Владимир Звоновский: как подготовить и провести онлайн-опрос

Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.
Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.

9 марта 2017 года в Самаре прошел митап Теплицы социальных технологий, посвященный проведению онлайн-опросов. Участники ознакомились с методикой составления опросов и онлайн-инструментами для этого.

На встрече выступил Владимир Звоновский, заведующий кафедрой социологии и психологии Самарского государственного экономического университета и руководитель Фонда социальных исследований, он рассказал участникам о том, как провести опрос в сети Интернет.

Инструменты для проведения опроса

В Интернете сегодня используются все социологические методы: количественные и качественные онлайн-опросы, фокус-группы, обсуждения и мастер-классы.

Для специалистов есть специальные онлайн-панели. Например, Tiburon и Omirussia предлагают пользователям постоянно участвовать в разных опросах, чаще всего платно. Такие ресурсы берут на себя часть технической работы: обеспечивают выборку по заданным параметрам (по возрасту, доходу или занятости), рассылку анкет, предоставляют отчеты.

При этом любой человек или организация могут провести опрос самостоятельно, используя сервисы для создания онлайн-анкет.

Simpoll – простой конструктор опросов и форм обратной связи, который легко позволяет составить опросы трех видов:

  1. анкета – форма из нескольких вопросов на одной или нескольких страницах;
  2. голосование – опрос из одного вопроса с вариантами ответов;
  3. тестирование – опрос из нескольких вопросов с проверкой правильности ответов.

Бесплатный тариф включает:

  • 3 опроса (анкеты);
  • 10 вопросов в одной анкете;
  • 100 ответов на вопрос;
  • 10 мегабайт для размещения файлов;
  • защиту от повторного участия;
  • правила для вопросов;
  • ограничение по продолжительности опроса или количеству участников;
  • просмотр результатов (выгрузка результатов в файл недоступна).

Шаблон формы обратной связи сервиса Simpoll.ru
Шаблон формы обратной связи сервиса Simpoll.ru

Anketolog – конструктор анкет с шаблонами, а также онлайн-панель с 79 500 активных респондентов (доступ к базе за дополнительную плату).

Бесплатный тариф включает:

  • 3 опроса (анкеты);
  • 10 вопросов в анкете;
  • 50 ответов на каждую анкету;
  • 2 мегабайта для размещения файлов;
  • 3 персональные страницы компании или продукта, на которых могут быть собраны все опросы;
  • просмотр результатов (выгрузка результатов в файл не предусмотрена).

Testograf – многофункциональный сервис для проведения опросов и получения отзывов. Имеется большое количество шаблонов, в том числе готовые анкеты для некоммерческих опросов.

Бесплатный тариф включает:

  • неограниченное количество опросов;
  • неограниченное количество ответов;
  • защиту от повторного участия;
  • виджет опроса;
  • выгрузку результатов в формате CSV;
  • обеспечение безопасности: SSL сертификат, защиту от DDoS-атак, ежедневный back-up.

Шаблон анкеты для сбора отзывов и предложений о благотворительной организации сервиса Testograf.ru
Шаблон анкеты для сбора отзывов и предложений о благотворительной организации сервиса Testograf.ru

Surveymonkey позволяет создавать опросы различной сложности не только на сайте: у сервиса есть полнофункциональные мобильные приложения для iOS и Android. Доступна интеграция с социальными сетями, MailChimp и Eventbrite.

Бесплатный тариф включает:

  • 10 вопросов;
  • 100 ответов;
  • шаблоны опросов.

Survio – инструмент для создания онлайн опросников и анкет. Имеет большое количество шаблонов, включая анкеты для образования и НКО, гибкие настройки дизайна. За дополнительную плату пользователям предоставляется доступ к онлайн-панели Cint Link.

Бесплатный тариф включает:

  • 5 опросов;
  • неограниченное количество вопросов в анкете;
  • 100 ответов в месяц;
  • обеспечение безопасности: SSL сертификат;
  • настройку даты начала и завершения сбора ответов;
  • запрет возврата к предыдущим вопросам;
  • экспорт графиков в формате PNG и SVG.

GoogleForms – полностью бесплатный онлайн-сервис компании Google для проведения онлайн-опросов.

Возможности сервиса:

  • неограниченное количество опросов (анкет);
  • неограниченное количество ответов;
  • просмотр результатов в виде графиков и диаграмм;
  • выгрузка результатов в таблицу Google;
  • совместная работа авторов над анкетой;
  • полнофункциональная версия на мобильных устройствах;
  • большое количество тем оформления и гибкие настройки дизайна анкет.

Как выглядит современный онлайн-опрос?

Для онлайн-опроса не нужны интервьюеры – человек заполняет анкету самостоятельно, что сокращает расходы организации. Но и точность такого исследования всегда ниже.

«Очень важный параметр, про который не всегда говорят, – это репрезентативность. Она указывает на то, можем ли мы распространить данные выборочного исследования на всю совокупность. Онлайн-опросы по определению не являются репрезентативными. Также нужно помнить, что с их помощью мы не сумеем достичь тех, кто не имеет доступа к Интернету». Владимир Звоновский

Чтобы результаты опроса были максимально точными и позволяли получить нужную информацию, важно правильно его подготовить и провести.

«Когда вы построили красивые графики и диаграммы – это уже интерпретация. Но до этого нужна техническая работа». Владимир Звоновский

Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.
Владимир Звоновский. Фото: Александра Агапова.

Как самостоятельно провести онлайн-опрос

  1. Определите, какие люди и какое их количество будут опрошены. Чем больше выборка, тем меньше вероятность ошибки. Но если вы планируете рассылать анкету неограниченному числу людей, нужно определить, кто именно на нее отвечает. В качестве такого идентификатора можно добавить вопрос о возрасте, месте работы, уровне дохода или месте проживания.
  2. Составьте вопросы, которые позволят анализировать полученную информацию и будут понятны респондентам. Закрытые вопросы предлагают респонденту выбрать из ограниченного числа ответов. В отличие от бумажной анкеты в онлайн-анкете человек не может отметить несколько вариантов, если в параметрах вопроса задан только один. Важно, чтобы в списке были все нужные ответы. Открытые вопросы дают возможность ответить свободно и написать небольшой текст. Чаще всего такие вопросы в онлайн-анкетах остаются без ответа, потому что на него требуется больше времени.
  3. Выберите шкалу ответов для каждого вопроса. Номинальная шкала – перечисление названий, из которых респонденту нужно выбрать один или несколько вариантов. Шкала порядка позволяет ранжировать ответы. Эту шкалу нужно использовать в случае, когда человек должен дать оценку чему-либо в баллах или распределить ответы по значимости. Интервальная шкала – количественная, ее также можно использовать в вопросах «Как часто вы готовы посещать наши мероприятия?». Важно определить равные интервалы между точками такой шкалы.
  4. Составьте анкету, используя подходящий онлайн-сервис. Функционал сервисов по созданию онлайн-анкет примерно одинаковый, поэтому можно выбирать исходя из дизайна и удобства для пользователя. Преимуществом будет, если сервис позволяет создавать вопросы-фильтры. Отвечая на такой вопрос, человек направляется к следующему разделу анкеты автоматически в зависимости от выбранного ответа.
  5. Отправьте созданную анкету по списку выбранных респондентов. Это можно сделать с помощью дополнительных услуг сервисов составления онлайн-анкет или самостоятельно, поместив ссылку или встроив форму в письмо. Также анкету можно разместить на странице собственного сайта.
  6. Проанализируйте полученные результаты. Результаты опроса можно скачать в виде таблицы с ответами. Более наглядными будут графики и диаграммы: они позволяют сразу увидеть результаты и их сравнение.

Представление результатов опроса в сервисе GoogleForms
Представление результатов опроса в сервисе GoogleForms.