Катерина Никитина: рекомендации по созданию историй для НКО

Катерина Никитина рассказала про принципы создания историй для НКО. Фото: Мария Борисёнок.
Катерина Никитина рассказала про принципы создания историй для НКО. Фото: Мария Борисёнок.

27 апре­ля 2017 года при под­держ­ке Цен­тра «Бла­го­сфе­ра» состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Как НКО напи­сать живой текст». Участ­ни­ки узна­ли про основ­ные кри­те­рии напи­са­ния исто­рии, а так­же о пра­ви­лах соблю­де­ния балан­са меж­ду пози­тив­ным и нега­тив­ным содер­жа­ни­ем.

На встре­че высту­пи­ла Кате­ри­на Ники­ти­на, руко­во­ди­тель спец­про­ек­тов Фон­да под­держ­ки соци­аль­ных ини­ци­а­тив в сфе­ре дет­ства «Навстре­чу пере­ме­нам».

Катерина Никитина и участница митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Кате­ри­на Ники­ти­на и участ­ни­ца мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Рас­ска­зы­ва­ние исто­рий, или сто­ри­тел­линг, ста­но­вит­ся цен­траль­ным эле­мен­том созда­ния меди­а­кон­тен­та. Неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции еже­днев­но пуб­ли­ку­ют посты и рас­ска­зы о тех, кому нуж­на помощь через соци­аль­ные сети или отправ­ля­ют поч­то­вые рас­сыл­ки сво­им сто­рон­ни­кам.

Еще по теме: Моно­миф: как НКО рас­ска­зать исто­рию, что­бы захва­тить вни­ма­ние поль­зо­ва­те­ля

Из чего состо­ит запо­ми­на­ю­ща­я­ся исто­рия, кото­рую хочет­ся пере­ска­зать? На какие образ­цы мож­но ори­ен­ти­ро­вать­ся и что сто­ит почи­тать, что­бы попро­бо­вать напи­сать при­выч­ный текст по-ново­му?

«Ино­гда, что­бы пре­успеть в чем-то нуж­но по-дру­го­му задать вопрос.
Таке­ро Каба­я­ши, кото­рый в 2004 году поста­вил новый рекорд по поеда­нию хот-догов, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал и спра­ши­вал себя «Как съесть боль­ше, чем 30 хот-догов? Как это сде­лать лег­че все­го?». У него полу­чи­лось. Он съел 60 хот-догов, забыв про огра­ни­че­ния. Кате­ри­на Ники­ти­на.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

5 советов по созданию истории

  • Исто­рии выяв­ля­ют то, что скры­то и созда­ют эффект при­сут­ствия: чита­тель начи­на­ет себя ассо­ци­и­ро­вать с геро­ем исто­рии. Перед созда­ни­ем тек­ста ответь­те на вопрос «Для кого вы это дела­е­те?». Это может быть попе­чи­тель­ский совет, руко­вод­ство фон­да, ваши сто­рон­ни­ки, незна­ко­мые люди. Рас­ска­зы­вай­те исто­рию для них.

«Хоро­шая исто­рия — это та, кото­рую пере­ска­зы­ва­ют. Она долж­на быть про­стой, неожи­дан­ной, эмо­ци­о­наль­ной и реа­ли­стич­ной. Мы часто пишем толь­ко о тех, кто сам герой, но есть и те, кто им помо­га­ет. Не забы­вай­те про них». Кате­ри­на Ники­ти­на

  • Боль­шин­ство тек­стов раз­ме­ща­ют­ся в Интер­не­те, что тре­бу­ет зна­ния опре­де­лен­ных прин­ци­пов фор­ма­ти­ро­ва­ния. Текст не дол­жен быть сплош­ным. Сле­ди­те за струк­ту­рой тек­ста и раз­би­вай­те его на логи­че­ские абза­цы.
  • Добав­ляй­те каче­ствен­ные иллю­стра­ции, допол­ня­ю­щие исто­рию новы­ми дета­ля­ми.

«Дели­тесь хоро­ши­ми исто­ри­я­ми. Оче­ред­ную исто­рию, кото­рая давит на чув­ство вины, не хочет­ся читать. Пер­вый месяц погру­же­ния в новую тему вызы­ва­ет у людей отклик. Но если все вре­мя давить на тоже место, то люди не будут вас читать и отпи­шут­ся». Кате­ри­на Ники­ти­на

  • Прин­цип созда­ния пози­тив­ной исто­рии заклю­ча­ет­ся в соблю­де­нии эмо­ци­о­наль­ной про­пор­ции.
    В клас­си­че­ской исто­рии в нача­ле рас­кры­ва­ет­ся про­бле­ма, затем опи­сы­ва­ет­ся путь ее пре­одо­ле­ния (чудо) и счаст­ли­вый конец. Исполь­зуй­те сле­ду­ю­щее соот­но­ше­ние: 20% — на опи­са­ние слож­но­стей глав­но­го героя, 40% — акцент на борь­бе и под­держ­ке со сто­ро­ны окру­жа­ю­щих, 40% — опи­са­ние, как изме­ни­лась жизнь героя после испы­та­ния.
Эмоциональная структура истории, которая оставляет позитивный отпечаток. Слайд с презентации Катерины Никитиной.
Эмо­ци­о­наль­ная струк­ту­ра исто­рии, кото­рая остав­ля­ет пози­тив­ный отпе­ча­ток. Слайд с пре­зен­та­ции Кате­ри­ны Ники­ти­ной.

Скачайте презентацию Катерины Никитиной в формате PDF.

Еще по теме: Ната­лья Бара­но­ва: как НКО напи­сать фанд­рай­зин­го­вый текст

Рекомендованные истории к прочтению

Центр «Бла­го­сфе­ра» – откры­тая обще­го­род­ская пло­щад­ка, создан­ная для вовле­че­ния граж­дан в бла­го­тво­ри­тель­ность через лич­ное уча­стие в соци­аль­ных, бла­го­тво­ри­тель­ных и куль­тур­ных про­ек­тах. Она дает воз­мож­ность заин­те­ре­со­ван­ным сто­ро­нам – госу­дар­ству, биз­не­су, неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям – объ­еди­нить уси­лия, про­ек­ты и опыт для эффек­тив­ной рабо­ты с горо­жа­на­ми.