Как бабушек научили распознавать кибермошенников

Как бабушек научили распознавать кибермошенников
Как бабушек научили распознавать кибермошенников

В Пен­зе состо­ял­ся митап для пожи­лых людей «Как спра­вить­ся с теле­фо­ном?». Основ­ной темой раз­го­во­ра ста­ло мошен­ни­че­ство с исполь­зо­ва­ни­ем элек­трон­ных устройств.

 

Сотруд­ник Пен­зен­ско­го отде­ле­ния ОАО «Мега­Фон» Поли­на Пет­ро­ва рас­ска­за­ла о суще­ству­ю­щих спо­со­бах обма­на с исполь­зо­ва­ни­ем мобиль­ных теле­фо­нов.

«Мошен­ни­ки это насто­я­щие пси­хо­ло­ги. Нуж­но быть гото­вым к тому, что они без тру­да могут выве­дать у вас адрес, номер пла­сти­ко­вой кар­ты и любую дру­гую инфор­ма­цию. Они затра­ги­ва­ют самые боль­ные точ­ки: страх за близ­ких, бес­по­кой­ство о здо­ро­вье, любо­пыт­ство и про­чие».

Исполь­зуя наши инстинк­ты, зло­умыш­лен­ни­ки могут при­ки­нуть­ся пред­ста­ви­те­ля­ми соци­аль­ных служб, пра­во­по­ряд­ка или жерт­ва­ми обсто­я­тельств, вте­реть­ся в дове­рие. Часто они исполь­зу­ют жела­ние оди­но­ко­го пожи­ло­го чело­ве­ка пооб­щать­ся. Поэто­му, отве­чая на зво­нок незна­ко­мо­го чело­ве­ка, нуж­но все­гда пом­нить, что он может ока­зать­ся не тем, за кого себя выда­ет.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные улов­ки мошен­ни­ков, дей­ству­ю­щих с исполь­зо­ва­ни­ем номе­ра теле­фо­на потен­ци­аль­ной жерт­вы:

  • отправ­ка SMS с сооб­ще­ни­ем о выиг­ры­ше;
  • отправ­ка SMS с вре­до­нос­ны­ми ссыл­ка­ми, замас­ки­ро­ван­ны­ми под открыт­ки и дру­гой инте­рес­ный кон­тент;
  • отправ­ка SMS с сооб­ще­ни­ем, что або­нен­ту оши­боч­но были пере­чис­ле­ны день­ги на баланс и их сле­ду­ет вер­нуть на дру­гой номер;
  • выма­ни­ва­ние паро­лей, кото­рые впо­след­ствии откры­ва­ют доступ к теле­фо­ну или пла­сти­ко­вой кар­те жерт­вы;
  • отправ­ка SMS с сооб­ще­ни­ем о том, что бан­ков­ский счет жерт­вы яко­бы забло­ки­ро­ван;
  • звон­ки «из бан­ка» с попыт­кой выве­дать пер­со­наль­ные дан­ные;
  • звон­ки и SMS с сооб­ще­ни­ем о том, что близ­кий чело­век або­нен­та попал в беду;
  • «липо­вые услу­ги» с обе­ща­ни­ем момен­таль­но вер­нуть здо­ро­вье, выиг­рать боль­шую сум­му.

Эти спо­со­бы рас­счи­та­ны на то, что або­нент в ито­ге отпра­вит плат­ное SMS, сде­ла­ет зво­нок на плат­ный номер, откро­ет зло­умыш­лен­ни­кам доступ к сво­е­му сче­ту или балан­су или пере­даст некую сум­му денег.

Уче­ни­ца 8 «А» клас­са лицея № 55 Яна Бай­ра­мо­ва, автор иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та «Как не попасть на удоч­ку мошен­ни­ков, поль­зу­ясь Интер­не­том и совре­мен­ны­ми устрой­ства­ми», поде­ли­лась сво­и­ми резуль­та­та­ми:

Яна счи­та­ет, посколь­ку нет по-насто­я­ще­му эффек­тив­ных спо­со­бов ловить кибер­пре­ступ­ни­ков, то наи­луч­шим спо­со­бом борь­бы будет посто­ян­ное инфор­ми­ро­ва­ние граж­дан.

Осо­бен­но это акту­аль­но для само­го стар­ше­го поко­ле­ния, для тех, кто не в состо­я­нии сле­дить за тех­но­ло­ги­че­ски­ми новин­ка­ми.

Высту­па­ю­щие дали сове­ты, кото­рые помо­гут сохра­нить день­ги, здо­ро­вье, а часто и жизнь граж­да­ни­ну любо­го воз­рас­та, исполь­зу­ю­ще­му мобиль­ный теле­фон, ком­пью­тер и име­ю­ще­му сче­та в бан­ках и пла­сти­ко­вые кар­ты:

  • не отве­чать на сомни­тель­ные пред­ло­же­ния о рабо­те, полу­че­нии неожи­дан­но­го выиг­ры­ша и пр.
  • не отправ­лять SMS незна­ко­мым и не пере­зва­ни­вать на неиз­вест­ные номе­ра в ответ на стран­ные прось­бы;
  • не участ­во­вать в лоте­ре­ях и вик­то­ри­нах, пред­ла­га­е­мых по теле­фо­ну;
  • не ука­зы­вать свои пер­со­наль­ные дан­ные в сомни­тель­ных местах;
  • полу­чив сооб­ще­ние о беде, в первую оче­редь пере­зво­нить «постра­дав­ше­му» близ­ко­му чело­ве­ку;
  • не давать свой теле­фон в руки незна­ко­мым, хра­нить его в даль­них кар­ма­нах одеж­ды и сумок, что исклю­чит лег­кий доступ к нему зло­умыш­лен­ни­ков.
Этот пере­чень пра­вил без­опас­но­сти с наше­го мита­па 7 апре­ля дале­ко не пол­ный. Глав­ное, чего сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся в сво­ем пове­де­нии, это быть более вни­ма­тель­ным, не дове­рять без­ого­во­роч­но незна­ко­мым людям и сооб­ще­ни­ям, исхо­дя­щим от них. Мате­ри­а­лы от ОАО «Мега­Фон», кото­рые поз­во­лят граж­да­нам любо­го воз­рас­та под­го­то­вить­ся ко встре­че с мошен­ни­ка­ми.