Владимир Звоновский: как подготовить и провести онлайн-опрос

Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.
Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.

9 мар­та 2017 года в Сама­ре про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, посвя­щен­ный про­ве­де­нию онлайн-опро­сов. Участ­ни­ки озна­ко­ми­лись с мето­ди­кой состав­ле­ния опро­сов и онлайн-инстру­мен­та­ми для это­го.

На встре­че высту­пил Вла­ди­мир Зво­нов­ский, заве­ду­ю­щий кафед­рой социо­ло­гии и пси­хо­ло­гии Самар­ско­го госу­дар­ствен­но­го эко­но­ми­че­ско­го уни­вер­си­те­та и руко­во­ди­тель Фон­да соци­аль­ных иссле­до­ва­ний, он рас­ска­зал участ­ни­кам о том, как про­ве­сти опрос в сети Интер­нет.

Инструменты для проведения опроса

В Интер­не­те сего­дня исполь­зу­ют­ся все социо­ло­ги­че­ские мето­ды: коли­че­ствен­ные и каче­ствен­ные онлайн-опро­сы, фокус-груп­пы, обсуж­де­ния и мастер-клас­сы.

Для спе­ци­а­ли­стов есть спе­ци­аль­ные онлайн-пане­ли. Напри­мер, Tiburon и Omirussia пред­ла­га­ют поль­зо­ва­те­лям посто­ян­но участ­во­вать в раз­ных опро­сах, чаще все­го плат­но. Такие ресур­сы берут на себя часть тех­ни­че­ской рабо­ты: обес­пе­чи­ва­ют выбор­ку по задан­ным пара­мет­рам (по воз­рас­ту, дохо­ду или заня­то­сти), рас­сыл­ку анкет, предо­став­ля­ют отче­ты.

При этом любой чело­век или орга­ни­за­ция могут про­ве­сти опрос само­сто­я­тель­но, исполь­зуя сер­ви­сы для созда­ния онлайн-анкет.

Simpoll – про­стой кон­струк­тор опро­сов и форм обрат­ной свя­зи, кото­рый лег­ко поз­во­ля­ет соста­вить опро­сы трех видов:

  1. анке­та – фор­ма из несколь­ких вопро­сов на одной или несколь­ких стра­ни­цах;
  2. голо­со­ва­ние – опрос из одно­го вопро­са с вари­ан­та­ми отве­тов;
  3. тести­ро­ва­ние – опрос из несколь­ких вопро­сов с про­вер­кой пра­виль­но­сти отве­тов.

Бес­плат­ный тариф вклю­ча­ет:

  • 3 опро­са (анке­ты);
  • 10 вопро­сов в одной анке­те;
  • 100 отве­тов на вопрос;
  • 10 мега­байт для раз­ме­ще­ния фай­лов;
  • защи­ту от повтор­но­го уча­стия;
  • пра­ви­ла для вопро­сов;
  • огра­ни­че­ние по про­дол­жи­тель­но­сти опро­са или коли­че­ству участ­ни­ков;
  • про­смотр резуль­та­тов (выгруз­ка резуль­та­тов в файл недо­ступ­на).

Шаблон формы обратной связи сервиса Simpoll.ru
Шаб­лон фор­мы обрат­ной свя­зи сер­ви­са Simpoll.ru

Anketolog – кон­струк­тор анкет с шаб­ло­на­ми, а так­же онлайн-панель с 79 500 актив­ных респон­ден­тов (доступ к базе за допол­ни­тель­ную пла­ту).

Бес­плат­ный тариф вклю­ча­ет:

  • 3 опро­са (анке­ты);
  • 10 вопро­сов в анке­те;
  • 50 отве­тов на каж­дую анке­ту;
  • 2 мега­бай­та для раз­ме­ще­ния фай­лов;
  • 3 пер­со­наль­ные стра­ни­цы ком­па­нии или про­дук­та, на кото­рых могут быть собра­ны все опро­сы;
  • про­смотр резуль­та­тов (выгруз­ка резуль­та­тов в файл не преду­смот­ре­на).

Testograf – мно­го­функ­ци­о­наль­ный сер­вис для про­ве­де­ния опро­сов и полу­че­ния отзы­вов. Име­ет­ся боль­шое коли­че­ство шаб­ло­нов, в том чис­ле гото­вые анке­ты для неком­мер­че­ских опро­сов.

Бес­плат­ный тариф вклю­ча­ет:

  • неогра­ни­чен­ное коли­че­ство опро­сов;
  • неогра­ни­чен­ное коли­че­ство отве­тов;
  • защи­ту от повтор­но­го уча­стия;
  • виджет опро­са;
  • выгруз­ку резуль­та­тов в фор­ма­те CSV;
  • обес­пе­че­ние без­опас­но­сти: SSL сер­ти­фи­кат, защи­ту от DDoS-атак, еже­днев­ный back-up.

Шаблон анкеты для сбора отзывов и предложений о благотворительной организации сервиса Testograf.ru
Шаб­лон анке­ты для сбо­ра отзы­вов и пред­ло­же­ний о бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции сер­ви­са Testograf.ru

Surveymonkey поз­во­ля­ет созда­вать опро­сы раз­лич­ной слож­но­сти не толь­ко на сай­те: у сер­ви­са есть пол­но­функ­ци­о­наль­ные мобиль­ные при­ло­же­ния для iOS и Android. Доступ­на инте­гра­ция с соци­аль­ны­ми сетя­ми, MailChimp и Eventbrite.

Бес­плат­ный тариф вклю­ча­ет:

  • 10 вопро­сов;
  • 100 отве­тов;
  • шаб­ло­ны опро­сов.

Survio – инстру­мент для созда­ния онлайн опрос­ни­ков и анкет. Име­ет боль­шое коли­че­ство шаб­ло­нов, вклю­чая анке­ты для обра­зо­ва­ния и НКО, гиб­кие настрой­ки дизай­на. За допол­ни­тель­ную пла­ту поль­зо­ва­те­лям предо­став­ля­ет­ся доступ к онлайн-пане­ли Cint Link.

Бес­плат­ный тариф вклю­ча­ет:

  • 5 опро­сов;
  • неогра­ни­чен­ное коли­че­ство вопро­сов в анке­те;
  • 100 отве­тов в месяц;
  • обес­пе­че­ние без­опас­но­сти: SSL сер­ти­фи­кат;
  • настрой­ку даты нача­ла и завер­ше­ния сбо­ра отве­тов;
  • запрет воз­вра­та к преды­ду­щим вопро­сам;
  • экс­порт гра­фи­ков в фор­ма­те PNG и SVG.

GoogleForms – пол­но­стью бес­плат­ный онлайн-сер­вис ком­па­нии Google для про­ве­де­ния онлайн-опро­сов.

Воз­мож­но­сти сер­ви­са:

  • неогра­ни­чен­ное коли­че­ство опро­сов (анкет);
  • неогра­ни­чен­ное коли­че­ство отве­тов;
  • про­смотр резуль­та­тов в виде гра­фи­ков и диа­грамм;
  • выгруз­ка резуль­та­тов в таб­ли­цу Google;
  • сов­мест­ная рабо­та авто­ров над анке­той;
  • пол­но­функ­ци­о­наль­ная вер­сия на мобиль­ных устрой­ствах;
  • боль­шое коли­че­ство тем оформ­ле­ния и гиб­кие настрой­ки дизай­на анкет.

Как выглядит современный онлайн-опрос?

Для онлайн-опро­са не нуж­ны интер­вью­е­ры – чело­век запол­ня­ет анке­ту само­сто­я­тель­но, что сокра­ща­ет рас­хо­ды орга­ни­за­ции. Но и точ­ность тако­го иссле­до­ва­ния все­гда ниже.

«Очень важ­ный пара­метр, про кото­рый не все­гда гово­рят, – это репре­зен­та­тив­ность. Она ука­зы­ва­ет на то, можем ли мы рас­про­стра­нить дан­ные выбо­роч­но­го иссле­до­ва­ния на всю сово­куп­ность. Онлайн-опро­сы по опре­де­ле­нию не явля­ют­ся репре­зен­та­тив­ны­ми. Так­же нуж­но пом­нить, что с их помо­щью мы не суме­ем достичь тех, кто не име­ет досту­па к Интер­не­ту». Вла­ди­мир Зво­нов­ский

Что­бы резуль­та­ты опро­са были мак­си­маль­но точ­ны­ми и поз­во­ля­ли полу­чить нуж­ную инфор­ма­цию, важ­но пра­виль­но его под­го­то­вить и про­ве­сти.

«Когда вы постро­и­ли кра­си­вые гра­фи­ки и диа­грам­мы – это уже интер­пре­та­ция. Но до это­го нуж­на тех­ни­че­ская рабо­та». Вла­ди­мир Зво­нов­ский

Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.
Вла­ди­мир Зво­нов­ский. Фото: Алек­сандра Ага­по­ва.

Как самостоятельно провести онлайн-опрос

  1. Опре­де­ли­те, какие люди и какое их коли­че­ство будут опро­ше­ны. Чем боль­ше выбор­ка, тем мень­ше веро­ят­ность ошиб­ки. Но если вы пла­ни­ру­е­те рас­сы­лать анке­ту неогра­ни­чен­но­му чис­лу людей, нуж­но опре­де­лить, кто имен­но на нее отве­ча­ет. В каче­стве тако­го иден­ти­фи­ка­то­ра мож­но доба­вить вопрос о воз­расте, месте рабо­ты, уровне дохо­да или месте про­жи­ва­ния.
  2. Составь­те вопро­сы, кото­рые поз­во­лят ана­ли­зи­ро­вать полу­чен­ную инфор­ма­цию и будут понят­ны респон­ден­там. Закры­тые вопро­сы пред­ла­га­ют респон­ден­ту выбрать из огра­ни­чен­но­го чис­ла отве­тов. В отли­чие от бумаж­ной анке­ты в онлайн-анке­те чело­век не может отме­тить несколь­ко вари­ан­тов, если в пара­мет­рах вопро­са задан толь­ко один. Важ­но, что­бы в спис­ке были все нуж­ные отве­ты. Откры­тые вопро­сы дают воз­мож­ность отве­тить сво­бод­но и напи­сать неболь­шой текст. Чаще все­го такие вопро­сы в онлайн-анке­тах оста­ют­ся без отве­та, пото­му что на него тре­бу­ет­ся боль­ше вре­ме­ни.
  3. Выбе­ри­те шка­лу отве­тов для каж­до­го вопро­са. Номи­наль­ная шка­ла – пере­чис­ле­ние назва­ний, из кото­рых респон­ден­ту нуж­но выбрать один или несколь­ко вари­ан­тов. Шка­ла поряд­ка поз­во­ля­ет ран­жи­ро­вать отве­ты. Эту шка­лу нуж­но исполь­зо­вать в слу­чае, когда чело­век дол­жен дать оцен­ку чему-либо в бал­лах или рас­пре­де­лить отве­ты по зна­чи­мо­сти. Интер­валь­ная шка­ла – коли­че­ствен­ная, ее так­же мож­но исполь­зо­вать в вопро­сах «Как часто вы гото­вы посе­щать наши меро­при­я­тия?». Важ­но опре­де­лить рав­ные интер­ва­лы меж­ду точ­ка­ми такой шка­лы.
  4. Составь­те анке­ту, исполь­зуя под­хо­дя­щий онлайн-сер­вис. Функ­ци­о­нал сер­ви­сов по созда­нию онлайн-анкет при­мер­но оди­на­ко­вый, поэто­му мож­но выби­рать исхо­дя из дизай­на и удоб­ства для поль­зо­ва­те­ля. Пре­иму­ще­ством будет, если сер­вис поз­во­ля­ет созда­вать вопро­сы-филь­тры. Отве­чая на такой вопрос, чело­век направ­ля­ет­ся к сле­ду­ю­ще­му раз­де­лу анке­ты авто­ма­ти­че­ски в зави­си­мо­сти от выбран­но­го отве­та.
  5. Отправь­те создан­ную анке­ту по спис­ку выбран­ных респон­ден­тов. Это мож­но сде­лать с помо­щью допол­ни­тель­ных услуг сер­ви­сов состав­ле­ния онлайн-анкет или само­сто­я­тель­но, поме­стив ссыл­ку или встро­ив фор­му в пись­мо. Так­же анке­ту мож­но раз­ме­стить на стра­ни­це соб­ствен­но­го сай­та.
  6. Про­ана­ли­зи­руй­те полу­чен­ные резуль­та­ты. Резуль­та­ты опро­са мож­но ска­чать в виде таб­ли­цы с отве­та­ми. Более нагляд­ны­ми будут гра­фи­ки и диа­грам­мы: они поз­во­ля­ют сра­зу уви­деть резуль­та­ты и их срав­не­ние.

Представление результатов опроса в сервисе GoogleForms
Пред­став­ле­ние резуль­та­тов опро­са в сер­ви­се GoogleForms.