Материалы митапа по определению целевой аудитории для НКО

spruce-image (4)
Что такое целе­вая ауди­то­рия? Как ее опре­де­лить? Чем и как инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии могут помочь в рабо­те с ней? Отве­ты на эти вопро­сы про­зву­ча­ли 20 мар­та на мита­пе Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Сама­ре.

На мита­пе высту­пи­ли про­фес­си­о­наль­ные мар­ке­то­ло­ги: Сер­гей Кры­лов (сер­вис CLEVER) и Вла­ди­слав Широ­ков (Friend Coffee).

Вла­ди­слав Широ­ков в сво­ем докла­де рас­смот­рел основ­ные спо­со­бы опре­де­ле­ния целе­вой ауди­то­рии НКО, акцен­ти­руя вни­ма­ние на объ­ект­ной и субъ­ект­ной ауди­то­рии.

Cубъ­ект­ная ауди­то­рия — это люди, на кото­рых непо­сред­ствен­но направ­ле­на дея­тель­ность НКО, к при­ме­ру, вете­ра­ны или люди с инва­лид­но­стью. Объ­ект­ная ауди­то­рия — это люди, через кого дея­тель­ность реа­ли­зу­ет­ся. Школь­ни­ки, кото­рые помо­га­ют вете­ра­нам, или пред­при­ни­ма­те­ли, дела­ю­щие бла­го­тво­ри­тель­ные взно­сы в фонд.

Опре­де­ли­те, кто имен­но явля­ет­ся ауди­то­ри­ей НКО по двум этим прин­ци­пам, а после уже рабо­тай­те с каж­дой отдель­но. Созда­вай­те раз­ные тек­сты инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний, раз­ный дизайн мате­ри­а­лов, про­ду­мы­вай­те раз­ную направ­лен­ность про­во­ди­мой инфор­ма­ци­он­ной кам­па­нии.

У НКО есть пре­иму­ще­ство перед ком­мер­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми — их инфор­ма­ция обыч­но явля­ет­ся хоро­шим новост­ным пово­дом, а не про­сто рекла­мой. По опы­ту Вла­ди­сла­ва, при­мер­но 30% источ­ни­ков гото­вы взять такую инфор­ма­цию в рабо­ту. И если в горо­де три мест­ных теле­ка­на­ла, то один ско­рее все­го согла­сит­ся сде­лать сюжет о меро­при­я­тии или дея­тель­но­сти обра­тив­шей­ся орга­ни­за­ции. Так же с радио и газе­та­ми.

Отдель­но обсуж­дал­ся «вирус­ный» мар­ке­тинг. В этой фор­ме рабо­ты самое важ­ное — вовле­чен­ность участ­ни­ков, рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции внут­ри ауди­то­рии ее же сила­ми. Хоро­шим при­ме­ром может слу­жить нали­чие отли­чи­тель­но­го при­зна­ка (знач­ка, гра­мо­ты, брас­ле­ти­ка), кото­рый выда­ет­ся участ­ни­ку, допу­стим, бла­го­тво­ри­тель­ной про­грам­мы. Чело­век пока­жет его сво­им дру­зьям, кол­ле­гам, род­ствен­ни­кам, тем самым рас­про­стра­няя инфор­ма­цию об НКО.

Вопро­сы рабо­ты с целе­вой ауди­то­ри­ей в Интер­не­те пред­став­лял Сер­гей Кры­лов.

  • Рабо­тать с соци­аль­ны­ми сетя­ми

Каж­дая груп­па в соци­аль­ной сети, каж­дая стра­ни­ца это по сути мини (или даже не мини) СМИ. Мож­но нахо­дить груп­пы, кото­рые направ­ле­ны на ту же тема­ти­ку, что и дея­тель­ность НКО, обме­ни­вать­ся поста­ми. При­вле­кать участ­ни­ков похо­жих групп, рас­сы­лая им при­гла­ше­ния. Если чело­век вовле­чен в про­цесс, он, вполне воз­мож­но, будет участ­ни­ком схо­жих по тема­ти­ке групп. И тоже ста­нет рас­про­стра­нять инфор­ма­цию о дея­тель­но­сти НКО в виде репо­стов.

  • Вести лич­ный блог

Он может быть посвя­щен как пред­ста­ви­те­лю НКО, так и кому-то из объ­ект­ной ауди­то­рии. Соб­ствен­ный при­мер все­гда зара­зи­те­лен и если быв­ший нар­ко­ман рас­ска­зы­ва­ет, как ему уда­лось изба­вить­ся от зави­си­мо­сти, как его жизнь изме­ни­лась и меня­ет­ся сей­час — это явно пока­зы­ва­ет, что дея­тель­ность НКО при­но­сит свои пло­ды, а зна­чит при­вле­ка­ет вни­ма­ние.

  • Не упус­кать дру­гие источ­ни­ки ауди­то­рии

Напри­мер, круп­ные новост­ные пор­та­лы. Фор­мат рабо­ты с ними похож на рабо­ту с газе­та­ми, одна­ко Интер­нет хорош тем, что в нем доста­точ­но про­сто делить­ся полу­чен­ной инфор­ма­ци­ей с дру­зья­ми, а это зна­чит, что она полу­ча­ет гораз­до боль­шее, по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми источ­ни­ка­ми, рас­про­стра­не­ние.

Отдель­ный блок был посвя­щен орга­ни­за­ции e-mail рас­сы­лок. Экс­перт IT-ком­па­нии BoomeranGo про­вел для участ­ни­ков пре­зен­та­цию на дан­ную тему.

Митап объ­еди­нил экс­пер­тов и пред­ста­ви­те­лей соци­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ных орга­ни­за­ций, таких как «Инклю­зив­ный клуб доб­ро­воль­цев», Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Нар­ко­нет», Самар­ская реги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция инва­ли­дов-боль­ных рас­се­ян­ным скле­ро­зом, Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Пер­спек­ти­ва», «Рос­сий­ский союз вете­ра­нов».

Серию меро­при­я­тий «IT-спе­ци­а­ли­сты в помощь пред­ста­ви­те­лям НКО» в Сама­ре орга­ни­зо­ва­ли Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий, ком­па­ния «BoomeranGО», АСИ и РБФ «Самар­ская губер­ния».

С инфор­ма­ци­ей о новых мита­пах мож­но озна­ко­мить­ся в груп­пе ВК.

Автор: Миха­ил Бой­цов