Материалы курса «Поисковое продвижение сайта НКО: SEO для непрофессионалов»

Как продвигать свой сайт и что нужно знать о SEO: краткое содержание онлайн-курса Иллюстрация: Наталья Ямщикова.
Иллюстрация: Наталья Ямщикова.

Команда Теплицы публикует конспект с онлайн-курса о поисковом продвижении сайта для начинающих. Участники курса узнали об основных понятиях поискового продвижения (SEO – Search Engine Optimization, поисковая оптимизация), о правилах составления семантического ядра и о том, как писать тексты на сайт, чтобы их находили доноры и благополучатели.

Ведущий курса – Павел Карпов, SEO-эксперт, основатель Karpov.Expert, спикер WordCamp.

Вебинар № 1: «Основы поискового маркетинга»

На первом вебинаре Павел Карпов рассказал о том, что такое SEO и какие бывают типы запросов. 

Поисковое продвижение, или SEO (от англ. Search Еngine Optimization), – оптимизация cайта под поисковые машины. К поисковым машинам относятся как поисковые системы Google, Яндекс, Mail.ru, Bing, так и YouTube, картографические сервисы и любые тематические ресурсы (агрегаторы). 

Слова и фразы, которые пользователь вводит в поисковой строке, называются «пользовательским запросом». Запросы по частоте условно принято делить на три типа: низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные.

Частота запросов – величина относительная. Это значит, что 100 запросов в месяц по одной теме будет считаться низкочастотным запросом, а по другой – высокочастотным. 

Другими словами, низкочастотные запросы – это такие запросы в поисковой системе, по которым зафиксировано малое количество обращений от пользователей в месяц по данной теме. 

Стратегия привлечения трафика по низкочастотным запросам считается одной из самых эффективных в SEO при наименьших возможных финансовых затратах. В этом случае вы адаптируете контент сайта под четко сформулированный запрос пользователя и привлекаете целевой трафик. 

Низкочастотный запрос сам по себе приводит к вам мало трафика. Но если оптимизировать все страницы сайта под данный тип запросов, то суммарно вы можете получить намного больше целевого трафика, чем если будете ориентироваться на высокочастотные запросы. С точки зрения затрат это также будет дешевле.

Павел Карпов,

SEO-ЭКСПЕРТ

Дополнительные материалы вебинара

Вебинар № 2: «Целевая аудитория и поисковая персона для НКО»

На втором вебинаре участники узнали про методы определения своей целевой аудитории. 

Сайт – это ваш канал коммуникации, и для эффективного общения вам нужно представлять, к кому вы обращаетесь и что интересно человеку по ту сторону экрана.

Целевая аудитория – группа людей со схожими потребностями, интересами, чей запрос вы можете удовлетворить с помощью своих услуг.

Описание целевой аудитории это не абстрактная величина. Желательно собрать все, что вы знаете про аудиторию, в текстовом виде.

Павел Карпов,

SEO-ЭКСПЕРТ

Для сбора данных о своей целевой аудитории есть множество способов, например:

  • анализируйте статистику в Яндекс.Метрике и Google-аналитике;
  • запустите почтовые опросы, сделайте анкету через Google-форму или опрос на своем сайте; 
  • запустите опрос в группах соцсетей;
  • мониторьте отзывы и комментарии в соцсетях;
  • изучите подписчиков ваших групп в соцсетях: интересы, подписки на другие сообщества;
  • если у вас есть CRM-система, то проанализируйте собираемые данные о донорах;
  • изучите тематические форумы, блоги и сайты конкурентов;
  • сделайте подборку профильных СМИ, с которыми вы тематически пересекаетесь.

После сбора первичной информации об аудитории вам предстоит перейти к стадии сегментирования. Попробуйте поделить аудиторию, используя разные принципы деления.

  • Кто ваша основная аудитория, а кто смежная?
  • По какому признаку вы можете сузить аудиторию?
  • К вам чаще обращаются отдельные физические лица или организации?
  • Какая у пользователя цель посещения сайта: узнать новую информацию или совершить действие – позвонить, пожертвовать, заказать услугу?

Также на этой стадии вам помогут разные методики сегментирования.

  1. Сегментирование по персональным характеристикам: географическая привязка, демографические, социально-экономические, психографические и поведенческие данные.
  2. Методика Марка Шеррингтoна предполагает анализ через ответы на 5 вопросов, или 5W:

    • What? Что ищет (какой тип товара, услуги)?
    • Who? Кто ищет?
    • Why? Почему ищет (какая мотивация)?
    • When? Когда ищет (в какой ситуации)?
    • Where? Где ищет (с помощью какого канала)? 

  3. Методика Евгения Храмова Kramatrix. Это смешение предыдущих двух методик с добавлением поиска информации о том, какую задачу пользователь хочет решить с вашей помощью, какое действие он должен совершить и как вы сами будете оценивать эффективность выполнения действия пользователем.

Собранные данные помогут вам перейти к портрету поисковой персоны. Подробнее о том, как составить портрет персоны, смотрите в видео вебинара. 

Дополнительные материалы вебинара

  • Презентация Павла Карпова.
  • HubSpot – компания специализируется на входящем маркетинге и имеет обширную общедоступную базу статей, курсов и инструментов, многие из которых являются общедоступными.
  • Онлайн-курсы HubSpot.
  • MOZ – авторитетная SEO-компания, которая регулярно публично выкладывает результаты своих исследований и экспериментов.
  • SEMrush – компания, которая специализируется на SEO-инструментарии и ведет полезный блог.
  • Ahrefs – еще один инструментарий с полезным блогом и YouTube-каналом.

Вебинар № 3: «Семантика проекта»

Смысловое, или семантическое, ядро сайта – это набор слов или словосочетаний, которые отражают тематику вашего сайта и которого нужно придерживаться при продвижении сайта.

Как собрать семантическое ядро самостоятельно?

  • Напишите в поисковой строке предполагаемый запрос, как вас будут искать пользователи, и запишите все поисковые подсказки, которые поисковик предложит вам добавить к вашему запросу. 
  • Используйте сервис «Подбора слов» от Яндекс и планировщик ключевых слов Google. Изучите статистику по вашим запросам в этих сервисах. 

Для семантического ядра вам нужно собрать максимум ключевых запросов по вашей тематике. Для эффективной организации этой работы можно воспользоваться следующими способами.

  • Устройте командный мозговой штурм и определите базовые запросы. 
  • Расширьте семантическое ядро, используя инструменты Яндекс, Google и поисковые подсказки. Добавьте в ваш рабочий файл все пересекающиеся ключевые запросы.
  • Разметьте запросы по интенту (потребность пользователя) и очистите ядро. По интенту запросы обычно делятся на: информационные, транзакционные (чаще связаны с желанием пользователя купить что-либо), навигационные (пользователь ищет определенный сайт бренда).
  • Сгруппируйте полученные запросы. После трех этапов у вас должен получиться большой массив запросов, из которого вам нужно сделать многоуровневую структуру от общего к частному. 

Конкретные узкие запросы станут базой для вашего продвижения по низкочастотным запросам. Именно они будут помогать вам продвигать сайт по остальным, более широким запросам. Также в отдельной таблице вам нужно сделать подборку «минус слов» – это те слова, по которым вы точно не хотите появляться в поисковике. Этот список также вам пригодится при работе с контекстной рекламой.

Павел Карпов,

SEO-ЭКСПЕРТ

Дополнительные материалы вебинара

Вебинар № 4: «Стратегия продвижения и оптимизация контента»

На четвертом вебинаре Павел Карпов рассказал о том, как подготовить контент для вашего сайта, чтобы поисковые машины ранжировали ваш сайт как качественный.

Контент нужно создавать для людей, а оптимизировать – для поисковых машин. Поисковые машины должны распознать ваш контент, сопоставить его с запросом пользователя и привести его на ваш сайт.

Павел Карпов,

SEO-ЭКСПЕРТ

Есть три направления оптимизации контента: техническое, функциональное и контентное. Кратко разберем каждое из них.

При технической оптимизации сайта вам нужно проверить:

  • наличие файла robots.txt; 
  • наличие Sitemap.xml – формат, удобный для чтения поисковиками;
  • проверить ссылки-редиректы на сторонние сайты и внутренние страницы своего сайта;
  • привести все названия ссылок (url) к единообразному виду.

Функциональная оптимизация не относится к контенту, но повлияет на восприятие сайта в целом.

  • Проверьте навигационную структуру сайта, насколько пользователь быстро находит то, что ему нужно, при первом заходе.
  • Если у вас есть онлайн-чат, то убедитесь, что ответ пользователь получает в течение короткого промежутка времени. 
  • Оцените сайт с точки зрения юзабилити: приятный дизайн, удобная навигация, контакты, форма обратной связи. 

Контентная оптимизация помогает максимальному продвижению выбранной вами страницы сайта. 

  • Название заголовка содержит самый высокочастотный запрос из тех, под которые оптимизируется страница. 
  • Весь текст насыщен запросами из семантического ядра, но не в ущерб логике и содержанию.
  • Текст написан языком, понятным целевой аудитории и поисковой персоне. 
  • С первого абзаца становится понятно, для кого написан текст и о чем он. 
  • Весь текст подчинен единому стандарту и формату, принятому на сайте. 
  • Текст содержит больше 500 символов. Совсем короткий текст поисковик может посчитать малозначимым.

Перед публикацией проверьте еще раз следующие пункты.

  • Мета-теги <title> и <description> заполнены и содержат в себе основной запрос.
  • На странице корректно использовалось вложенность заголовков и нет пропуска уровней (например, с h3 на h1).
  • Табличные данные размещены именно в табличных тегах, а списки в тегах <ul> и <ol>.
  • Страница сопровождается микроразметкой Schema.org для чтения поисковиками.

Про оптимизацию изображений и разметки текст смотрите в видео вебинара. 

Дополнительные материалы вебинара

  • Презентация Павла Карпова.
  • Инструменты для проверки текста на спам: Istio, TextusPro, Advego, Miratext.
  • Видео от представителя Google, который подробно разбирает вопрос по заголовкам.
  • Полезная статья на тему, как оценивать создаваемый контент с течением времени и понимать, как на него реагирует аудитория.