Форматы онлайн-образования: о чем нужно знать создателям курсов

На митапе в Москве Алексей Полехин, руководитель онлайн-программ университета «Нетология», рассказал об особенностях и преимуществах дистанционного обучения. Фото: Мария Борисенок.
На митапе в Москве Алексей Полехин, руководитель онлайн-программ университета «Нетология», рассказал об особенностях и преимуществах дистанционного обучения. Фото: Мария Борисенок.

8 декаб­ря 2016 года в Москве про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Онлайн-обра­зо­ва­ние: ито­ги года и трен­ды 2017 года». Участ­ни­ки узна­ли, как созда­ют­ся онлайн-про­грам­мы в «Нето­ло­гии», что нуж­но учи­ты­вать при мас­шта­би­ро­ва­нии кур­сов, и поче­му так важ­на обрат­ная связь во вре­мя уче­бы.

На встре­че высту­пил Алек­сей Поле­хин, руко­во­ди­тель онлайн-про­грамм уни­вер­си­те­та «Нето­ло­гия».

Алексей Полехин и участник митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Алек­сей Поле­хин и участ­ник мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О проекте Нетология

Про­ект «Нето­ло­гия» – это уни­вер­си­тет по под­го­тов­ке и допол­ни­тель­но­му обу­че­нию спе­ци­а­ли­стов в обла­сти интер­нет-мар­ке­тин­га, управ­ле­ния про­ек­та­ми, дизай­на, про­ек­ти­ро­ва­ния интер­фей­сов и веб-раз­ра­бот­ки. Ком­па­ния откры­лась в 2011 году и за 5 лет созда­ла более 30 обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, рас­пре­де­лен­ных по трем направ­ле­ни­ям:

  • онлайн-про­грам­мы уни­вер­си­те­та (повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции);
  • очные про­грам­мы уни­вер­си­те­та (про­фес­си­о­наль­ная пере­под­го­тов­ка);
  • Биб­лио­те­ка видео­кур­сов, кото­рая содер­жит более 170 видео­уро­ков по 10–15 минут, объ­еди­нен­ных по про­грам­мам и с ито­го­вым тестом после завер­ше­ния кур­са.

«У нас 1500 сту­ден­тов, и мно­гие из них учат­ся на несколь­ких про­грам­мах. В сред­нем у нас 40–50 чело­век на кур­се, кото­рые про­хо­дят заня­тия, слу­ша­ют веби­на­ры, выпол­ня­ют прак­ти­че­ские зада­ния, дела­ют диплом­ные рабо­ты. Офлайн-про­грам­мы пред­по­ла­га­ют полу­го­до­вые кур­сы с заня­ти­я­ми по три раза в неде­лю с мак­си­маль­ным обще­ни­ем с груп­пой и пре­по­да­ва­те­ля­ми». Алек­сей Поле­хин

Кто чаще всего проходит онлайн-обучение?

  • Спе­ци­а­ли­сты, пере­хо­дя­щие из офлай­на в онлайн.
  • Спе­ци­а­ли­сты, жела­ю­щие полу­чить новые навы­ки.
  • «Веч­ные» сту­ден­ты.
  • Люди с боль­шим коли­че­ством сво­бод­но­го вре­ме­ни.

Какие есть форматы онлайн-обучения?

  • Син­хрон­ное обу­че­ние – фор­мат обу­че­ния в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, при этом заня­тия не все­гда при­вя­за­ны к опре­де­лен­но­му месту (очные лек­ции, онлайн-лек­ции, веби­на­ры, онлайн-дис­кус­сии в мес­сен­дже­рах).
  • Асин­хрон­ное обу­че­ние – фор­мат обу­че­ния, когда про­цесс пере­да­чи зна­ний или уме­ний не при­вя­зан к опре­де­лен­но­му месту и вре­ме­ни (кур­сы с запи­сан­ны­ми лек­ци­я­ми, зада­ния с выстав­лен­ным дед­лай­ном, мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы).
  • Сме­шан­ные фор­ма­ты – фор­мат обу­че­ния, где соче­та­ют­ся син­хрон­ное и асин­хрон­ное обу­че­ние.

Еще по теме: Сер­гей Рощин: онлайн-обра­зо­ва­ние гла­за­ми Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки в 2016 году.

Основные принципы смешанного формата

  • Каче­ствен­ный тео­ре­ти­че­ский мате­ри­ал в виде видео­уро­ков.
  • Обрат­ная связь по зада­ни­ям в режи­ме онлайн.
  • Силь­ные гори­зон­таль­ные свя­зи меж­ду сту­ден­та­ми.
  • Удоб­ный темп обу­че­ния.
  • Начать обу­че­ние мож­но в любой момент.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Рекомендации по работе со смешанными курсами

Син­хрон­ные про­грам­мы слож­но мас­шта­би­ро­вать, так как для запус­ка новых кур­сов каж­дую неде­лю нуж­ны допол­ни­тель­ные чело­ве­че­ские ресур­сы. Созда­ние сме­шан­ных кур­сов частич­но реша­ет эту про­бле­му.

Еще по теме: Диа­на Дымо­ла­зо­ва: онлайн-обра­зо­ва­ние гла­за­ми биз­не­са.

При созда­нии сме­шан­но­го фор­ма­та учи­ты­вай­те, что часть ста­тич­но­го мате­ри­а­ла при­дет­ся регу­ляр­но обнов­лять, а без созда­ния жест­ко­го рас­пи­са­ния сту­ден­ты не будут закан­чи­вать обу­че­ние. Вклю­чай­те в про­грам­му веби­на­ры, что­бы у участ­ни­ков была воз­мож­ность задать вопро­сы вжи­вую и полу­чить обрат­ную связь по кур­су.

«Гово­рить о про­ры­ве в отрас­ли сей­час не при­хо­дит­ся. Ско­рее мы видим, как тра­ди­ци­он­ные мето­ды обу­че­ния пере­хо­дят в онлайн». Алек­сей Поле­хин

О мотивации учиться

По наблю­де­ни­ям «Нето­ло­гии», люди чаще все­го поку­па­ют кур­сы из-за жела­ния быть частью сооб­ще­ства и ощу­ще­ния раз­ви­тия. Взрос­лые люди хотят полу­чить воз­мож­ность сно­ва стать сту­ден­та­ми. Для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми это спо­соб соци­а­ли­зи­ро­вать­ся.
Моти­ва­ция тру­до­устрой­ства не явля­ет­ся клю­че­вой при выбо­ре кур­са, и после окон­ча­ния про­грамм низ­кий про­цент людей (до 5%) реша­ет­ся на сме­ну рабо­ты.

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Алек­сея Поле­хи­на в фор­ма­те PDF.

Меро­при­я­тие про­шло при под­держ­ке Доб­ро Mail.Ru.