Ольга Шаратута: «Сначала поймите задачи бизнеса, а потом предлагайте сотрудничество»

Ольга Шаратута рассказала про особенности взаимодействия бизнеса и НКО. Фото: Мария Борисёнок.
Оль­га Шара­ту­та рас­ска­за­ла про осо­бен­но­сти вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и НКО. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Как коман­дам соци­аль­ных про­ек­тов выстра­и­вать отно­ше­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми биз­нес ком­па­ний и дого­ва­ри­вать­ся о вза­и­мо­вы­год­ном сотруд­ни­че­стве?

Об этом рас­ска­за­ла осно­ва­тель­ни­ца и руко­во­ди­тель агент­ства соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го мар­ке­тин­га RedMe (груп­па ком­па­ний RCG) Оль­га Шара­ту­та на мита­пе Теп­ли­цы 21 мая 2019 года, кото­рый про­шел при под­держ­ке Impact Hub Moscow.

Ольга Шаратута. Фото: Мария Борисёнок.
Оль­га Шара­ту­та. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Агент­ство RedMe созда­но на осно­ве опы­та реклам­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ной груп­пы ком­па­ний RCG в обла­сти раз­ви­тия соци­аль­ной вовле­чен­но­сти биз­не­са, а так­же реа­ли­зо­ван­ных pro bono про­ек­тов для НКО. Цель агент­ства — позна­ко­мить неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции с ком­мер­че­ски­ми, объ­еди­нить экс­пер­ти­зу брен­дов и полу­чить выго­ды для каж­дой из сто­рон.

«Есть такой тренд: если про­из­во­ди­тель про­дук­ции реша­ет соци­аль­ную или эко­ло­ги­че­скую про­бле­му, при этом рас­ска­зы­ва­ет об этом потре­би­те­лю, то поку­па­тель охот­нее при­об­ре­та­ет такой про­дукт». Оль­га Шара­ту­та

Соглас­но иссле­до­ва­ниюNielson брен­ды, инфор­ми­ру­ю­щие потре­би­те­лей о соци­аль­ных при­о­ри­те­тах, в сред­нем пока­за­ли уве­ли­че­ние про­даж на 4,3% в денеж­ном выра­же­нии про­тив роста в 0,9% у тех, кто не упо­ми­нал о сво­ей соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти.

«Дан­ные пред­став­ля­ют собой выбор­ку за 2014 год про­до­воль­ствен­ных и непро­до­воль­ствен­ных това­ров по 1319 брен­дам в сред­нем в 13 стра­нах, сре­ди кото­рых и Рос­сия. Таким обра­зом биз­нес ожи­да­ет, что сотруд­ни­че­ство с НКО повли­я­ет на про­да­жи и пози­тив­но ска­жет­ся на отно­ше­нии потре­би­те­ля к брен­ду», — гово­рит Оль­га Шара­ту­та.

Есть раз­лич­ные при­чи­ны заин­те­ре­со­ван­но­сти биз­не­са в сотруд­ни­че­стве с НКО:

  • Помощь в реа­ли­за­ции мис­сии ком­па­нии и в укреп­ле­нии репу­та­ции ком­па­нии как соци­аль­но ответ­ствен­ной орга­ни­за­ции;
  • Уси­ле­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии брен­да;
  • Повы­ше­ние эффек­тив­но­сти вза­и­мо­дей­ствия со СМИ;
  • Повы­ше­ние лояль­но­сти и моти­ва­ции сотруд­ни­ков ком­па­нии;
  • Сти­му­ли­ро­ва­ние про­даж, вывод на рынок ново­го това­ра и при­вле­че­ние к нему вни­ма­ния.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Преж­де чем выхо­дить к биз­не­су с пред­ло­же­ни­ем о сотруд­ни­че­стве, НКО нуж­но тща­тель­но под­го­то­вить­ся.

Оль­га Шара­ту­та при­ве­ла спи­сок вопро­сов, отве­ты на кото­рые помо­гут под­го­то­вить­ся ко встре­че с биз­не­сом и с пер­вой же встре­чи повы­сить эффек­тив­ность пере­го­во­ров для обе­их сто­рон.

Какие задачи хочет решить потенциальный партнер с помощью социальной вовлеченности бизнеса?

Есть ли каче­ствен­ные и коли­че­ствен­ные пока­за­те­ли? Биз­нес выде­ля­ет несколь­ко сфер, где может быть нала­же­но сотруд­ни­че­ство с НКО, – это HR, PR, КСО, мар­ке­тинг, устой­чи­вое раз­ви­тие. Поин­те­ре­суй­тесь, кто в ком­па­нии рас­смат­ри­ва­ет пред­ло­же­ния по соци­аль­ным про­ек­там и какие зада­чи вы може­те помочь решить биз­не­су.

Еще по теме: Точ­но в цель: как най­ти сто­рон­ни­ков с помо­щью тар­ге­тин­га

Нуж­но быть гото­вым к тому, что в слу­чае реше­ния мар­ке­тин­го­вых задач обсуж­де­ние сотруд­ни­че­ства с НКО может рас­тя­нуть­ся на мно­гие меся­цы. Согла­со­ва­ния тре­бу­ют со сто­ро­ны биз­не­са соблю­де­ния кор­по­ра­тив­ной про­це­ду­ры.

Был ли у бизнеса опыт взаимодействия с НКО?

Разо­вый про­ект, дол­го­сроч­ное сотруд­ни­че­ство? Какой отдел отве­чал за вза­и­мо­дей­ствие? Какие зада­чи ста­ви­лись? Были ли они достиг­ну­ты?

Что ожидает бизнес получить от сотрудничества с НКО в случае маркетинговых задач?

Повы­ше­ние лояль­но­сти потре­би­те­ля? Уве­ли­че­ние про­даж? Про­дви­же­ние ими­джа? Како­ва конеч­ная цель соци­аль­но-мар­ке­тин­го­вой акции в целом? Если через сотруд­ни­че­ство с НКО биз­нес ожи­да­ет решить мар­ке­тин­го­вую зада­чу, то луч­ше обра­тить­ся в агент­ство.

«Ни одна НКО не спо­соб­на ока­зать ком­плекс мар­ке­тин­го­вых услуг под KPI биз­не­са, если у неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции нет соот­вет­ству­ю­щей экс­пер­ти­зы и сво­ей коман­ды, спо­соб­ной высту­пить пол­но­цен­ным парт­не­ром на обо­зна­чен­ный объ­ем услуг. Когда нас при­вле­ка­ют к сотруд­ни­че­ству, мы при­дер­жи­ва­ем­ся пра­ви­ла: KPI долж­ны отра­жать как цели биз­не­са, так и цели НКО. Важ­но, что­бы сотруд­ни­че­ство было выгод­но обе­им сто­ро­нам». Оль­га Шара­ту­та

Меха­ни­ка, при кото­рой с про­да­жи одной еди­ни­цы това­ра фонд полу­ча­ет отчис­ле­ние, толь­ко на пер­вый взгляд кажет­ся про­стой. Сто­ит учи­ты­вать, что со сто­ро­ны биз­не­са пери­од согла­со­ва­ний до окон­ча­тель­но­го реше­ния может потре­бо­вать не менее года. В свою оче­редь НКО обя­за­тель­но долж­на иметь зара­нее заре­ги­стри­ро­ван­ный товар­ный знак, напри­мер, для раз­ме­ще­ния лого­ти­па на упа­ков­ке про­дук­ции.

Если биз­нес реша­ет мар­ке­тин­го­вые задач, то он заин­те­ре­со­ван в ее широ­ком осве­ще­нии. Когда НКО под­дер­жи­ва­ют медий­ные лица, то для ком­мер­че­ских орга­ни­за­ций это слу­жит гаран­ти­ей, что акция при­вле­чет вни­ма­ние. Если со сто­ро­ны НКО есть какие-то огра­ни­че­ния по вовле­че­нию пуб­лич­ных лич­но­стей в сов­мест­ный про­ект с биз­не­сом, то луч­ше о них ска­зать на ран­них ста­ди­ях пере­го­во­ров. Зача­стую ком­па­нии сами гото­вы под­клю­чать медий­ных лиц под­дер­жать про­ект.

Ольга Шаратута и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Оль­га Шара­ту­та и участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

В каком размере бизнес готов выделить бюджет на совместную с НКО программу и когда?

Пред­ла­гай­те реа­ли­за­цию сво­е­го про­ек­та через пол­го­да или на сле­ду­ю­щий год. Так вы уве­ли­чи­те веро­ят­ность согла­сия на сотруд­ни­че­ство и пока­же­те, что пони­ма­е­те, как про­ис­хо­дит пла­ни­ро­ва­ние бюд­же­та со сто­ро­ны биз­не­са.

«Быва­ет и дру­гая край­ность, когда биз­не­су нуж­но запу­стить про­ект с НКО «уже вче­ра». В таких слу­ча­ях дета­ли пред­ло­же­ния чаще все­го запра­ши­ва­ют в самое неудоб­ное вре­мя. Выиг­ры­ва­ют те НКО, у кото­рых есть зара­нее под­го­тов­лен­ные и оциф­ро­ван­ные пред­ло­же­ния для сотруд­ни­че­ства с биз­не­сом». Оль­га Шара­ту­та

Есть ли у бренда ограничения по тематикам и территориям?

Есть ли огра­ни­че­ния по под­держ­ке тем? Тема­ти­ка орга­ни­за­ции долж­на быть реле­вант­на тому биз­не­су, к кото­ро­му обра­ща­ет­ся фонд. Обра­ти­те вни­ма­ние, что сей­час мно­гие ком­па­нии при раз­ра­бот­ке про­грам­ме кор­по­ра­тив­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти ори­ен­ти­ру­ют­ся на Цели устой­чи­во­го раз­ви­тия ООН.

Стратегически ли выходит бизнес на социальную территорию?

Или настро­ен на эксперимент/разовую акцию? Если биз­нес запус­ка­ет разо­вую акцию, то чаще все­гоэто экс­пе­ри­мент, что­бы посмот­реть на реак­цию ауди­то­рии и мас­шта­би­ро­вать про­ект в слу­чае успе­ха. Если вы дого­ва­ри­ва­е­тесь на дол­го­сроч­ную акцию, то долж­ны быть уве­ре­ны, что у фон­да есть на это ресур­сы.

Какие сроки проекта и даты запуска?

Мож­но ли их пере­не­сти? Биз­нес не может опе­ра­тив­но при­ни­мать реше­ние, и на согла­со­ва­ние необ­хо­ди­мо мно­го вре­ме­ни. Если биз­нес одоб­рил акцию, а вы пони­ма­е­те, что у вас по сро­кам не полу­ча­ет­ся ее про­ве­сти, то пред­ла­гай­те дру­гую дату. Будь­те рав­ны­ми парт­не­ра­ми и озву­чи­вай­те, если усло­вия не под­хо­дят.

Как предполагается оформить сотрудничество юридически?

Это дого­вор пожерт­во­ва­ния, дого­вор ока­за­ния услуг или лицен­зи­он­ный дого­вор? Узнай­те зара­нее, как вы буде­те оформ­лять доку­мен­ты преж­де, чем под­твер­ди­те дату запус­ка про­ек­та. Важ­но быть уве­рен­ным, что ваша НКО гото­ва юри­ди­че­ски к сотруд­ни­че­ству с биз­не­сом.

Как бренд собирается рассказывать об акции?

Будет ли мар­ке­тин­го­вое сопро­вож­де­ние? Выде­лен ли отдель­ный бюд­жет?

Ком­па­нии могут выде­лить бюд­жет на про­грам­му и на ее про­дви­же­ние, а может взять послед­нее на себя или вовсе отка­зать­ся от про­дви­же­ния.

Какая отчетность, помимо расходования средств, необходима бизнесу?

Отчет­ность реже все­го про­го­ва­ри­ва­ет­ся, одна­ко ожи­да­ния по отчет­но­сти есть у каж­дой из сто­рон. Биз­нес может ожи­дать фото­ре­пор­таж на каж­дом отчет­ном эта­пе про­ек­та, а для НКО поиск фото­гра­фа – это допол­ни­тель­ная про­бле­ма. Преж­де чем под­пи­сы­вать дого­вор, обсу­ди­те и юри­ди­че­ски закре­пи­те согла­со­ван­ную фор­му отчет­но­сти.

Скачайте презентацию Ольги Шаратута в формате PDF.

Об агентстве RedMe

С 2018 года рабо­та­ет само­сто­я­тель­но в соста­ве груп­пы ком­па­ний, став пер­вым на рос­сий­ском рын­ке мар­ке­тин­го­вых услуг агент­ством, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щим­ся на соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ном мар­ке­тин­ге как биз­нес-услу­ге.

Кли­ен­ты RedMe – ком­мер­че­ские орга­ни­за­ции, сре­ди кото­рых PepsiCo, Ferrero, Unilever, QIWI, Kimberly-Clark, так и неком­мер­че­ские, такие как «Cо-еди­не­ние», «Стар­шие Бра­тья Стар­шие Сест­ры», «Ста­рость в радость»,«Рус­фонд», «Обна­жен­ные серд­ца», «Пра­во на чудо», «Дети-бабоч­ки» и дру­гие.

Агент­ство – участ­ник про­грам­мы «Пасе­ка» Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий. Это сооб­ще­ство веб-сту­дий, агентств, IT-ком­па­ний и неза­ви­си­мых про­фес­си­о­на­лов, заин­те­ре­со­ван­ных в рабо­те с неком­мер­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми и соци­аль­ны­ми про­ек­та­ми.