Практический аудит сайта некоммерческой организации. Материалы семинара

Общие принципы для сайтов НКО
Общие принципы для сайтов НКО
28 марта в петербургском Центре РНО при поддержке Теплицы социальных технологий прошел семинар «Практический аудит сайта некоммерческой организации». Семинар провела Анна Ладошкина, автор цикла статей «Эффективный сайт НКО» и «Интерактивной системы аудита сайта НКО». В ходе семинара обсуждались подходы к проектированию, редизайну и оптимизации сайтов некоммерческих организаций.

Когда организация создает сайт впервые, ею часто движет стремление сделать его привлекательным, то есть, чтобы он хорошо выглядел. И довольное часто это удается – с помощью дизайнера или даже без их участия, на сайте присутствуют необходимые элементы, традиционно ассоциируемые с «дизайном». В частности, сайты многих уважаемых и авторитетных организаций можно упрекнуть в чем угодно, но только не в отсутствии «дизайна».

Сайт CAF Россия
Сайт CAF Россия
Сайт фонда DownsideUP d
Сайт фонда DownsideUP

Но удобно ли взаимодействовать с этими сайтами, когда перед нами стоит конкретная задача поиска информации или ответа на вопрос? Удобно ли следить за периодическими материалами или собирать информацию о деятельности организации? Ответ на эти вопросы не так уж очевиден.

После запуска жизнь не стоит на месте и ставит перед организацией новые задачи, требующие в том числе и своего места на сайте:

  • планируется провести благотворительное мероприятие, но на сайте нет формы регистрации и добавить ее туда без программиста невозможно;
  • в организацию регулярно обращаются с одними и теми же вопросами, информация по ним есть на сайте, но люди все равно обращаются снова;
  • нужно разместить баннер новогодней ярмарки, в которой организация принимает участие, но такой возможности не предусмотрено;
  • организация запускает новый проект, но так как он «не подходит» ни к одному из имеющихся разделов, для него создается новый.

В результате сайты организаций начинают обрастать навигационными опциями и баннерами, а посетители все больше запутываются.

Проблемы в информационном устройстве сайтов
Проблемы в информационном устройстве сайтов

И даже сайты уважаемых и авторитетных организаций не минует проблема запутанности накопившихся за время существования сайта материалов.

Объем информации, накопившейся только по одному проекту на сайте фонда М.Прохорова
Объем информации, накопившейся только по одному проекту на сайте фонда М.Прохорова

Когда количество подобных проблем на сайте достигает некоторой критической массы, встает вопрос о редизайне и перепроектировании. Однако как понять, что именно нужно переделать, что именно было сделано неправильно и как это можно исправить? Единого для всех сайтов средства от всех проблем не существует, но можно выделить общий подход, который может и должен быть использован при проектировании сайтов некоммерческих организаций исходя из следующих основных положений.

  • существуют общие относительно устойчивые когнитивные стереотипы поведения людей при восприятии информации (в том числе и в сети)
  • сайты некоммерческих организаций по большому счету решают одну и ту же универсальную задачу — вызывать доверие через информирование.
Общие принципы для сайтов НКО
Общие принципы для сайтов НКО

Отсюда следует возможность выявить устойчивые принципы и практики, пригодные для использования на большинстве сайтов. В прошлом году мы в Теплице социальных технологий начали разрабатывать методику, которая должна помочь некоммерческим организациям во-первых, познакомиться с такими универсальными принципами и практиками, а во-вторых — протестировать собственный сайт на предмет соответствия этим правилам.

В рамках этой методики уже функционирует — audit.te-st.ru — первый тест, посвященный структуре и информационному устройству сайта некоммерческой организации. Именно структура и информационное устройство сайта составляет его основу, и если в этой области есть проблемы — они требуют внимания при перестройке в первую очередь.

Интерактивная система аудита сайта НКО
Интерактивная система аудита сайта НКО

Тест представляет собой серию вопросов с вариантами ответов. Вопросы оценивают какой-то конкретный аспект работы сайта, а небольшие комментарии поясняют его суть и роль в работе сайта. По каждому из вопросов также предлагается подборка тематических ссылок, содержащих справочную информацию и практические рекомендации.

Пример вопроса интерактивного теста
Пример вопроса интерактивного теста

Вопросы представляют собой увязанную систему симптомов — которые в конечном счете позволяют оценить, насколько систематично организация подошла к работе над структурой и навигацией своего сайта. По результатам теста сайт может быть отнесен к одной из категорий:

У вашего сайта нет надежного фундамента — это означает, что в его структуре и навигационном механизме, организации информации присутствуют существенные дефекты, которые не позволяют посетителям успешно взаимодействовать с ним. В этом случае сайту скорее всего требуется полная перепланировка. С чего начать?

  1. Определить потребности целевой аудитории и задачи сайта;
  2. Выстроить структуру информации с учетом п.1;
  3. Распределить информацию по новым разделам и заполнить возникшие пробелы.

Ваш сайт держится на крепком фундаменте — однако в структуре информации и навигационном механизме присутствуют некоторые дефекты, которые необходимо устранить для повышения эффективности взаимодействия посетителей с ним. В этом случае структура сайта, как правило, спроектирована достаточно хорошо, поэтому следует обратить внимание на внутреннее устройство страниц. С чего начать?

  1. Выстроить систему представления материалов внутри страниц, обращая внимание на
    • систему подзаголовков
    • организацию повторяющихся элементов (новости)
    • использование семантических элементов (цитаты, дата и время, авторы материалов и т.п.)
  2. Унифицировать механизмы перемещения внутри раздела и между разделами
  3. Создать механизмы контекстной навигации

Ваш сайт хорошо спроектирован с учетом современных подходов к организации информации и построению навигационного механизма — в данном случае речь идет об оптимизации и поиске более эффективных решений, идентификации возможных локальных проблем и их устранении. С чего начать?

  1. Выявить проблемные зоны с помощью веб-аналитики
  2. Тестировать и оптимизировать ключевые страницы
  3. Создавать механизмы для контекстного предложения и рекламы собственных материалов

После завершения теста можно отправить себе на email его результаты вместе с комментариями.

Пример итоговой страницы теста интерактивного теста
Пример итоговой страницы теста интерактивного теста

Вы получите ссылку на итоговую страницу, которая представляет собой своеобразную справочную мини-систему, освещающую все затронутые в тесте темы.

Презентация семинара

Пройти тест и узнать, как улучшить свой сайт