Материалы онлайн-курса «Элементы общественной кампании: как решать проблемы вместе»

6 вебинаров о том, как подготовить эффективную общественную кампанию Иллюстрация: Наталья Ямщикова.
Иллюстрация: Наталья Ямщикова.

Команда Теплицы публикует конспект с онлайн-курса о том, как подготовить и запустить общественную кампанию и как добиться желаемого и устойчивого результата – решения общественной проблемы.

Участники курса вместе с директором российского представительства Amnesty International Натальей Звягиной и исследователем Amnesty International Олегом Козловским освоили универсальную схему общественной кампании, узнали, как оценить социальную проблему, про основы и тратить силы на то, что действительно важно.

Мы публикуем все видео и материалы курса.

Изображение: Диаграмма из ответов участников вебинара на вопрос, что такое общественная проблема.
Изображение: Диаграмма из ответов участников вебинара на вопрос, что такое общественная проблема.

Вебинар № 1: Философия общественных изменений и решения общественных проблем

На первом вебинаре Наталья Звягина рассматривает основные понятия общественных кампаний и то, как на них смотрят в разных странах. А также приводит примеры успешных общественных кампаний.

Запись вебинара «Философия общественных изменений и решения общественных проблем» с Натальей Звягиной.

Во втором блоке вебинара экспертка говорит о целях общественных кампаний. Для работы с целями есть два популярных инструмента: SMART-подход и форсайтинг. Есть и еще один прием: соотнесение локальных планов с глобальными Целями устойчивого развития помогает превращать даже самую небольшую кампанию в важный инструмент проактивных изменений.

При работе над кампанией используйте формулу: «Думай глобально – действуй локально!».

Наталья Звягина,

директор российского представительства Amnesty International

Дополнительные материалы вебинара:

Вебинар № 2: Почему не обойтись без утопии и конструирования образа будущего?

На втором вебинаре Наталья Звягина приоткрывает дверь в прекрасный мир будущего. Вы узнаете, почему, формулируя предлагаемые изменения, не обойтись без утопии. А также попрактикуетесь в формулировании общественной проблемы и гипотезы кампании. Найдете возможные пути решения, изучите, какие факторы влияют на успех или провал общественной инициативы. 

Запись вебинара «Почему не обойтись без утопии и конструирования образа будущего?» с Натальей Звягиной.

Во второй части вебинара Наталья Звягина разбирает универсальную схему общественной кампании. Во время кампании важно демонстрировать решимость и последовательно подкреплять аргументами обращения к лицам, принимающим решения. Важны прямые обращения – рекомендующие, предупреждающие и требующие. Если обращениям не уделяют внимания сразу, важно показывать, что решение нужно многим, с помощью подписей или публичных акций.

Этапы общественной кампании

  • Выбор цели
  • Исследование
  • План действий
  • Контакт 1 – предложение
  • Информационная кампания
  • Контакт 2 – ультиматум
  • Информационная кампания
  • Кампания прямого давления
  • Контакт 3 – переговоры и соглашение
  • Гражданский контроль за исполнением соглашения

В определенный момент кампании вам придется воспользоваться такой формулой: «Если нас не слышат по-хорошему, значит придется надоедать!».

Наталья Звягина,

директор российского представительства Amnesty International

Дополнительные материалы вебинара

Вебинар № 3: Аудитория и команда кампании

Третий вебинар посвящен целевой аудитории и построению команды кампании. Вы узнаете, кто они – акторы общественных изменений. Также Наталья Звягина рассказывает о том, для чего создаются grassroots – низовые инициативы.

Запись вебинара «Аудитория и команда кампании» с Натальей Звягиной.

Есть и еще один вопрос – как оценить общественную проблему и тратить силы на то, что действительно важно? На вебинаре рассматриваются теоретические основы и важные отличия реактивных и проактивных кампаний, а также активистская лексика: 

  • Advocacy – защита общественных интересов;
  • Litigation – стратегическая судебная тяжба;
  • Lobbyism – лоббизм, воздействие на органы власти с целью достижения частных интересов. 

Определить потенциал компании с первого взгляда можно по тому, сколько люди готовы потратить на решение общественной проблемы. И речь, в первую очередь, о деньгах. Да!

Наталья Звягина,

директор российского представительства Amnesty International

Дополнительные материалы вебинара

Вебинар № 4: Цикличность общественных кампаний

На четвертом вебинаре Олег Козловский рассказывает о процессе решения социальной проблемы, рассматривает борьбу за гражданские права как долгосрочный проект. А также помогает увидеть цикличность и преемственность в общественных кампаниях разного времени.

Запись вебинара «Цикличность общественных кампаний» с Олегом Козловским.

История борьбы за права человека развивается циклами, каждый цикл состоит из известных стадий. После того как одна кампания заканчивается, начинается новый цикл борьбы, и так круг за кругом, пока проблема не будет решена.

Стадии общественной кампании:

  • Обычное время
  • Неэффективность институтов
  • Созревание условий
  • Старт
  • Кризис
  • Поддержка большинства
  • Успех
  • Продолжение борьбы

Важно понимать, что не каждая общественная кампания заканчивается победой. Многое зависит от обстоятельств и от того, сможете ли вы правильно распределить свои ресурсы и направить их на нужную задачу.

Олег Козловский,

исследователь Amnesty International

Дополнительные материалы вебинара

Презентация четвертого вебинара (pdf)

Вебинар № 5: Визуализация

На пятом вебинаре Наталья Звягина демонстрирует примеры эффективного визуального решения кампании. И делится разными онлайн и офлайн инструментами. Вы также узнаете, как использовать видео для продвижения своих идей.

Запись вебинара «Визуализация» с Натальей Звягиной.

Во второй части вебинара Наталья Звягина рассказывает об инструментах мониторинга и общественного наблюдения.

Дополнительные материалы вебинара

Презентация пятого вебинара (pdf)

Вебинар № 6: SMM и медиа в общественных кампаниях. Оценка эффективности общественных кампаний

Шестой вебинар посвящен ситуативному планированию кампаний и медиатактике. Также вы ознакомитесь с инструментами оценки социального воздействия и анализа эффективности общественных кампаний.

Запись вебинара «SMM и медиа в общественных кампаниях» с Натальей Звягиной.

Во второй части вебинара Наталья Звягина рассказывает об оценке социального воздействия и закреплении результатов кампании.

Оценка социального воздействия – это чрезвычайно важный и мотивирующий момент. Она может заметно продвинуть нашу кампанию.

Наталья Звягина,

директор российского представительства Amnesty International

На этапе оценки результатов кампании стоит вернуться к Целям устойчивого развития и посмотреть на проблему максимально отстраненно, сопоставить с глобальной проблематикой. И ответить себе на вопрос, в том ли направлении двигается команда.

Изображение: Цели устойчивого развития ООН.
Изображение: Цели устойчивого развития ООН.

Дополнительные материалы вебинара

Презентация шестого вебинара (pdf)