В Перми поделились успешными методами привлечения средств для социальных проектов

Митап 15 апреля (2)

14 апре­ля 2015 года в учеб­ном цен­тре «Room 404» состо­ял­ся митап «Соци­аль­ный про­ект: как при­влечь и собрать сред­ства». На встре­че собра­лись пред­ста­ви­те­ли НКО, граж­дан­ские акти­ви­сты. Мно­гие из них гото­вят­ся запу­стить свой про­ект.

Дмит­рий Жебе­лев, учре­ди­тель, пред­се­да­тель прав­ле­ния, коор­ди­на­тор по общим вопро­сам фон­да «Дед­мо­ро­зим», поде­лил­ся опы­том фон­да по при­вле­че­нию средств, рабо­те с инве­сто­ра­ми и обсу­дил с участ­ни­ка­ми воз­мож­но­сти финан­си­ро­ва­ния их про­ек­тов.

Основные тезисы выступления Дмитрия Жебелева.

У нас есть три источ­ни­ка средств: горо­жане и жите­ли края, биз­нес, госу­дар­ство.
  • Рабо­та по при­вле­че­нию средств (фанд­рай­зинг) осно­ва­на на тех­но­ло­ги­ях PR: Цель → Ауди­то­рия → Канал → Инфор­ма­ци­он­ное сооб­ще­ние. Цель долж­на быть мак­си­маль­но точ­но сфор­му­ли­ро­ва­на, поль­за про­ек­та – оче­вид­на. Ауди­то­рию нуж­но пред­став­лять себе мак­си­маль­но подроб­но. Оттолк­нув­шись от ауди­то­рии, опре­де­ля­ем канал и инди­ви­ду­аль­ное (для каж­дой ауди­то­рии) инфор­ма­ци­он­ное сооб­ще­ние.
  • Взно­сы горо­жан состав­ля­ют до 60% наше­го бюд­же­та. И тут важ­на каж­дая копей­ка. Это не пре­уве­ли­че­ние: обыч­ные люди тра­тят на бла­го­тво­ри­тель­ность боль­ше биз­не­са. Копей­ка за копей­кой скла­ды­ва­ют­ся боль­шие сум­мы.
  • Част­ным бла­го­тво­ри­те­лям важен медий­ный эффект. Не выпис­ки со сче­та, не сче­та из кли­ни­ки. Им важ­нее фото­гра­фии счаст­ли­во­го воз­вра­ще­ния домой, фото боль­но­го после опе­ра­ции и т.п.
  • Кана­лы ком­му­ни­ка­ции мы чет­ко опре­де­ля­ем по ауди­то­рии. Напри­мер, в нашей груп­пе ВКон­так­те боль­ше все­го жен­щин за 30 с детьми. Для них мы можем опуб­ли­ко­вать инфор­ма­цию в газе­те «Ком­со­моль­ская прав­да» – это тоже под­хо­дя­щий канал.
  • С инве­сто­ра­ми из биз­не­са и госу­дар­ства луч­ше все­го рабо­та­ют лич­ные свя­зи. К сожа­ле­нию, так. Кро­ме того помо­га­ет сов­мест­ная рабо­та на фору­мах, выстав­ках, в про­ек­тах. Это сбли­жа­ет, потом про­ще подой­ти со сво­им про­ек­том.
  • Мы пред­ла­га­ем биз­нес-ком­па­ни­ям упо­ми­на­ния в сооб­ще­ни­ях СМИ и рекла­му. В конеч­ном сче­те мы ста­но­вим­ся PR-ком­па­ни­ей на аут­сор­син­ге для биз­не­са, про­дви­га­ем их бренд раз­ны­ми спо­со­ба­ми.
  • Инте­рес­ный факт: пред­ло­же­ние, кото­рое ты счи­та­ешь про­ход­ным на 100%, будет обя­за­тель­но отверг­ну­то. Так про­ис­хо­дит в четы­рех слу­ча­ях из пяти! Зато пред­ло­же­ния, в кото­рых сомне­ва­ешь­ся, биз­нес при­ни­ма­ет. Непо­нят­но, поче­му так про­ис­хо­дит.
  • День­ги от госу­дар­ства не так про­сто полу­чить. Не надо обо­льщать­ся, что чинов­ни­ки выде­лят день­ги на ваш про­ект.
  • В нашем финан­си­ро­ва­нии толь­ко 5–10% денег из бюд­же­та. Чаще мы убеж­да­ем госу­дар­ство потра­тить день­ги на опре­де­лен­ные цели, близ­кие нам. Мы нико­гда не берем от госу­дар­ства день­ги для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти фон­да, для зар­плат и хоз­рас­хо­дов. Это при­во­дит к зави­си­мо­сти.
  • Перед кон­так­та­ми с чинов­ни­ка­ми нуж­но собрать мощ­ный ресурс: финан­со­вый, орга­ни­за­ци­он­ный. Нуж­но стать экс­пер­та­ми в сво­ей сфе­ре, что­бы отве­тить на любой вопрос, при­ве­сти при­мер, срав­нить, про­ил­лю­стри­ро­вать, при­ве­сти авто­ри­тет­ное мне­ние.
  • Наш глав­ный ресурс это люди, участ­ни­ки наших про­ек­тов, бла­го­тво­ри­те­ли. Нас мно­го, и чинов­ни­ки вынуж­де­ны счи­тать­ся с этим.
  • День­ги от госу­дар­ства мож­но полу­чить через гран­ты и гос­за­каз. Каж­дый спо­соб име­ет свои осо­бен­но­сти. Но если, напри­мер, выиг­рать все перм­ские гран­ты, мож­но полу­чить око­ло 1,2 млн. Не так мно­го для НКО.

Во вто­рой части встре­чи Дмит­рий Жебе­лев пред­ло­жил всем собрав­шим­ся назвать свои про­ек­ты и сум­му, кото­рую необ­хо­ди­мо собрать для их реа­ли­за­ции.

Участ­ни­ки обсу­ди­ли воз­мож­но­сти при­вле­че­ния средств по каж­до­му про­ек­ту. Дмит­рий выска­зал реко­мен­да­ции по рабо­те с инве­сто­ра­ми, посо­ве­то­вал, как орга­ни­зо­вать фанд­рай­зин­го­вую кампа­нию.

Пре­зен­та­ция Дмит­рия Жебе­ле­ва: