Запись и конспект вебинаров с Иваном Печищевым о том, как создать онлайн-курс

Прочитайте конспект перед запуском своего онлайн-курса.

Команда Теплицы запустила онлайн-курс о том, как переместить обучение в онлайн, создать свой курс и добиться отличных результатов. Курс «Как создать онлайн-курс» ведет Иван Печищев, медиатренер, директор некоммерческой организации «Содружество преподавателей новых медиа».

Мы собрали видеозаписи курса, конспекты и дополнительные материалы. Посмотрите, как вы можете сделать обучение в онлайне более вовлекающим и эффективным.

Вебинар 1: Дистанционное обучение vs аудиторное: что нельзя перенести в онлайн?

На первой встрече Иван рассказал, в чем особенности дистанционного обучения, на что вам надо обратить внимание при использовании синхронного и асинхронного методов. Также спикер показал, как он планирует дистанционное обучение.

Онлайн-образование: как все изменилось

По словам Ивана, в типичной образовательной ситуации мы видим людей, которые сидят в упорядоченных рядах, в затылок другу другу. Это имитация классической школьной среды, где преподаватель или тренер – источник знаний.

В онлайне все может происходить по-другому: слушатель окружен не людьми, а цифровой средой. Есть курсы, блогеры, видео, возможностей научиться много, и тренер лишь один из источников знаний.

«Когда человек оказывается в медиасреде, то в конкуренцию вступает все – музыка, друзья, почта, соцсети. Нет прежней ситуации замкнутого обучающего пространства. В этой ситуации надо постараться выиграть»

Иван Печищев,

преподаватель и медиатренер

По словам Ивана, надо менять свою роль, «мы не источники знаний, а скорее проводники, люди которые помогают рука об руку пройти по знаниям».

Совсем не обязательно в этой модели быть экспертами в какой-то области. Надо учиться быть организаторами и модераторами процесса. Процесс управления обучением играет важную роль. В этой роли тренер объяснит, что читать, что смотреть, а что не надо. Это серьезное изменение.

Кто вы? Новые старые роли

Иван, ссылаясь на Оксану Силантьеву и ее Лабораторию мультимедийного опыта silamedia, называет три основные роли в онлайн-образовании – лектор, ведущий семинара и тренер.

Лектор – это человек, который рассказывает и ведет к новым горизонтам, но навыков не дает. Лектор ретранслирует знания. Это устаревающая профессия, так как воспроизведение существующего знания теряет актуальность.

Ведущий семинара – человек, который «берет за руку и ведет по образовательному маршруту – комментирует, объясняет, помогает, направляет».

Тренер, как в спорте, тренирует. Он может сам не участвовать в процессе, но говорит, что делать. Навыки коммуникации и организации не менее важны, поэтому не обязательно быть экспертом в теме, часто важнее организовать общение экспертов.

«Вы как организатор курса, вы создаете обучающую среду».

Вызовы онлайн-обучения

При переносе обучения в онлайн вы столкнетесь с новыми вызовами:

  • низкое вовлечение слушателей и отрицательная динамика участия;
  • технические проблемы: не у всех есть нужное оборудование, не все умеют им пользоваться на хорошем уровне;
  • организационные проблемы: как и кто организует весь процесс, кто будет читать, кто будет монтировать;
  • проблема списывания: слушатели ленятся, поэтому часто ищут готовые решения в сети;
  • общий низкий уровень цифровой грамотности и инертность в освоении навыков.

Почему люди приходят учиться?

По словам Ивана, не всегда слушатели приходят на онлайн-курсы за знаниями или навыками. Мотивация и причины могут быть разными: от спонтанного порыва (похоже на эмоциональные покупки) до общения и отвлечения от рутины.

Часто слушатели приходят за развлечением, получением статуса, за сертификатом или получить обратную связь.

Совет: всегда спрашивайте, почему человек пришел.

Иван рекомендует уходить от длинных курсов в пользу коротких модулей. Дать конкретные навыки или знания – это принцип микрообразования.

«Из этих маленьких обучающих кусочков складываются большие курсы. На YouTube люди задают конкретные вопросы: как забить гвоздь, как построить отношения».

Иван Печищев,

преподаватель и медиатренер

Больше советов от Ивана, как организовать онлайн-обучение, – в презентации.

Вебинар 2: Онлайн-трансляции в обучении: вопросы технические и содержательные

Ко второй встрече ведущий онлайн-курса собрал для слушателей информацию о площадках для онлайн-трансляций, их возможностях и технических характеристиках.

Он также поделился своим опытом и опытом коллег, какие подходы используются для проведения онлайн-сессий и как можно организовать обучение в условиях онлайн-трансляции.

Зачем нужны онлайн-трансляции? С одной стороны, людям не нравится синхронное образование, им нравится асинхронное. По опыту Ивана, все хотят посмотреть запись. Но мы все равно проводим онлайн-трансляции, почему?

Для образовательного процесса много онлайн-форматов тяжело. Нужно вводить офлайн части. Например, вводная и завершающая части курса могут быть в онлайне, а между ними внутри – асинхронная работа. Иван не советует перегружать людей онлайном.

Где проводить онлайн-трансляции

1. Соцсети и мессенджеры

Например, профиль вашей организации или ваш личный в «Инстаграме», «Фейсбуке» или «ВКонтакте».

Плюсы:

  • вы ближе к аудитории;
  • легко провести;
  • брендированный контент (например, «Теплица социальных технологий в эфире…»);
  • бесплатно;
  • увеличение подписчиков.

Минусы:

  • нет или мало возможностей для работы с аудиторией;
  • сложно показывать презентацию;
  • трансляции грузят телефон;
  • сложно делать видеозапись;
  • нет регистрации для дальнейшей работы со слушателями.

2. Сервисы вебинаров

По опыту Ивана, они примерно одинаковы: все настроено на обучение, много функций.

К минусам можно отнести то, что они созданы для «вещания» и много функций доступно только на платных тарифах.

Также Иван подчеркивает, что сервисы вебинаров не настроены для общения, «вебинарные комнаты созданы по вещательной модели, где в центре – преподаватель, а участники только слушают».

Совет: Если вам нужно для обучения по классической модели – берите вебинары. Если нужно для общения – идите в сервисы для видеосвязи.

3. Сервисы видеосвязи

Например, Skype, Zoom.

Такие сервисы созданы и настроены для общения и взаимодействия. У них много функций. Сейчас ими активно пользуются для образования, и они хорошо известны и уже популярны среди пользователей.

Немного минусов:

  • подойдут не для всех образовательных форматов;
  • хорошие функции доступны на платных тарифах.

Иван рекомендует: Почитайте статью «Сравнение семи популярных платформ для вебинаров и конференций» .

Как вести трансляцию

Иван сторонник простых подходов, например, – one click video. Иными словами, записывайте видео с первого клика и начинайте говорить со слушателями. По мнению Ивана, ваши слушатели не ждут появления звезды Голливуда или ведущего шоу. Они ждут обычного человека, но с опытом ведения вебинаров.

«Ваши эмоции, так же, как и звук, и видео, когда проходят через экран, слегка приглушаются. Поэтому будьте немного более эмоциональны, чем в обычной жизни».

Иван Печищев,

преподаватель и медиатренер

А для удержания внимания и динамики процесса Иван рекомендует разделить вебинар на несколько коротких модулей, между которыми надо вставлять небольшой интерактив – проводить задания, делать кофе-брейки, задавать вопросы.

Совет: поставьте за камеру портрет знакомого человека или игрушку.

Что еще полезно знать для проведения трансляции? Прочитайте в презентации.

Вебинар 3. Создание обучающих материалов для дистанционного обучения

Далее ведущий курса рассказал о создании образовательного контента, чем можно наполнить свой онлайн-курс, где это все можно будет потом опубликовать, поделился своим опытом проведения занятий по методике асинхронного обучения. Также Иван рассказал, как он планирует онлайн-курс и на что важно обратить внимание.

На третьей встрече слушатели разобрали способы, как создавать и публиковать обучающие материалы.

Этапы проектирования:

  • цель курса;
  • мотивация слушателей (зачем они придут на ваш курс);
  • уровень сложности;
  • желаемый результат.

Далее выбираем формат, планируем сценарий обучения, создаем образовательный контент, готовим фиксацию результатов и проводим.

Иван предлагает пройтись по этому алгоритму на примере вымышленного курса по созданию краудфандингового проекта.

Попробуйте сформулировать цель своего онлайн-курса и возможные формы работы, используя этот алгоритм

Дальше переходим к планированию форматов. Вот что предлагает Иван.

На скриншоте представлены варианты форматов – так называемый черновик педагогического дизайна курса. Красными линиями выделены точки фиксации результатов

Что вам поможет сделать курс интерактивней

По опыту Ивана, создатели курсов вначале могут столкнуться с нехваткой интерактивного контента. Часто используются презентации, статьи, задания, видео, скринкасты. Однако это не интерактивный обучающий контент.

Сейчас весь интерактив часто сводят к общению с преподавателем или сокурсниками.

Что можно придумать еще? Например, обучающие или деловые игры, интерактивные упражнения. Можно использовать видео – показывать видеоролик и установить контрольные точки с вопросами.

Подробнее о создании и публикации материалов – в презентации.

Вебинар 4. Контроль обучения, самоконтроль, формирующее оценивание

Как проверить знания и навыки? Как оценить эффективность процесса обучения, и зачем нужна методика формирующего оценивания?

На четвертой встрече Иван показал основные инструменты для тестирования и рассказал, какие у них есть преимущества и недостатки.

Формирующее оценивание или контроль?

По словам Ивана, в современном образовании чаще используется подход формирующего оценивания. Это регулярные замеры для улучшения качества обучения. Такие замеры помогают сразу вносить корректировки в процессе обучения. Технологии позволили делать замеры массово и оперативно вносить изменения в содержание.

Наряду с хорошо известными и популярными инструментами для проверки или замера знаний, такими как Google Forms с режимом тестирования, Иван рекомендует использовать креативные инструменты – например, квест-румы.

«Делайте постоянно замеры, пингуйте постоянно, вызывайте слушателей на обратную связь. Если мы общаемся, что-то делаем вместе, то связь не теряется».

Иван Печищев,

преподаватель и медиатренер

Зачем фиксировать результаты?

  • Собрать информацию о том, как прошел курс.
  • Узнать, насколько курс полезен для слушателей.
  • Провести анализ эффективности своей работы.

Какие можно ставить цели для контроля? Иван выделяет три: диагноз, констатация и прогноз.

Диагноз – это то, что может студент. Констатация – что знает и умеет. Прогноз – то, чего можно добиться.

Иван советует относиться к контролю, как к исследованию; проводите его регулярно.

Подробней о том, как организовать самоконтроль слушателей и какие инструменты помогут в этом, – в презентации спикера.

Изучайте материалы, делитесь информацией с коллегами и запускайте свои онлайн-курсы.

Если вы недавно запустили свой первый онлайн-курс, расскажите нам об этом в комментариях под статьей.