«Технологии обучения: как учиться онлайн?»: советы, рекомендации, ресурсы

9 ноября при поддержке офиса Mail.Ru прошел митап на тему «Технологии обучения: как учиться онлайн, а не просто регистрироваться на интересные курсы?» с Еленой Тихомировой, генеральным директором eLearning Center.

9 ноября при поддержке офиса Mail.Ru прошел митап на тему «Технологии обучения: как учиться онлайн, а не просто регистрироваться на интересные курсы?» с Еленой Тихомировой, генеральным директором eLearning Center.

Поделитесь этой новостью с друзьями

Онлайн-обучение включает в себя не только прохождение курсов на специальных платформах, но и любое восприятие и использование онлайн-информации. Мы говорили не про курсы, которые стоит пройти, а про то, как учиться и как находить мотивацию для учебы.

Елена Тихомирова. Фото предоставлено автором.
Елена Тихомирова. Фото предоставлено автором.

Одна из ключевых причин, почему человек бросает учиться, – это отсутствие мотивации, быстрого результата и применения на практике знаний. Чтобы сразу понять, хватит ли у вас сил и интереса пройти онлайн-курс до конца, задайте себе вопрос «Я этого хочу, потому что я правда этого хочу? Или потому что другой этого хочет, и мне кажется, очень хорошо хотеть этого?».

То, чему вы учитесь, вы должны любить. Если по теме, которую вы изучаете, вы можете прочитать 20 книг, – это ваша тема. Если вы понимаете, что это не ваша тема, то осознанно завершайте курс, признаваясь себе, что сейчас это для вас неактуально.

Елена Тихомирова

Прочитайте базовую информацию о новом увлечении, пообщайтесь с людьми в этой сфере, после чего решите, хотите ли продолжать изучение темы через онлайн-курс.

Как мы воспринимаем информацию?

Исследования в области нейрофизиологии эмоций показывают, что мозг, получив однажды негативный опыт обучения, запоминает этот опыт и в дальнейшем сопротивляется процессу обучения. С другими наблюдениями нейрофизиологов можете ознакомиться в лекции Татьяны Черниговской.

Поэтому если сейчас у вас есть трудности с прохождением курса, то причина может быть не в вашем нежелании, а в том, что вы когда-то не прошли другой курс.

Я дохожу до конца все онлайн-курсы, но делаю это редко. Почему? Потому что даже если я вижу невероятно интересный онлайн-курс, я знаю, что сейчас у меня нет времени. И если я его начну, то получу разочарование.

Елена Тихомирова

Участники митапа делились своим опытом прохождения онлайн-курсов. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа делились своим опытом прохождения онлайн-курсов. Фото: Мария Борисёнок.

Елена привела метафору ментальной сцены, чтобы объяснить, как происходит работа мозга и как исчезает концентрация внимания в течение дня.

Представьте, что есть сцена в театре, а есть такая же ментальная сцена. Ментальная сцена загружается постепенно, но на сцене максимум может появиться 4 актера. Вы слушаете аудиокнигу, параллельно возникла мысль о звонке другу, далее на работе понимаете, что нужно подготовиться к совещанию, а вечером приготовить ужин. На этом моменте физиологический ресурс мозга начинает уходить, и вам нужна подпитка. Вы едите сладкое, идете за чаем, кофе или совершаете другое привычное действие.

Елена Тихомирова

Зная особенности работы мозга, можно лучше планировать свое время на обучение. Например, вместо проверки утренней электронной почты, лучше прочитать сложную тему по курсу, пока вы в рабочем состоянии и хорошо сконцентрированы.

Как составить личный план обучения?

Онлайн-курс разрабатывают проектировщики, которые делят его на модули, рассчитывают временную сетку занятий с учетом сложности тем. Но проектировщики курсов не могут учесть индивидуальные особенности каждого пользователя, поэтому вам стоит позаботиться о своем плане обучения самостоятельно.

5 рекомендаций по планированию обучения

  1. Проанализируйте план обучения и выделите сложные и простые темы, неважную информацию и то, что хорошо было бы знать.
  2. Внесите изучение тем в личный распорядок дня. Мозгу нужен такой же план тренировок, как и телу.
  3. Выделите время, когда вас 1-2 часа не будут беспокоить. 20 минут вы будете приступать к учебе, 40 минут – учиться.
  4. Если вы сегодня освоили одну главу, то не идите дальше. Остановитесь и продолжите завтра. Так вы построите равномерный график учебы, и вам не придется осваивать весь курс за одну ночь.
  5. Подумайте, как вы будете применять полученные знания. Это укрепит вашу мотивацию во время освоения сложного материала.

Ваши помощники во время учебы

Когда мы учились в школе, то все записывали в тетради. С появлением технологий привычка записывать исчезает, и студенты смотрят на экран, листают презентацию, не оставляя пометок. Однако во время записывания работает моторная память, и вы запоминаете информацию на более длительное время. Записывайте не только то, что есть в курсе, но и все мысли, которые приходят вам во время учебы. Рисуйте графики, схемы, которые помогут вам структурировать информацию.

Елена Тихомирова, генеральный директор eLearningCenter. Фото: Мария Борисёнок.
Елена Тихомирова, генеральный директор eLearningCenter. Фото: Мария Борисёнок.

Также не забывайте, что общение во время учебы с единомышленниками, другими студентами поможет вам лучше усвоить тему и разобраться со сложными нюансами.

Предлагаем свежую подборку онлайн-курсов в этом году:

10 популярных онлайн-курсов, которые начнутся в ноябре

Как создавать сайт на WordPress: 18 онлайн-курсов

Онлайн-курс «Как создать новый городской стартап»

Презентация Елены Тихомировой