Инна Назарова: как создать убедительную петицию и привлечь внимание сторонников

Инна Назарова рассказала про опыт создания петиций в Пензе. Фото: Олег Шарипков.
Инна Назарова рассказала про опыт создания петиций в Пензе. Фото: Олег Шарипков.

7 июля 2017 года в Пен­зе про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Как орга­ни­зо­вать кам­па­нию в соци­аль­ных сетях и собрать под­пи­си». Учре­ди­тель фон­да «Рука помо­щи без­дом­ным живот­ным» Инна Наза­ро­ва поде­ли­лась опы­том про­ве­де­ния обще­ствен­ных кам­па­ний, рас­ска­за­ла участ­ни­кам о том, какой долж­на быть эффек­тив­ная пети­ция и как спра­вить­ся с непред­ви­ден­ны­ми труд­но­стя­ми.

Обще­ствен­ная кам­па­ния – это серия вза­и­мо­свя­зан­ных и запла­ни­ро­ван­ных дей­ствий, кото­рые направ­ле­ны на дости­же­ние кон­крет­ных резуль­та­тов в реше­нии обще­ствен­ной про­бле­мы в тече­ние опре­де­лен­но­го пери­о­да вре­ме­ни.

Инна Наза­ро­ва рас­ска­за­ла, что до 2012 года для реше­ния про­блем с без­дом­ны­ми живот­ны­ми в Пен­зе заклю­ча­лись кон­трак­ты с адми­ни­стра­ци­ей горо­да. Усло­вия кон­трак­тов были раз­мы­ты­ми, и фак­ти­че­ски реше­ние про­блем сво­ди­лось к избав­ле­нию от живот­ных. С 2012 года объ­еди­не­ние волон­те­ров «Рука помо­щи без­дом­ным живот­ным» заня­лось этим вопро­сом. Имен­но тогда ини­ци­а­тив­ные горо­жане запу­сти­ли первую обще­ствен­ную кам­па­нию.

«Толч­ком для запус­ка кам­па­нии ста­ло убий­ство живот­ных на ули­це Рос­сий­ской пря­мо на гла­зах у жиль­цов близ­ле­жа­щих домов. Актив­ные горо­жане сра­зу же обра­ти­лись к нам в волон­тер­скую груп­пу «Рука помо­щи без­дом­ным живот­ным». За сут­ки мы собра­ли 50 тысяч руб­лей на экс­пер­ти­зу, по резуль­та­там кото­рой выяс­ни­лось, что живот­ных отра­ви­ли запре­щен­ным веще­ством. Оно, кста­ти, мог­ло нане­сти вред здо­ро­вью и самих жите­лей», – гово­рит Инна Наза­ро­ва.

Сле­ду­ю­щим шагом обще­ствен­ной кам­па­нии ста­ло созда­ние пети­ции. Жите­ли тре­бо­ва­ли изме­нить ситу­а­цию с без­над­зор­ны­ми живот­ны­ми на зако­но­да­тель­ном уровне. За три с поло­ви­ной меся­ца фонд «Новый ков­чег» и волон­тер­ская груп­па «Рука помо­щи без­дом­ным живот­ным» собра­ли шесть тысяч под­пи­сей.

«Люди под­пи­сы­ва­ли пети­ции офлайн на ули­цах и в тор­го­вых цен­трах. Тогда мы не исполь­зо­ва­ли соци­аль­ные сети, так как в нашем реги­оне они не были широ­ко рас­про­стра­не­ны. В ито­ге мы собра­ли боль­шое коли­че­ство под­пи­сей, и пра­ви­тель­ство нас услы­ша­ло: чинов­ни­ки при­ня­ли поста­нов­ле­ние по рабо­те с без­над­зор­ны­ми живот­ны­ми». Инна Наза­ро­ва.

Участник митапа. Фото: Олег Шарипков
Участ­ник мита­па. Фото: Олег Шарип­ков.

Как правильно создавать петиции

Пети­ция – кол­лек­тив­ное про­ше­ние, пода­ва­е­мое в пись­мен­ном виде в орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти или орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния.

Для успеш­но­го сбо­ра пети­ций, по мне­нию Инны Наза­ро­вой, сто­ит при­дер­жи­вать­ся несколь­ких пра­вил.

1. Гра­мот­ность. «Если вы не зна­е­те рус­ский язык, то вы вряд ли смо­же­те решить про­бле­му без­над­зор­ных живот­ных и какую-то про­бле­му вооб­ще. Тако­во вос­при­я­тие боль­шин­ства людей», – счи­та­ет Инна Наза­ро­ва.

2. Обра­ще­ние в над­ле­жа­щий орган. Нуж­но писать пети­цию имен­но в тот орган, кото­рый упол­но­мо­чен решать дан­ную про­бле­му. Экс­перт сове­ту­ет обра­щать­ся к юри­сту за помо­щью в состав­ле­нии пети­ции.

3. Огра­ни­че­ние по вре­ме­ни. «Если кам­па­ния затя­ги­ва­ет­ся, то люди теря­ют к ней инте­рес. Что-то важ­ное долж­но про­ис­хо­дить каж­дый день. Толь­ко тогда ваша кам­па­ния ста­нет для кого-то запо­ми­на­ю­щей­ся», – уве­ре­на Наза­ро­ва.

4. Откры­тость. Ауди­то­рии необ­хо­ди­мо предо­став­лять инфор­ма­цию обо всем, что про­ис­хо­дит в рам­ках вашей кам­па­нии.

5. Обес­пе­че­ние вовле­чен­но­сти каж­до­го участ­ни­ка. Под­пись – это не един­ствен­ное, что важ­но в кам­па­нии. Глав­ное, что­бы чело­век вас запом­нил.

«Мы живем в неболь­шом горо­де и пла­ни­ру­ем рабо­тать еще дол­го. И под­держ­ка каж­до­го, кто под­пи­сал пети­цию, – залог нашей успеш­ной дея­тель­но­сти. Может, пода­рить на память горо­жа­ни­ну суве­нир или кален­дарь с инфор­ма­ци­ей о вашей орга­ни­за­ции?» Инна Наза­ро­ва.

Переход из офлайна в онлайн

За несколь­ко лет, по мне­нию Инны Наза­ро­вой, про­изо­шли суще­ствен­ные изме­не­ния при про­ве­де­нии обще­ствен­ных кам­па­ний. Это про­изо­шло бла­го­да­ря запус­ку плат­фор­мы Change.org, с помо­щью кото­рой мож­но созда­вать элек­трон­ные пети­ции.

«С появ­ле­ни­ем этой плат­фор­мы каж­дый чело­век счи­та­ет себя обя­зан­ным напи­сать пети­цию, если он чем-то недо­во­лен. Поэто­му воз­ни­ка­ет их пере­из­бы­ток, и труд­но най­ти сто­я­щие идеи. На самом деле, преж­де чем писать пети­цию, необ­хо­ди­мо про­ду­мать стра­те­гию дости­же­ния цели», – объ­яс­ни­ла Инна Наза­ро­ва.

Еще по теме: Дмит­рий Саве­лов: «Пети­ция на Change.org – это не коли­че­ство под­пи­сей, а вовле­че­ние людей в реше­ние про­бле­мы».

Экс­перт посо­ве­то­ва­ла участ­ни­кам не забы­вать про ауди­то­рию, кото­рая нахо­дит­ся вне медиа­по­ля. «Мож­но выхо­дить на ули­цу с план­ше­та­ми, рас­ска­зы­вать горо­жа­нам о сво­ей кам­па­нии и помо­гать им реги­стри­ро­вать­ся, остав­лять свои под­пи­си через плат­фор­му. Все долж­ны иметь воз­мож­ность при­нять уча­стие в вашей обще­ствен­ной кам­па­нии», – гово­рит Наза­ро­ва.

Основные трудности

Любая обще­ствен­ная кам­па­ния пред­по­ла­га­ет рабо­ту с людь­ми, но не каж­дый чело­век может и дол­жен раз­де­лять ваши прин­ци­пы и пре­сле­ду­е­мые цели. Для того что­бы воз­ни­ка­ло мень­ше спор­ных ситу­а­ций, по сло­вам Инны Наза­ро­вой, необ­хо­ди­мо:

  • чет­ко опи­сать свою цель;
  • оста­вить эмо­ции, убрав из тек­ста пети­ции уль­ти­ма­тив­ные утвер­жде­ния;
  • не оста­нав­ли­вать­ся при неуда­чах.

Как упростить путь к достижению цели

  • Для инфор­ми­ро­ва­ния людей луч­ше исполь­зо­вать емкие, корот­кие, запо­ми­на­ю­щи­е­ся тек­сты. Луч­ше обра­тить­ся за помо­щью к про­фес­си­о­наль­ным копи­рай­те­рам и жур­на­ли­стам.
  • Исполь­зуй­те онлайн-счет­чи­ки. Когда чис­ло под­пи­сей рас­тет, каж­дый видит, что совер­ша­ет­ся рабо­та, и хочет участ­во­вать в боль­шом серьез­ном про­ек­те.
  • Если вы хоти­те повли­ять на тот или иной срез обще­ства, с ним нуж­но дру­жить, а не кон­флик­то­вать.

Примеры петиций, которые победили