Нижний Новгород: опыт общественных кампаний

В Нижнем Новгороде состоялся митап Теплицы социальных технологий «Как организовать и провести общественную кампанию». Участники узнали про методы работы с информационными кампаниями и познакомились с практическими кейсами трех нижегородских общественных кампаний.

17 мая 2017 года в Нижнем Новгороде состоялся митап Теплицы социальных технологий «Как организовать и провести общественную кампанию». Участники узнали про методы работы с информационными кампаниями и познакомились с практическими кейсами трех нижегородских общественных кампаний.

Методы информирования населения о проблеме

Основной инструмент информационного продвижения сейчас – это социальные сети и СМИ.

Сбор подписей, петиции – это информирование, во время которого каждому неосведомленному человеку рассказывают о проблеме и предлагают подписать письмо или петицию. Когда эти тысячи подписей попадают в администрацию, то это также считается информированием как явный признак того, что проблема есть. За три года против подъема уровня Чебоксарского водохранилища было собрано 300 тысяч подписей (около 10% жителей Нижегородской области).

Уличные действия направлены на информирование властей. Основная задача пикетов – это не столько информирование прохожих, сколько создание информационного повода для СМИ и социальных сетей.

Районные газеты – это вполне действенный механизм донесения информации до жителей «глубинки». Активность этих жителей обычно мала, но работа важна для создания информационного фона.

Асхат Каюмов выступает на митапе «Как организовать и провести общественную кампанию». Фото Татьяны Паутовой.
Асхат Каюмов выступает на митапе «Как организовать и провести общественную кампанию». Фото Татьяны Паутовой.

Кейс кампании против подъема уровня воды Чебоксарского водохранилища

Асхат Каюмов, лидер общественного движения «Экологический центр «Дронт», рассказал о самой масштабной нижегородской кампании последних лет – кампании против подъема уровня воды Чебоксарского водохранилища до 68 отметки. Противостояние длилось 27 лет, и в 2015 году проект подъема уровня водохранилища был остановлен в четвертый раз. При необходимости кампания может возобновиться в любой момент, так как энергетики не отказываются от планов повышения уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС.

«Идей, активностей всегда много, но не все они приводят к результату. Не всегда заранее понятно, какие действия приведут к успеху, а какие просто напрасная трата времени. Поэтому мы старались реализовать самые разные идеи, использовать разные методы». Асхат Каюмов.

По словам Асхата Каюмова, кампания делилась на несколько этапов:

  1. Информирование населения заняло 2 года. Это были и проверка аргументации в текстах, сбор подписей, поиск союзников, активная работа со СМИ, уличные действия в Нижнем Новгороде и в городах Нижегородской области.
  2.  Сотрудничество с региональной властью. Информационная кампания имела успех и привела к тому, что региональные власти осознали важность проблемы. В 2012 году Асхат Каюмов был включен в региональные рабочие группы по обсуждению проекта 68 отметки.
  3.  Участие в общественных слушаниях по проекту. Всего в Нижегородской области состоялось 16 общественных слушаний в разных населенных пунктах. В каждых слушаниях участвовали эксперты от экоцентра «Дронт», которые активно доносили свою точку зрения, выдвигали аргументы против 68 отметки. Большая часть слушаний сопровождалась акциями протеста, организованными местными жителями.
  4. Участие в процедурах официального прохождения проекта (государственная и общественная экологические экспертизы). Реализация этого пункта – это следствие правильных предыдущих действий активистов.

Для сравнения в Республике Мари Эл, существенная часть которой также подпадала под затопление при поднятии уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки, не нашлось влиятельной общественной организации, чтобы вести широкую кампанию. В итоге руководство Мари Эл гораздо менее активно высказывалось против проекта подъема уровня, чем руководство Нижегородской области.

«В какой-то момент движение против 68 отметки стало таким широким, что уже не было необходимости как-то направлять его. Люди сами организовывали акции протеста, лекции и круглые столы, детские конкурсы и многое другое, а руководители предприятий звонили в штаб и предлагали помощь. Дело в том, что экологам удалось донести до граждан, что 68 отметка – не абстрактная проблема, и подтопление затронет каждого лично». Асхат Каюмов.

Кампания «За дубраву!»

Илья Новиков выступает на митапе «Как организовать и провести общественную кампанию». Фото Татьяны Паутовой.
Сергей Новиков выступает на митапе «Как организовать и провести общественную кампанию». Фото Татьяны Паутовой.

Сергей Новиков, один из участников «Комитета защиты Волжской поймы», рассказал о кампании противодействия застройки волжских заливных лугов, которая идет с 2015 года. Экологи уверены, что при строительстве пострадает не только уникальная природа Волжской поймы, но и Копосовская дубрава, особо охраняемая природная территория. Цель кампании – вернуть данной территории рекреационный статус.

Сильная сторона кампании – это сбор компактной команды (7-10 человек) активистов различного профиля: экспертов (экологов), юристов и правозащитников (правовая оценка, официальная переписка и общение с властями различных уровней), журналистов (освещение в СМИ) и организаторов публичных уличных мероприятий (пикеты/митинги). Также налажено взаимодействие с существующими местными движениями («За Каргина!») и политическими объединениями. В зависимости от ситуации привлекаются эксперты других профилей (урбанисты, биологи, гидрогеологи).

В ходе кампании использовались следующие методы: пикеты со сбором подписей и торжественное вручение собранных подписей, одиночные пикеты, петиция в интернете собравшая уже 55 тысяч подписей, направление обращений и запросов в органы власти, открытые письма, заявления, пресс-конференция, митинг, перформанс, размещение в сети видеороликов.

Советы  Ильи Новикова

  •  Продуманное название.

«Мы считаем, что название должно быть понятным и нейтральным (не содержать призыва, восклицательных знаков) и не политизированным (для удобства упоминания в СМИ). Выбрав название инициативной группы как «Комитет защиты Волжской поймы», мы постоянно использовали его в публикациях и официальной переписке и добились, что все СМИ упоминали его». Сергей Новиков

  • Подача активистами различных писем чиновникам может стать информационным поводом для многих журналистов.
  • В составе инициативной группы непременно должны быть журналисты. Это сильно помогает раскрутке темы в СМИ.
  • Кампании обязательно нужен дизайнер-верстальщик, работающий в графических редакторах. Без человека, постоянно готового помочь с дизайном макетов, работать трудно.
  • Желательно также иметь в команде человека, умеющего монтировать видео.

Кампания в защиту Стрелки

выступает на митапе «Как организовать и провести общественную кампанию». Фото Татьяны Паутовой.
Марина Игнатушко выступает на митапе «Как организовать и провести общественную кампанию». Фото Татьяны Паутовой.

На митапе выступила Марина Игнатушко, архитектурный критик и один из учредителей общественной организации «Открытая Стрелка».

Нижегородская Стрелка – общий символический ресурс города. В 2017 году «Открытая Стрелка» разрабатывает техническое задание для проектирования в этом месте общественного пространства с учетом мнений и потребностей горожан.

Осенью 2016 года Марине Игнатушко удалось оперативно развернуть общественную кампанию в защиту Стрелки, когда стало известно о планах правительства Нижегородской области снести уникальные конструкции XIX века и разбить на данной территории парк. Первоначально эта новость не привлекла большого внимания, так как уникальность Стрелки осознавали только специалисты.

Однако эксперты смогли объединиться и вывели тему на всероссийский уровень. Методы ведения кампании у архитекторов немного другие, чем у экологов. Например, кроме привычных круглых столов и петиций они проводят воркшопы, фотовыставки и инсталляции. Координация команды ведется через социальную сеть Facebook, где создана группа Стрелка.

Один из элементов кампании – фотопроект #моястрелка и родившаяся из него фотовыставка показали, как много внимания горожане уделяют этому месту.

Фото: Егор Водаха
Открытие фотовыставки #Моястрелка. Фото: Егор Водаха.

Участники митапа отметили, что вес и успех кампании зависит от той поддержки населения, которую удается получить. Важную роль играет то, как сформулированы тезисы и призывы кампании. Удалось ли донести до людей то, как лично их коснутся какие-либо негативные моменты, против которых направлена кампания? Как сделать так, чтобы перенести фокус внимания с личных проблем на общественные? Успех кампании измеряется ответом на эти вопросы.