«Технологии обучения: как учиться онлайн?»: советы, рекомендации, ресурсы

"Studying" by rhodesj / CC BY 2.0 / tryspruce.com

9 нояб­ря при под­держ­ке офи­са Mail.Ru про­шел митап на тему «Тех­но­ло­гии обу­че­ния: как учить­ся онлайн, а не про­сто реги­стри­ро­вать­ся на инте­рес­ные кур­сы?» с Еле­ной Тихо­ми­ро­вой, гене­раль­ным дирек­то­ром eLearning Center.

Поделитесь этой новостью с друзьями

Онлайн-обу­че­ние вклю­ча­ет в себя не толь­ко про­хож­де­ние кур­сов на спе­ци­аль­ных плат­фор­мах, но и любое вос­при­я­тие и исполь­зо­ва­ние онлайн-инфор­ма­ции. Мы гово­ри­ли не про кур­сы, кото­рые сто­ит прой­ти, а про то, как учить­ся и как нахо­дить моти­ва­цию для уче­бы.

Елена Тихомирова. Фото предоставлено автором.
Еле­на Тихо­ми­ро­ва. Фото предо­став­ле­но авто­ром.

Одна из клю­че­вых при­чин, поче­му чело­век бро­са­ет учить­ся, – это отсут­ствие моти­ва­ции, быст­ро­го резуль­та­та и при­ме­не­ния на прак­ти­ке зна­ний. Что­бы сра­зу понять, хва­тит ли у вас сил и инте­ре­са прой­ти онлайн-курс до кон­ца, задай­те себе вопрос «Я это­го хочу, пото­му что я прав­да это­го хочу? Или пото­му что дру­гой это­го хочет, и мне кажет­ся, очень хоро­шо хотеть это­го?».

То, чему вы учи­тесь, вы долж­ны любить. Если по теме, кото­рую вы изу­ча­е­те, вы може­те про­чи­тать 20 книг, – это ваша тема. Если вы пони­ма­е­те, что это не ваша тема, то осо­знан­но завер­шай­те курс, при­зна­ва­ясь себе, что сей­час это для вас неак­ту­аль­но.

Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Про­чи­тай­те базо­вую инфор­ма­цию о новом увле­че­нии, пооб­щай­тесь с людь­ми в этой сфе­ре, после чего реши­те, хоти­те ли про­дол­жать изу­че­ние темы через онлайн-курс.

Как мы вос­при­ни­ма­ем инфор­ма­цию?

Иссле­до­ва­ния в обла­сти ней­ро­фи­зио­ло­гии эмо­ций пока­зы­ва­ют, что мозг, полу­чив одна­жды нега­тив­ный опыт обу­че­ния, запо­ми­на­ет этот опыт и в даль­ней­шем сопро­тив­ля­ет­ся про­цес­су обу­че­ния. С дру­ги­ми наблю­де­ни­я­ми ней­ро­фи­зио­ло­гов може­те озна­ко­мить­ся в лек­ции Татья­ны Чер­ни­гов­ской.

Поэто­му если сей­час у вас есть труд­но­сти с про­хож­де­ни­ем кур­са, то при­чи­на может быть не в вашем неже­ла­нии, а в том, что вы когда-то не про­шли дру­гой курс.

Я дохо­жу до кон­ца все онлайн-кур­сы, но делаю это ред­ко. Поче­му? Пото­му что даже если я вижу неве­ро­ят­но инте­рес­ный онлайн-курс, я знаю, что сей­час у меня нет вре­ме­ни. И если я его нач­ну, то полу­чу разо­ча­ро­ва­ние.

Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Участники митапа делились своим опытом прохождения онлайн-курсов. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па дели­лись сво­им опы­том про­хож­де­ния онлайн-кур­сов. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Еле­на при­ве­ла мета­фо­ру мен­таль­ной сце­ны, что­бы объ­яс­нить, как про­ис­хо­дит рабо­та моз­га и как исче­за­ет кон­цен­тра­ция вни­ма­ния в тече­ние дня.

Пред­ставь­те, что есть сце­на в теат­ре, а есть такая же мен­таль­ная сце­на. Мен­таль­ная сце­на загру­жа­ет­ся посте­пен­но, но на сцене мак­си­мум может появить­ся 4 акте­ра. Вы слу­ша­е­те аудиок­ни­гу, парал­лель­но воз­ник­ла мысль о звон­ке дру­гу, далее на рабо­те пони­ма­е­те, что нуж­но под­го­то­вить­ся к сове­ща­нию, а вече­ром при­го­то­вить ужин. На этом момен­те физио­ло­ги­че­ский ресурс моз­га начи­на­ет ухо­дить, и вам нуж­на под­пит­ка. Вы еди­те слад­кое, иде­те за чаем, кофе или совер­ша­е­те дру­гое при­выч­ное дей­ствие.

Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Зная осо­бен­но­сти рабо­ты моз­га, мож­но луч­ше пла­ни­ро­вать свое вре­мя на обу­че­ние. Напри­мер, вме­сто про­вер­ки утрен­ней элек­трон­ной почты, луч­ше про­чи­тать слож­ную тему по кур­су, пока вы в рабо­чем состо­я­нии и хоро­шо скон­цен­три­ро­ва­ны.

Как составить личный план обучения?

Онлайн-курс раз­ра­ба­ты­ва­ют про­ек­ти­ров­щи­ки, кото­рые делят его на моду­ли, рас­счи­ты­ва­ют вре­мен­ную сет­ку заня­тий с уче­том слож­но­сти тем. Но про­ек­ти­ров­щи­ки кур­сов не могут учесть инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти каж­до­го поль­зо­ва­те­ля, поэто­му вам сто­ит поза­бо­тить­ся о сво­ем плане обу­че­ния само­сто­я­тель­но.

5 рекомендаций по планированию обучения

  1. Про­ана­ли­зи­руй­те план обу­че­ния и выде­ли­те слож­ные и про­стые темы, неваж­ную инфор­ма­цию и то, что хоро­шо было бы знать.
  2. Вне­си­те изу­че­ние тем в лич­ный рас­по­ря­док дня. Моз­гу нужен такой же план тре­ни­ро­вок, как и телу.
  3. Выде­ли­те вре­мя, когда вас 1–2 часа не будут бес­по­ко­ить. 20 минут вы буде­те при­сту­пать к уче­бе, 40 минут – учить­ся.
  4. Если вы сего­дня осво­и­ли одну гла­ву, то не иди­те даль­ше. Оста­но­ви­тесь и про­дол­жи­те зав­тра. Так вы постро­и­те рав­но­мер­ный гра­фик уче­бы, и вам не при­дет­ся осва­и­вать весь курс за одну ночь.
  5. Поду­май­те, как вы буде­те при­ме­нять полу­чен­ные зна­ния. Это укре­пит вашу моти­ва­цию во вре­мя осво­е­ния слож­но­го мате­ри­а­ла.

Ваши помощники во время учебы

Когда мы учи­лись в шко­ле, то все запи­сы­ва­ли в тет­ра­ди. С появ­ле­ни­ем тех­но­ло­гий при­выч­ка запи­сы­вать исче­за­ет, и сту­ден­ты смот­рят на экран, листа­ют пре­зен­та­цию, не остав­ляя поме­ток. Одна­ко во вре­мя запи­сы­ва­ния рабо­та­ет мотор­ная память, и вы запо­ми­на­е­те инфор­ма­цию на более дли­тель­ное вре­мя. Запи­сы­вай­те не толь­ко то, что есть в кур­се, но и все мыс­ли, кото­рые при­хо­дят вам во вре­мя уче­бы. Рисуй­те гра­фи­ки, схе­мы, кото­рые помо­гут вам струк­ту­ри­ро­вать инфор­ма­цию.

Елена Тихомирова, генеральный директор eLearningCenter. Фото: Мария Борисёнок.
Еле­на Тихо­ми­ро­ва, гене­раль­ный дирек­тор eLearningCenter. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Так­же не забы­вай­те, что обще­ние во вре­мя уче­бы с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, дру­ги­ми сту­ден­та­ми помо­жет вам луч­ше усво­ить тему и разо­брать­ся со слож­ны­ми нюан­са­ми.

Предлагаем свежую подборку онлайн-курсов в этом году:

10 попу­ляр­ных онлайн-кур­сов, кото­рые нач­нут­ся в нояб­ре Как созда­вать сайт на WordPress: 18 онлайн-кур­сов Онлайн-курс «Как создать новый город­ской стар­тап»

Презентация Елены Тихомировой