Как бабушек научили распознавать кибермошенников

В Пензе состоялся митап для пожилых людей «Как справиться с телефоном?». Основной темой разговора стало мошенничество с использованием электронных устройств.

В Пензе состоялся митап для пожилых людей «Как справиться с телефоном?». Основной темой разговора стало мошенничество с использованием электронных устройств.

 

Сотрудник Пензенского отделения ОАО «МегаФон» Полина Петрова рассказала о существующих способах обмана с использованием мобильных телефонов.

«Мошенники это настоящие психологи. Нужно быть готовым к тому, что они без труда могут выведать у вас адрес, номер пластиковой карты и любую другую информацию. Они затрагивают самые больные  точки: страх за близких, беспокойство о здоровье, любопытство и прочие».

Используя наши инстинкты, злоумышленники могут прикинуться представителями социальных служб, правопорядка или жертвами обстоятельств, втереться в доверие. Часто они используют желание одинокого пожилого человека пообщаться. Поэтому, отвечая на звонок незнакомого человека, нужно всегда помнить, что он может оказаться не тем, за кого себя выдает.

Наиболее распространенные уловки мошенников, действующих с использованием номера телефона потенциальной жертвы:

  • отправка SMS с сообщением о выигрыше;
  • отправка SMS с вредоносными ссылками, замаскированными под открытки и другой интересный контент;
  • отправка SMS с сообщением, что абоненту ошибочно были перечислены деньги на баланс и их следует вернуть на другой номер;
  • выманивание паролей, которые впоследствии открывают доступ к телефону или пластиковой карте жертвы;
  • отправка SMS с сообщением о том, что банковский счет жертвы якобы заблокирован;
  • звонки «из банка» с попыткой выведать персональные данные;
  • звонки и SMS с сообщением о том, что близкий человек абонента попал в беду;
  • «липовые услуги» с обещанием моментально вернуть здоровье, выиграть большую сумму.

Эти способы рассчитаны на то, что абонент в итоге отправит платное SMS, сделает звонок на платный номер, откроет злоумышленникам доступ к своему счету или балансу или передаст некую сумму денег.

Ученица 8 «А» класса лицея № 55 Яна Байрамова, автор исследовательского проекта «Как не попасть на удочку мошенников, пользуясь Интернетом и современными устройствами», поделилась своими результатами:

Яна считает, поскольку нет по-настоящему эффективных способов ловить киберпреступников, то наилучшим способом борьбы будет постоянное информирование граждан.

Особенно это актуально для самого старшего поколения, для тех, кто не в состоянии следить за технологическими новинками.

Выступающие дали советы, которые помогут сохранить деньги, здоровье, а часто и жизнь гражданину любого возраста, использующему мобильный телефон, компьютер и имеющему счета в банках и пластиковые карты:

  • не отвечать на сомнительные предложения о работе, получении неожиданного выигрыша и пр.
  • не отправлять SMS незнакомым и не перезванивать на неизвестные номера в ответ на странные просьбы;
  • не участвовать в лотереях и викторинах, предлагаемых по телефону;
  • не указывать свои персональные данные в сомнительных местах;
  • получив сообщение о беде, в первую очередь перезвонить «пострадавшему» близкому человеку;
  • не давать свой телефон в руки незнакомым, хранить его в дальних карманах одежды и сумок, что исключит легкий доступ к нему злоумышленников.

Этот перечень правил безопасности с нашего митапа 7 апреля далеко не полный.

Главное, чего следует придерживаться в своем поведении, это быть более внимательным, не доверять безоговорочно незнакомым людям и сообщениям, исходящим от них.

Материалы от ОАО «МегаФон», которые позволят гражданам любого возраста подготовиться ко встрече с мошенниками.