Форматы онлайн-образования: о чем нужно знать создателям курсов

На митапе в Москве Алексей Полехин, руководитель онлайн-программ университета «Нетология», рассказал об особенностях и преимуществах дистанционного обучения. Фото: Мария Борисенок.
На митапе в Москве Алексей Полехин, руководитель онлайн-программ университета «Нетология», рассказал об особенностях и преимуществах дистанционного обучения. Фото: Мария Борисенок.

8 декабря 2016 года в Москве прошел митап Теплицы социальных технологий «Онлайн-образование: итоги года и тренды 2017 года». Участники узнали, как создаются онлайн-программы в «Нетологии», что нужно учитывать при масштабировании курсов, и почему так важна обратная связь во время учебы.

На встрече выступил Алексей Полехин, руководитель онлайн-программ университета «Нетология».

Алексей Полехин и участник митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Алексей Полехин и участник митапа. Фото: Мария Борисёнок.

О проекте Нетология

Проект «Нетология» – это университет по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области интернет-маркетинга, управления проектами, дизайна, проектирования интерфейсов и веб-разработки. Компания открылась в 2011 году и за 5 лет создала более 30 образовательных программ, распределенных по трем направлениям:

  • онлайн-программы университета (повышение квалификации);
  • очные программы университета (профессиональная переподготовка);
  • Библиотека видеокурсов, которая содержит более 170 видеоуроков по 10-15 минут, объединенных по программам и с итоговым тестом после завершения курса.

«У нас 1500 студентов, и многие из них учатся на нескольких программах. В среднем у нас 40-50 человек на курсе, которые проходят занятия, слушают вебинары, выполняют практические задания, делают дипломные работы. Офлайн-программы предполагают полугодовые курсы с занятиями по три раза в неделю с максимальным общением с группой и преподавателями». Алексей Полехин

Кто чаще всего проходит онлайн-обучение?

  • Специалисты, переходящие из офлайна в онлайн.
  • Специалисты, желающие получить новые навыки.
  • «Вечные» студенты.
  • Люди с большим количеством свободного времени.

Какие есть форматы онлайн-обучения?

  • Синхронное обучение – формат обучения в режиме реального времени, при этом занятия не всегда привязаны к определенному месту (очные лекции, онлайн-лекции, вебинары, онлайн-дискуссии в мессенджерах).
  • Асинхронное обучение – формат обучения, когда процесс передачи знаний или умений не привязан к определенному месту и времени (курсы с записанными лекциями, задания с выставленным дедлайном, массовые открытые онлайн-курсы).
  • Смешанные форматы – формат обучения, где сочетаются синхронное и асинхронное обучение.

Еще по теме: Сергей Рощин: онлайн-образование глазами Высшей школы экономики в 2016 году.

Основные принципы смешанного формата

  • Качественный теоретический материал в виде видеоуроков.
  • Обратная связь по заданиям в режиме онлайн.
  • Сильные горизонтальные связи между студентами.
  • Удобный темп обучения.
  • Начать обучение можно в любой момент.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Рекомендации по работе со смешанными курсами

Синхронные программы сложно масштабировать, так как для запуска новых курсов каждую неделю нужны дополнительные человеческие ресурсы. Создание смешанных курсов частично решает эту проблему.

Еще по теме: Диана Дымолазова: онлайн-образование глазами бизнеса.

При создании смешанного формата учитывайте, что часть статичного материала придется регулярно обновлять, а без создания жесткого расписания студенты не будут заканчивать обучение. Включайте в программу вебинары, чтобы у участников была возможность задать вопросы вживую и получить обратную связь по курсу.

«Говорить о прорыве в отрасли сейчас не приходится. Скорее мы видим, как традиционные методы обучения переходят в онлайн». Алексей Полехин

О мотивации учиться

По наблюдениям «Нетологии», люди чаще всего покупают курсы из-за желания быть частью сообщества и ощущения развития. Взрослые люди хотят получить возможность снова стать студентами. Для людей с ограниченными возможностями это способ социализироваться.
Мотивация трудоустройства не является ключевой при выборе курса, и после окончания программ низкий процент людей (до 5%) решается на смену работы.

Скачайте презентацию Алексея Полехина в формате PDF.

Мероприятие прошло при поддержке Добро Mail.Ru.