Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Как защитить город: рассказываем в конспекте

Команда Теплицы публикует конспект с онлайн-курса о том, что делают градозащитники для защиты своего города. Участники курса вместе с ведущими обсудили вопросы защиты объектов культурного наследия, создания сообщества вокруг проекта, а также узнали, как определять историческую ценность зданий.

Ведущими курса выступили Мария Коробова, координатор движения «Архнадзор»; Никита Иноземцев, активист движения, координатор движения «Архнадзор» и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; Анор Тукаева, директор фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино» и проекта «ПроНаследие»; Михаил Добров, гид и создатель проекта «Площадь Ногина», и Андрей Новичков, российский журналист и градозащитник, координатор общественного движения «Архнадзор».

Вебинар № 1: «Инструменты градозащитника»

На первом вебинаре Мария Коробова рассказала о движении «Архнадзор» и о том, как работают градозащитники в Москве.

Команда «Архнадзора» противостоит уничтожению исторической застройки и объединяет тех, кто любит историю Москвы. Большинство градозащитных практик «Архнадзора» относится к Москве, но принцип действия градозащитников во всех городах одинаковый.

Малая любовь к своему району постепенно распространяется на весь город, и становится невозможным смотреть на все происходящие изменения. Так приходят в градозащиту.

korobova 150x150 - Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Мария Коробова,

координатор движения «Архнадзор»

Без юридических знаний градозащита невозможна. Законы, которые помогут вам разобраться в градозащитной деятельности: 

Представьте, что в вашем районе есть здание, которое собираются сносить, и вы хотите уточнить, какой у этого объекта статус. Для этого вы можете:

  • отправить запрос в приемную регионального Департамента культурного наследия и ожидать ответ в течение 30 дней;
  • проверить реестр объектов культурного наследия;
  • проверить опорный план территории. Карта публикуется в открытом доступе на сайте местной администрации. 

Если же вы следите за объектом (памятником) и видите, что на его территории внезапно начались работы, то :

  • сделайте фотографии строительных работ;
  • поговорите с прорабом, попросите показать разрешительные документы;
  • позвоните в региональный Департамент культурного наследия;
  • если работы не прекращают, вызовите полицию.

Если бульдозер крушит здание, которое заявлено на охрану, но еще не зарегистрировано как памятник, то нужно требовать прекращения работ и вызывать полицию. Ничего страшного в инициативе на местах нет. Вы выражаете свою волю и показываете, что вам не все равно.

Snimok ekrana 2020 12 24 v 16.28.18 150x150 - Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Андрей Новичков,

журналист, градозащитник, модератор онлайн-курса

Город постоянно изменяется, и для градозащитников важно регулярно проводить мониторинг новостей. Например, вы можете:

  • следить за изменениями Правил землепользования и застройки своего населенного пункта;
  • следить за новостями регионального Департамента культурного наследия и Комитета по архитектуре и градостроительству;
  • следить за обновлениями нормативных документов Департамента культурного наследия;
  • следить за заключениями государственных историко-культурных экспертиз (Акты ГИКЭ);
  • участвовать в общественных обсуждениях.

Дополнительные материалы вебинара

  • Красная книга – каталог, который пополняется и корректируется ежедневно, в том числе и по сигналам в почте или соцсетях движения.
  • Черная книга – каталог с объектами, которые снесли и не удалось спасти.
  • Желающим принять участие в работе «Архнадзора» предлагаем заполнить анкету.

Вебинар № 2: «Как работать с объектами культурного наследия»

Особого внимания в деятельности градозащитника требует работа с объектами культурного наследия (сокращенно ОКН): памятники, ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства.

Прежде чем объекты культурного наследия попадут в реестр и будут под защитой государства, они должны пройти две стадии – заявленного и выявленного ОКН.

  • Заявленный ОКН – это объект, обладающий качествами культурного наследия. Для того чтобы объект стал заявленным, нужно подать заявку в Департамент культурного наследия. Чаще всего возврат заявки объясняется формальными причинами и неполнотой заявления.
  • В течение 90 рабочих дней со дня регистрации заявки региональный орган охраны памятников принимает решение о включении объекта в перечень выявленных ОКН. Выявленный ОКН в любой момент может потерять свой статус в результате экспертизы.

Подробнее о структуре заявления и о том, на какие источники стоит ссылаться для обоснования историко-культурной ценности объекта, смотрите в презентации Никиты Иноземцева в дополнительных материалах.

Вы не обязаны писать диссертацию по объекту. Но недостаточная полнота комплекта документов стала частой причиной отказов. С мая 2020 года в Москве ни одна заявка не была удовлетворена.

inozemtsev 1 150x150 - Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Никита Иноземцев,

координатор движения «Архнадзор»

Кстати, если вы защищаете объекты деревянного зодчества, то вначале лучше провести противоаварийные работы, а потом уже ставить такие объекты на охрану. Иначе у вас могут возникнуть трудности со сбором документов и может заметно увеличиться бюджет для реставрации и консервации объекта. 

Что можно сделать, чтобы помочь в работе с объектами культурного наследия? Вы можете:

  • мониторить состояние памятников и исторических зданий;
  • собирать сведения об историко-культурной ценности объектов без охранного статуса;
  • привлекать внимание СМИ к проблематике и организации общественных кампаний;
  • останавливать незаконные работы на памятниках и исторических зданиях с помощью полиции;
  • организовывать протестные акции.

Дополнительные материалы вебинара

Вебинар № 3: «Как создавать сообщество и работать с волонтерами»

Анор Тукаева рассказала о том, как создавалось сообщество вокруг проекта по сохранению и консервации затопленного храма-маяка в Крохино. Сохранение храма-маяка в Крохино – волонтерский проект, который начался в 2009 году. 

История Крохино наглядно демонстрирует, как много могут сделать волонтеры, почему нужно смотреть на сохранение исторического объекта комплексно и как важно не сдаваться.

Это единственный в России храм на воде, сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балтийского канала.

В 2009 году Анор увидела уникальный памятник и стала выяснять, как его можно сохранить. Этап сбора информации включал в себя: определение статуса объекта и земли под ним, поиск собственника и переговоры с ним, поиск архивной информации.

От того, что вы найдете об объекте, зависит, как вы дальше будете действовать. В случае с Крохино местные власти не готовы были к диалогу, и нам нужно было начинать что-то делать своими силами. 

anor 1 150x150 - Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Анор Тукаева,

директор фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино» 

Волонтерские смены в Крохино начались с 5 человек и стали регулярными экспедициями выходного дня с мая по октябрь с 2011 года. Волонтерам предлагались не самые комфортные условия для проживания, но люди готовы были приезжать несколько раз за сезон из-за красоты и необычности места.

Советы по работе с волонтерами и сообществом 

  • Первые волонтеры – это ваш ближний круг, люди, которые вас знают и поддержат. Соцсети и сайт помогут найти новых сторонников.
  • Продумывайте волонтерские инфраструктурные вещи с самого начала.
  • Ищите нужные слова для волонтеров, местных жителей, чиновников, партнеров. Помните, что у всех будет разная мотивация к участию.
  • Участвуйте в конкурсах и рассказывайте про проект, даже если про него узнают только новые 50 человек.
  • Привлекайте экспертов и специалистов.

Важно рассматривать памятник, который вы хотите сохранить, не как один объект, а как часть пространства и территории. 

Например, в Крохино с 2012 года ведется работа по сохранению исторической и духовной памяти древнего Белозерья и Крохино в форме классического и виртуального музеев. А с 2020 года строится волонтерский кампус, который будет играть роль административного и социокультурного центра всего проекта. 

Сам храм находится далеко от города. Как сделать так, чтобы у людей в 17 км от него возникло отношение к нему? Представьте, что вы сохраните объект и уйдете. Как люди будут относиться к нему: ухаживать или вандалить? Как сделать храм точкой входа для них? Так у нас появилась идея кампуса.

anor 1 150x150 - Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Анор Тукаева,

директор фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино» 

Дополнительные материалы вебинара

  • Презентация Анор Тукаевой.
  • Подход социокультурного проектирования включает в себя развитие территории и работу с волонтерами и местными жителями. Подробнее о подходе можно читать здесь.

Вебинар № 4: «Архитектура как ценность»

Михаил Добров, гид и создатель проекта «Площадь Ногина», рассказал о том, как определять архитектурный стиль заданий и понимать ценность сооружений.

Лекция включает в себя описание каждого архитектурного стиля с примерами зданий. Для удобства просмотра советуем обращать внимание на таймкоды к видео.

Когда мы защищаем наш любимый город, мы видим, в первую очередь, каменные сооружения. Деревянные тоже существуют, но они представлены в меньшем числе. Поэтому важно разбираться в стилях зданий, которые нас окружают.

Snimok ekrana 2020 12 22 v 17.26.26 150x150 - Материалы курса «Градозащита для начинающих: как я могу сохранить свой город»

Михаил Добров,

гид и создатель проекта «Площадь Ногина»

Список архитектурных стилей, упомянутых в лекции: Нарышкинский стиль, Петровское барокко, Елизаветинское барокко, классицизм, ампир, ранняя эклектика, поздняя эклектика, неоренессанс, псевдоготика, псевдорусский стиль, ранний модерн, рационализм, неорусский стиль, неоклассицизм, неоготика, рациональный модерн, неоклассика после революции, архитектурный авангард, постконструктивизм, советская эклектика, советский ар-деко, советский неоклассицизм, советский ампир.

Дополнительные материалы вебинара