Митап «Краудсорсинг проектов. Советы по построению команды»: материалы встречи, презентации спикеров

Светлана Борисова. Фото: Мария Борисёнок
Состо­ял­ся митап «Кра­уд­сор­синг про­ек­тов. Сове­ты по постро­е­нию коман­ды» со Свет­ла­ной Бори­со­вой, руко­во­ди­те­лем про­ек­та «ФОМ-Рунет» фон­да «Обще­ствен­ное мне­ние». Какие клю­че­вые пози­ции есть в каж­дом кра­уд­сор­син­го­вом про­ек­те? Как рабо­тать с целе­вой ауди­то­ри­ей? Как пра­виль­но завер­шать про­ект и что делать с обра­зо­ван­ным сооб­ще­ством после про­ек­та? На эти вопро­сы мы иска­ли отве­ты на нашей встре­че.

«Кра­уд­сор­синг – это тех­но­ло­гия реше­ния кон­крет­ных задач, осно­ван­ная на прин­ци­пе деле­ги­ро­ва­ния функ­ций, кото­рая поз­во­ля­ет моби­ли­зо­вать ресур­сы огра­ни­чен­ной груп­пы моти­ви­ро­ван­ных инди­ви­дов с помо­щью инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ных тех­но­ло­гий».

Об инстру­мен­тах кра­уд­сор­син­га и наи­бо­лее инте­рес­ных запад­ных и рос­сий­ских про­ек­тах вы може­те про­чи­тать в мате­ри­а­лах встре­чи со Ста­сом Мои­се­е­вым.

4 этапа для создания краудсорсингового проекта

1. Определение концепции и стратегии проекта.

Стра­тег про­ек­та раз­ра­ба­ты­ва­ет клю­че­вой посыл про­ек­та, кото­рый мож­но пред­ла­гать заказ­чи­ку. После опи­са­ния кон­цеп­ции рас­счи­ты­ва­ет­ся бюд­жет про­ек­та: на что необ­хо­ди­мо най­ти день­ги и что мож­но сде­лать само­му. От поста­нов­ки цели и задач зави­сит выбор целе­вой ауди­то­рии, выбор кана­лов ком­му­ни­ка­ции и средств рекла­мы про­ек­та.

2. Подготовка проекта

На этом эта­пе вы раз­ра­ба­ты­ва­е­те интер­нет-пло­щад­ку про­ек­та, выби­ра­е­те назва­ние, при­ду­мы­ва­е­те бренд и фир­мен­ный стиль, пише­те ком­му­ни­ка­ци­он­ную стра­те­гию, а так­же созда­е­те PR-мате­ри­а­лы для запус­ка про­ек­та и во вре­мя его рабо­ты. В кон­це эта­па дол­жен быть состав­лен ком­му­ни­ка­ци­он­ный план, сме­та про­ек­та и выде­ле­ны пока­за­те­ли эффек­тив­но­сти.

О том, как постро­ить соци­аль­ную реклам­ную кам­па­нию, вы може­те узнать из мита­па с Вла­ди­ми­ром Вай­не­ром.

3. Реализация проекта

Клю­че­вые люди на этом эта­пе: мене­джер про­ек­та, моде­ра­то­ры, PR-служ­ба – те чле­ны коман­ды, кто выстра­и­ва­ет ком­му­ни­ка­цию с участ­ни­ка­ми.

Совет от Свет­ла­ны Бори­со­вой: Задей­ствуй­те ресур­сы мест­ной ауди­то­рии, ищи­те лиде­ров мне­ний и при­гла­шай­те их в про­ект, зови­те быв­ших участ­ни­ков кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов в новые.

Во вре­мя реа­ли­за­ции про­ек­та сто­ит посто­ян­но про­во­дить мони­то­ринг бюд­же­та, и если на сере­дине про­ек­та день­ги закан­чи­ва­ют­ся, а сооб­ще­ство рас­тет, то луч­ше забла­го­вре­мен­но занять­ся при­вле­че­ни­ем средств.

4. Награждение и завершение проекта

На этом эта­пе вы под­во­ди­те ито­ги, выби­ра­е­те побе­ди­те­ля и выпол­ня­е­те изна­чаль­ные усло­вия, обе­ща­ния про­ек­та.

Каче­ство про­ек­та опре­де­ля­ет­ся тем, насколь­ко эффек­тив­но каж­дый член коман­ды выпол­ня­ет свои зада­чи и в целом пони­ма­ет свою роль в про­ек­те.

Критерии качества проекта. Слайд с презентации Светланы Борисовой
Кри­те­рии каче­ства про­ек­та. Слайд с пре­зен­та­ции Свет­ла­ны Бори­со­вой

Собираем команду мечты

Кра­уд­ФОМ пред­ла­га­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на 9 пози­ций при набо­ре коман­ды меч­ты.

Набор позиций для "команды мечты". Слайд с презентации Светланы Борисовой
Набор пози­ций для «коман­ды меч­ты». Слайд с пре­зен­та­ции Свет­ла­ны Бори­со­вой

При созда­нии коман­ды мы оттал­ки­ва­ем­ся от постав­лен­ных задач про­ек­та. Неко­то­рые роли будут задей­ство­ва­ны в каж­дом про­ек­те, неко­то­рые пози­ции будут созда­вать­ся спе­ци­аль­но под про­ект.

Обя­за­тель­ны­ми пози­ци­я­ми для любо­го про­ек­та будут: мене­джер про­ек­та, PR-служ­ба, копи­рай­тер и SММ-мене­джер.

SММ-мене­джер – чело­век, про­да­ю­щий ваш про­дукт, и его глав­ное уме­ние, что он уме­ет заря­жать иде­ей про­ек­та всех окру­жа­ю­щих.

Совет по моде­ра­ции про­ек­та от Свет­ла­ны Бори­со­вой: если пло­щад­ка при­вле­ка­ет око­ло 5000 чело­век, то актив­но рабо­та­ют в луч­шем слу­чае 1000 чело­век, сле­до­ва­тель­но, с зада­ча­ми моде­ра­ции спра­вят­ся 3 чело­ве­ка. Но чем слож­нее меха­низм отбо­ра идей, ком­мен­та­ри­ев, тем слож­нее ее моде­ри­ро­вать, поэто­му на про­ек­ты со слож­ной меха­ни­кой тре­бу­ет­ся боль­ше моде­ра­то­ров.

Участники встречи. Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­ки встре­чи. Фото: Мария Бори­сё­нок

Наи­бо­лее слож­ная часть при запус­ке про­ек­та заклю­ча­ет­ся в поис­ке сво­ей целе­вой ауди­то­рии. В основ­ном кра­уд­сор­син­го­вые про­ек­ты рабо­та­ют с онлайн-ауди­то­ри­ей. В Интер­не­те вы може­те най­ти соци­аль­ные порт­ре­ты для каж­дой соци­аль­ной сети и понять, как вам луч­ше рабо­тать. Подроб­нее об ана­ли­зе ауди­то­рии читай­те в мате­ри­а­ле с Юли­ей Дени­со­вой.

Если вы реши­ли само­сто­я­тель­но иссле­до­вать соци­аль­ные сети и най­ти сво­их людей там, то Кра­уд­ФОМ пред­ла­га­ет вам свою типо­ло­гию «Кто есть кто в соци­аль­ных сетях?». Итак, в соци­аль­ных сетях вы може­те встре­тить:

  • созда­те­лей кон­тен­та – груп­па людей, кото­рые сами созда­ют инфор­ма­ци­он­ные пово­ды, дис­кус­сии и вовле­ка­ют осталь­ных участ­ни­ков в обсуж­де­ние;
  • кри­ти­ков, т.е. тех поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей, кто боль­ше все­го любит ком­мен­ти­ро­вать ново­сти и посты дру­зей;
  • кол­лек­то­ров, зани­ма­ю­щих­ся сбо­ром инте­рес­ной инфор­ма­ции и актив­ным рас­про­стра­не­ни­ем ее через круг сво­их дру­зей;
  • ути­ли­та­ри­стов, исполь­зу­ю­щих соци­аль­ные сети для про­смот­ра видео, про­слу­ши­ва­ния музы­ки и не веду­щих актив­ную онлайн-жизнь.
Фото: Мария Борисёнок
При таком раз­но­об­ра­зии людей, нам важ­но понять, что же побуж­да­ет чело­ве­ка стать частью про­ек­та и поче­му своё сво­бод­ное вре­мя он захо­чет посвя­щать ваше­му про­ек­ту? Фото: Мария Бори­сё­нок

Сти­му­лом уча­стия может стать инте­рес­ная идея про­ек­та, его соци­аль­ная зна­чи­мость, а так­же при­зы по завер­ше­нию про­ек­та.

Кра­уд­ФОМ при­ме­ня­ет свою систе­му рей­тин­га участ­ни­ков, кото­рая поз­во­ля­ет сооб­ще­ству рас­ти, а ста­рым участ­ни­ком исполь­зо­вать свои ком­пе­тен­ции в новых про­ек­тах и само­раз­ви­вать­ся. В кон­це каж­до­го про­ек­та Кра­уд­ФОМ при­сва­и­ва­ет побе­ди­те­лям зва­ние «экс­пер­та» и уточ­ня­ет область ком­пе­тен­ций, напри­мер, «экс­перт в обра­зо­ва­нии». После чего ваш рей­тинг накап­ли­ва­ет­ся, и создан­ная репу­та­ция помо­га­ет участ­во­вать в дру­гих про­ек­тах.

Сего­дня Кра­уд­ФОМ зани­ма­ет уни­каль­ную нишу в рос­сий­ском кра­уд­сор­син­ге. Пло­щад­ка Crowdspace ста­ла еди­ным пор­та­лом, кото­рый акку­му­ли­ру­ет несколь­ко кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов, и здесь вы може­те запу­стить свой про­ект с тех­ни­че­ской под­держ­кой со сто­ро­ны Кра­уд­ФОМ или при­со­еди­нить­ся к теку­щим про­ек­там.

Подробнее о возможностях площадки смотрите в нашем интервью со Светланой Борисовой.

Презентация Светланы Борисовой (контакты в конце презентации).