Работа над ошибками: как НКО успешно сотрудничать с веб-студиями

Опыт представителей веб-студий и цифровых агентств Встреча «Пасеки» в 2019 году. Фото: Мария Борисёнок

Сотрудники веб-студий и фрилансеры стали чаще помогать некоммерческим организациям. О том, что растет запрос на сотрудничество, говорят цифры исследования Harvard Business Review о том, как некоммерческие организации используют технологии для продвижения социальных изменений на фоне пандемии. Растет и число кейсов, которые участники «Пасеки» решают pro bono. 

Вместе с ростом кейсов сотрудничества увеличилось число негативных историй, где одна из сторон осталась недовольной совместной работой. Почему так происходит и что можно сделать, чтобы избежать неудачных результатов?

Лена Закирова, координаторка волонтерских программ Теплицы, предложила представителям веб-студий и цифровых агентств обсудить формирование культуры работы и доверия в работе над социальными проектами. Обсуждение прошло в конце 2021 года на ежегодной встрече участников сообщества «Пасеки».

«Тема оказалась очень заряженной. Неудачные кейсы встречаются нередко. И причины неудач бывают в том числе на стороне заказчика — некоммерческой организации», — рассказала Лена Закирова.

Причины неудач

Чаще всего причинами неудачных кейсов специалисты называли отсутствие у заказчика понимания, что должно получиться в итоге, постоянные изменения в техническом задании и затянутую обратную связь от заказчика.

На старте важно провести аудит, а потом итеративно спрашивать у заказчика, какие доработки следует добавить. Другими словами, в работе с социальными проектами надо переходить на продуктовый подход.

Илья Розовский

креативный директор агентства Fancy Interactive

«Это поэтапная работа, как есть слона по частям. Следует предупреждать заказчика, когда будет выполнено 50% работы, когда 75% и когда останется 10%. Таким образом, довести НКО до результата, который она может себе позволить. Плюс в этом решении — больший контроль, заказчик сам в нужный момент увидит, на чем можно остановиться, не закладывая при этом ненужный функционал», — считает Илья. 

На встрече участники пришли к выводу, что к коммерческим и некоммерческим проектам следует относиться одинаково. И по первым итерациям часто можно спрогнозировать, как будет дальше проходить общение, и заранее спланировать стратегию взаимодействия. 

Опыт студии Friendly Marketing

Валерий Пышняк, генеральный директор студии Friendly Marketing, рассказал о неудачном опыте разработки сайта для некоммерческого проекта. Команда студии согласовала дизайн будущего сайта с фондом, но начали разработку до того, как заказчик прислал подписанный договор со своей стороны. Команда делала свою работу, но правки заказчика выходили за пределы технического задания. В итоге клиент заплатил только аванс, а команда студии потратила много сил и нервов, прикладывали большие усилия, чтобы сохранить отношения.

Важно начать работать после того как клиент подписал договор и техническое задание. Усиливайте важность документов для клиента!

Валерий Пышняк,

генеральный директор студии Friendly Marketing

Анна Ладошкина, основательница бюро по разработке технологических решений для некоммерческих проектов: «Мне кажется интересным возможность привлечения стороннего арбитража. В ситуации, которая уже стала конфликтной, сторонам бывает сложно услышать друг друга и выработать какой-то эффективный способ разрешения конфликта. Поэтому возможность обратиться к посреднику с хорошей репутацией для урегулирования спора — это, мне кажется, очень продуктивная история. Рада была узнать, что Теплица и «Пасека» пробуют брать на себя эти функции».

Действительно, в этом году «Пасека» несколько раз выступала в качестве стороннего арбитража в конфликтных ситуациях, но пока не все заказчики готовы к такому вмешательству, этот опыт мы будем наращивать. В целом кажется, что для формирования культуры работы важно, чтобы обе стороны прикладывали к этому усилия. Уважать время друг друга, говорить без утайки, проговаривать ожидания, держаться документов — это то немногое, что может помочь эффективно и комфортно работать в команде.

Вдохновляющие истории 2021 года

Всего за год участники «Пасеки» реализовали 74 кейса, среди которых действительно сложно выделить лучшие, — все они были по-своему запоминающимися. К программе присоединились 27 новых участников (а всего участников 191), это веб-студии, креативные агентства, CRM-системы и IT-компании. Примеры проектов прошлого года: 

Диана Сар, участница «Пасеки», преподает дизайн. В этом году она начала привлекать к проектам с НКО своих студентов и курировать их работу. Например, они сделали картинки для мобильного приложения «Внутри суда» — проект запустили на летней мастерской Praktiki. 

Новые элементы фирменного стиля от студии «Т» для «Балтийского фонда природы».
Новые элементы фирменного стиля от студии «Т» для Балтийского фонда природы.

Неконференции 2021 года 

В 2021 году совместно с участниками «Пасеки» мы провели несколько неконференций для специалистов:

  • «Как сделать проект мечты с НКО». Куратор — Илья Розовский, креативный директор агентства «Fancy Interactive»;
  • «Тренды SEO в 2021 году». Куратор — Валерий Пышняк, генеральный директор студии «Friendly Marketing»;
  • «Цифровая доступность». По ссылке о том, зачем делать сайты инклюзивными. Советы от Валерии Курмак, руководительницы направления «Инклюзия» в «Яндексе». Куратор — Михаил Миронов, организатор сообщества в Impact Hub Moscow;
  • «Нам всем нужны игры». В материалах к неконференции все, что нужно знать о просоциальных играх. Куратор — Николай Овчинников, сооснователь студии просоциальных игр Noesis;
  • «Social media: запостить нельзя загрузить». Эксперты рассказали, как изменились социальные сети. Куратор — Злата Понировская, программный директор «Пражской медиашколы».

Что изменилось на платформе IT-волонтер

В этом году произошло много изменений. Например, обновилась платформа IT-волонтер. Появился рейтинг волонтеров — теперь можно увидеть, насколько активен каждый участник в конкретный промежуток времени. Есть возможность переключаться на странице между ролью волонтера и представителя НКО и читать контент, соответствующий выбранной роли. 

А еще на платформе произошла интеграция: теперь все задачи от социальных проектов приходят через платформу IT-волонтер

Участники программы «Пасека» на платформе получают специальную иконку «пасечника» на аватарку и могут откликаться на задачи наравне с другими. А авторы могут выставить отметку «для Пасеки», если у задачи есть бюджет и они хотят, чтобы на запрос откликнулись более опытные исполнители.

За время с начала внедрения пометки «задача для Пасеки» на платформе было поставлено 110 таких задач. При этом они дублируются в чат для участников программы, чтобы те точно их не пропустили. 

Что точно можно сказать за это небольшое время после интеграции? Задач для «Пасеки» не стало меньше, а процент закрытых задач увеличился. Да, конкуренции на платформе тоже стало больше. Каждой студии или специалисту необходимо наработать количество задач и оформить свое портфолио, чтобы завоевать доверие заказчика. 

Оформить портфолио, выбрать цвета — важные элементы презентации профиля на платформе.
Оформить портфолио, выбрать цвета — важные элементы презентации профиля на платформе.

Для чего нужно сообщество «Пасека»

Программа «Пасека» — это сообщество веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов, заинтересованных в работе с некоммерческими организациями и социальными проектами. Благодаря участию в программе некоммерческие организации получают поддержку квалифицированных профессионалов, а сами профессионалы обмениваются опытом работы с НКО. 

Если вы специалист-фрилансер или представляете веб-студию, приглашаем вас присоединиться к сообществу «Пасека» и начать сотрудничать с некоммерческими проектами.