриншот примера статистики Facebook.
Скрин­шот при­ме­ра ста­ти­сти­ки Facebook. Мет­ри­ка «Посе­ще­ния»

Ответ на вопрос «Что же нра­вит­ся поль­зо­ва­те­лю?» нахо­дит­ся в раз­де­ле «Пуб­ли­ка­ции».

Вклад­ка «Когда поклон­ни­ки в Сети» дает инфор­ма­цию о том, в какое вре­мя дня ваши поль­зо­ва­те­ли чита­ют вас. Одно­знач­но­го отве­та, когда и как часто сто­ит делать пуб­ли­ка­ции, нет, и каж­дый ресурс ищет для себя опти­маль­ный фор­мат обще­ния с ауди­то­ри­ей.

Зато вы сра­зу може­те узнать, какой вид кон­тен­та пред­по­чи­та­ет ваш поль­зо­ва­тель боль­ше дру­гих. Выбор состо­ит из трех типов кон­тен­та: ссыл­ка, фото­гра­фия и ста­тут (обыч­ный пост). Преж­де Facebook вво­дил огра­ни­че­ние на коли­че­ство сим­во­лов при напи­са­нии поста, поэто­му были вос­тре­бо­ва­ны «замет­ки». Сего­дня отклик на «замет­ки» крайне низ­кий, и луч­ше все­го идет реак­ция на ссыл­ки.

Важ­но пом­нить, что ссыл­ка на Youtube засчи­ты­ва­ет­ся как ссыл­ка, поэто­му если вы часто добав­ля­е­те роли­ки к посту, то при ана­ли­зе сво­ей ста­ти­сти­ки вы не смо­же­те чет­ко опре­де­лить, нра­вят­ся ли поль­зо­ва­те­лю ваши обыч­ные ссыл­ки или видео с Youtube.

Совет от Васи­ля Яро­ше­ви­ча: если при добав­ле­нии ссыл­ки к посту у нее нет сопро­во­ди­тель­ной инфор­ма­ции, то при­вле­ка­ю­щий вни­ма­ние текст мож­но напи­сать само­му. Для это­го нуж­но нажать на окно в пра­вой всплы­ва­ю­щей части и вве­сти нуж­ный текст. Про­стой и лег­кий при­ем, кото­рым ино­гда пре­не­бре­га­ют.

Пример внесения изменений при добавлении ссылки на Facebook
При­мер вне­се­ния изме­не­ний при добав­ле­нии ссыл­ки на Facebook

Раз­дел «Поль­зо­ва­те­ли» пока­жет вам порт­рет вашей ауди­то­рии: воз­раст, пол, стра­на, город, язык.

Если вы хоро­шо пред­став­ля­е­те, для кого пише­те, то може­те пери­о­ди­че­ски срав­ни­вать вклад­ки «Ваши поклон­ни­ки» и «Вовле­чен­ные поль­зо­ва­те­ли» и сле­дить, что­бы демо­гра­фи­че­ские дан­ные в них сов­па­да­ли.

Участницы митапа. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­цы мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок

Для тех, кому лег­че рабо­тать в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции и есть здо­ро­вый инте­рес к дея­тель­но­сти дру­гих орга­ни­за­ций, Facebook пред­ла­га­ет несколь­ко инстру­мен­тов для обзо­ра ста­ти­сти­ки схо­жих с вами тема­ти­че­ских ресур­сов.

Напри­мер, при­ло­же­ние AgoraPulse помо­га­ет отсле­жи­вать инте­рес­ные стра­ни­цы в Facebook и Twitter. Ана­ло­гич­но рабо­та­ет инстру­мент LikeAlyzer, где в пред­ла­га­е­мой стро­ке для вво­да вы пише­те нуж­ный адрес стра­ни­цы и через несколь­ко секунд узна­е­те пуб­лич­ные ста­ти­сти­че­ские дан­ные стра­ни­цы.

Мет­ри­ки по ана­ли­зу ста­ти­сти­ки Facebook посто­ян­но совер­шен­ству­ют­ся вме­сте с коли­че­ством инфор­ма­ции об интер­нет-дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций. Мы вам пред­ло­жи­ли базо­вые инстру­мен­ты для ана­ли­за и, наде­ем­ся, они помо­гут при рабо­те в соци­аль­ных сетях.

Мате­ри­а­лы с про­шло­год­не­го мита­па с Васи­лем Яро­ше­ви­чем, вы може­те посмот­реть здесь.