День НКО в Microsoft: выводы и дальнейшие действия

Алексей Сидоренко на Дне НКО Microsoft
Еже­год­но ком­па­ния Microsoft про­во­дит «Дни неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций», куда при­гла­ша­ют­ся пред­ста­ви­те­ли неком­мер­че­ско­го сек­то­ра и экс­пер­ты в обла­сти соци­аль­ных медиа и Интер­нет-инстру­мен­тов для обме­на опы­том и эффек­тив­ны­ми реше­ни­я­ми. В этом году «День НКО» при­шел 29 мар­та в Москве при парт­нер­ской под­держ­ке Агент­ства Соци­аль­ной Инфор­ма­ции.

Основ­ной темой для обсуж­де­ния ста­ла «Роль инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в раз­ви­тии неком­мер­че­ско­го сек­то­ра». В панель­ной дис­кус­сии при­ни­ма­ли уча­стие НКО: Еле­на Теми­че­ва и Еле­на Топо­ле­ва пред­став­ля­ли АСИ, Алек­сандр Лав­ре­нов – WWF, Ири­на Ган­жа – про­ект «Граж­да­нин 2.0», а Алек­сандр Сидо­рен­ко – БФ «Кры­лья», кото­рый когда-то начи­нал­ся с волон­тер­ской ини­ци­а­ти­вы сту­ден­тов РГГУ. «Тех­ни­че­скую» сто­ро­ну вопро­са в этой дис­кус­сии осве­ща­ла Инес­са Гри­ку­ро­ва (Microsoft).

Из-за недо­стат­ка адми­ни­стра­тив­ных ресур­сов роль PR-спе­ци­а­ли­стов и ком­му­ни­ка­то­ров с обще­ствен­но­стью в бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ци­ях чаще все­го ложит­ся на амбас­са­до­ров, чле­нов попе­чи­тель­ско­го сове­та и мно­го­чис­лен­ных волон­те­ров, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют о рабо­те и дости­же­ни­ях НКО в соци­аль­ных сетях и соб­ствен­ных бло­гах. Понят­но, что назвать такую медиа-стра­те­гию хоро­шо спла­ни­ро­ван­ной никак нель­зя.

Как выяс­ни­лось, нкош­ни­ков боль­ше все­го вол­но­вал вопрос: «Как и с помо­щью чего сде­лать так, что­бы о нас узна­ва­ли и к нам при­хо­ди­ли люди «с ули­цы»?»

Об этом гово­ри­ли после пле­нар­но­го засе­да­ния спе­ци­а­ли­сты Интер­нет-сек­то­ра. Вик­то­рия Бун­чук (Ru-center) рас­ска­за­ла о важ­но­сти выбо­ра домен­но­го име­ни и обес­пе­че­ния его без­опас­но­сти, а Денис Тере­хов (Агент­ство «Соци­аль­ные сети») отве­чал на мно­го­чис­лен­ные вопро­сы по рабо­те в Facebook, Twitter и бло­гах.

Имен­но «рас­ша­ри­ва­ние» (от англий­ско­го share) или рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции явля­ет­ся клю­че­вой зада­чей, кото­рая вста­ет перед НКО. И в этом могут помочь тех­но­ло­гии кра­уд­сор­син­га.

Об этом рас­ска­зы­вал руко­во­ди­тель Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Алек­сей Сидо­рен­ко. Мар­шал Маклю­эн еще в 1964 году ска­зал: «Сна­ча­ла мы при­да­ем фор­му инстру­мен­там, а затем они при­да­ют фор­му нам». С этим слож­но не согла­сить­ся, но это так­же обо­зна­ча­ет и поря­док дей­ствий: если мы хотим, что­бы в бла­го­тво­ри­тель­ную орга­ни­за­цию при­хо­ди­ли доно­ры, волон­те­ры и НКО, то нуж­но бук­валь­но открыть им «дверь»: создать при­ло­же­ния, при­сут­ство­вать в соци­аль­ных сетях и общать­ся с людь­ми.

Каж­дый чело­век какую-то часть сво­е­го вре­ме­ни тра­тит «ни на что». Это вклю­ча­ет в себя, напри­мер, про­смотр тео­е­пе­ре­дач, кото­рые никто не запо­ми­на­ет. И есте­ствен­но, вме­сто это­го мож­но было бы делать мно­же­ство дру­гих более полез­ных и инте­рес­ных вещей. За этот когни­тив­ный изли­шек (кон­цеп­ция Клея Шир­ки) и долж­ны бороть­ся неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции, ведь это вре­мя их потен­ци­аль­ных волон­те­ров.

Визу­а­ли­за­ция этой идеи выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом:

Оче­вид­но, что дале­ко не все люди спо­соб­ны про­ме­нять вече­ра у теле­ви­зо­ра на обще­ствен­но зна­чи­мые ини­ци­а­ти­вы. И даже если про­ме­ня­ют, воз­мож­но, они будут про­сто копи­ро­вать и встав­лять инфор­ма­цию, но никак не участ­во­вать в про­цес­се. Как заме­тил Денис Тере­хов, мно­гие люди гото­вы ста­вить лай­ки под фото­гра­фи­я­ми без­дом­ных щен­ков, но не все захо­тят иметь с ними дело лич­но. Поэто­му, ско­рее все­го, речь идет о соот­но­ше­нии 90% про­яв­ля­ю­щих интерес/ 9% – ком­мен­ти­ру­ю­щих информацию/ 1% – реаль­но участ­ву­ю­щих.

Решать, гото­ва ли она зани­мать­ся при­вле­че­ни­ем это­го 1%, долж­на каж­дая орга­ни­за­ция само­сто­я­тель­но. Но сто­ит пом­нить, что интер­нет-ауди­то­рия, осо­бен­но в реги­о­нах, посто­ян­но рас­тет, а сами соци­аль­ные медиа ста­но­вят­ся не толь­ко инстру­мен­том «нахож­де­ния одно­класс­ни­ков», но и важ­ным источ­ни­ком кон­текст­ной инфор­ма­ции.

При­чем здесь «Теп­ли­ца»?

Пока у Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий не было соб­ствен­ной пре­зен­та­ции, но уже сей­час хочет­ся ска­зать о том, что мы можем сде­лать сов­мест­но и для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

  • Мы кон­скуль­ти­ру­ем НКО и IT-кол­лек­ти­вы на тему граж­дан­ских при­ло­же­ний и локаль­ных сооб­ществ;
  • Мы помо­га­ем НКО реа­ли­зо­вы­вать их идеи исполь­зо­ва­ния Интер­не­та в рам­ках соб­ствен­ной дея­тель­но­сти и свя­зы­ва­ем их с теми, кто мог бы им в этом помочь.

После кон­фе­рен­ции мы пооб­ща­лись с испол­ни­тель­ным дирек­то­ром Бла­го­тво­ри­тель­но­го Собра­ния «Все вме­сте» Ека­те­ри­ной Мило­вой и зада­ли ей вопрос: «Что нуж­но дать НКО, что­бы они нача­ли актив­но вза­и­мо­дей­ство­вать с ауди­то­ри­ей в Интер­нет-про­стран­стве?»

Зна­ние – мне кажет­ся, это един­ствен­ное. Обу­чать надо НКО, точ­нее так объ­яс­нить им на паль­цах поль­зу Интер­нет-тех­но­ло­гий, а потом научить, как сде­лать стра­нич­ку, пря­мо поша­го­во, сколь­ко надо писать постов в день, что надо лай­кать, что­бы виде­ли дру­гие, как созда­вать меро­при­я­тия и т.д. и т.п.
Ека­те­ри­на Мило­ва, испол­ни­тель­ный дирек­тор бла­го­тво­ри­тель­но­го собра­ния «Все вме­сте»

Имен­но этим (и конеч­но, не толь­ко этим) будет зани­мать­ся Те-СТ.

Для того, что­бы углу­бить­ся в вопрос, как кон­крет­но Ваша НКО может исполь­зо­вать Интер­нет-при­ло­же­ния, мож­но позна­ко­мить­ся с пре­зен­та­ци­я­ми Алек­сея Сидо­рен­ко здесь и здесь.