Практический аудит сайта некоммерческой организации. Материалы семинара

Общие принципы для сайтов НКО
28 мар­та в петер­бург­ском Цен­тре РНО при под­держ­ке Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­шел семи­нар «Прак­ти­че­ский аудит сай­та неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции». Семи­нар про­ве­ла Анна Ладо­шки­на, автор цик­ла ста­тей «Эффек­тив­ный сайт НКО» и «Интер­ак­тив­ной систе­мы ауди­та сай­та НКО». В ходе семи­на­ра обсуж­да­лись под­хо­ды к про­ек­ти­ро­ва­нию, реди­зай­ну и опти­ми­за­ции сай­тов неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

Когда орга­ни­за­ция созда­ет сайт впер­вые, ею часто дви­жет стрем­ле­ние сде­лать его при­вле­ка­тель­ным, то есть, что­бы он хоро­шо выгля­дел. И доволь­ное часто это уда­ет­ся – с помо­щью дизай­не­ра или даже без их уча­стия, на сай­те при­сут­ству­ют необ­хо­ди­мые эле­мен­ты, тра­ди­ци­он­но ассо­ци­и­ру­е­мые с «дизай­ном». В част­но­сти, сай­ты мно­гих ува­жа­е­мых и авто­ри­тет­ных орга­ни­за­ций мож­но упрек­нуть в чем угод­но, но толь­ко не в отсут­ствии «дизай­на».

Сайт CAF Россия
Сайт CAF Рос­сия
Сайт фонда DownsideUP d
Сайт фон­да DownsideUP

Но удоб­но ли вза­и­мо­дей­ство­вать с эти­ми сай­та­ми, когда перед нами сто­ит кон­крет­ная зада­ча поис­ка инфор­ма­ции или отве­та на вопрос? Удоб­но ли сле­дить за пери­о­ди­че­ски­ми мате­ри­а­ла­ми или соби­рать инфор­ма­цию о дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции? Ответ на эти вопро­сы не так уж оче­ви­ден.

После запус­ка жизнь не сто­ит на месте и ста­вит перед орга­ни­за­ци­ей новые зада­чи, тре­бу­ю­щие в том чис­ле и сво­е­го места на сай­те:

  • пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти бла­го­тво­ри­тель­ное меро­при­я­тие, но на сай­те нет фор­мы реги­стра­ции и доба­вить ее туда без про­грам­ми­ста невоз­мож­но;
  • в орга­ни­за­цию регу­ляр­но обра­ща­ют­ся с одни­ми и теми же вопро­са­ми, инфор­ма­ция по ним есть на сай­те, но люди все рав­но обра­ща­ют­ся сно­ва;
  • нуж­но раз­ме­стить бан­нер ново­год­ней ярмар­ки, в кото­рой орга­ни­за­ция при­ни­ма­ет уча­стие, но такой воз­мож­но­сти не преду­смот­ре­но;
  • орга­ни­за­ция запус­ка­ет новый про­ект, но так как он «не под­хо­дит» ни к одно­му из име­ю­щих­ся раз­де­лов, для него созда­ет­ся новый.

В резуль­та­те сай­ты орга­ни­за­ций начи­на­ют обрас­тать нави­га­ци­он­ны­ми опци­я­ми и бан­не­ра­ми, а посе­ти­те­ли все боль­ше запу­ты­ва­ют­ся.

Проблемы в информационном устройстве сайтов
Про­бле­мы в инфор­ма­ци­он­ном устрой­стве сай­тов

И даже сай­ты ува­жа­е­мых и авто­ри­тет­ных орга­ни­за­ций не мину­ет про­бле­ма запу­тан­но­сти нако­пив­ших­ся за вре­мя суще­ство­ва­ния сай­та мате­ри­а­лов.

Объем информации, накопившейся только по одному проекту на сайте фонда М.Прохорова
Объ­ем инфор­ма­ции, нако­пив­шей­ся толь­ко по одно­му про­ек­ту на сай­те фон­да М.Прохорова

Когда коли­че­ство подоб­ных про­блем на сай­те дости­га­ет неко­то­рой кри­ти­че­ской мас­сы, вста­ет вопрос о реди­зайне и пере­про­ек­ти­ро­ва­нии. Одна­ко как понять, что имен­но нуж­но пере­де­лать, что имен­но было сде­ла­но непра­виль­но и как это мож­но испра­вить? Еди­но­го для всех сай­тов сред­ства от всех про­блем не суще­ству­ет, но мож­но выде­лить общий под­ход, кото­рый может и дол­жен быть исполь­зо­ван при про­ек­ти­ро­ва­нии сай­тов неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций исхо­дя из сле­ду­ю­щих основ­ных поло­же­ний.

  • суще­ству­ют общие отно­си­тель­но устой­чи­вые когни­тив­ные сте­рео­ти­пы пове­де­ния людей при вос­при­я­тии инфор­ма­ции (в том чис­ле и в сети)
  • сай­ты неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций по боль­шо­му сче­ту реша­ют одну и ту же уни­вер­саль­ную зада­чу – вызы­вать дове­рие через инфор­ми­ро­ва­ние.
Общие принципы для сайтов НКО
Общие прин­ци­пы для сай­тов НКО

Отсю­да сле­ду­ет воз­мож­ность выявить устой­чи­вые прин­ци­пы и прак­ти­ки, при­год­ные для исполь­зо­ва­ния на боль­шин­стве сай­тов. В про­шлом году мы в Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий нача­ли раз­ра­ба­ты­вать мето­ди­ку, кото­рая долж­на помочь неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям во-пер­вых, позна­ко­мить­ся с таки­ми уни­вер­саль­ны­ми прин­ци­па­ми и прак­ти­ка­ми, а во-вто­рых – про­те­сти­ро­вать соб­ствен­ный сайт на пред­мет соот­вет­ствия этим пра­ви­лам.

В рам­ках этой мето­ди­ки уже функ­ци­о­ни­ру­ет – audit.te-st.ru – пер­вый тест, посвя­щен­ный струк­ту­ре и инфор­ма­ци­он­но­му устрой­ству сай­та неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции. Имен­но струк­ту­ра и инфор­ма­ци­он­ное устрой­ство сай­та состав­ля­ет его осно­ву, и если в этой обла­сти есть про­бле­мы – они тре­бу­ют вни­ма­ния при пере­строй­ке в первую оче­редь.

Интерактивная система аудита сайта НКО
Интер­ак­тив­ная систе­ма ауди­та сай­та НКО

Тест пред­став­ля­ет собой серию вопро­сов с вари­ан­та­ми отве­тов. Вопро­сы оце­ни­ва­ют какой-то кон­крет­ный аспект рабо­ты сай­та, а неболь­шие ком­мен­та­рии пояс­ня­ют его суть и роль в рабо­те сай­та. По каж­до­му из вопро­сов так­же пред­ла­га­ет­ся под­бор­ка тема­ти­че­ских ссы­лок, содер­жа­щих спра­воч­ную инфор­ма­цию и прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции.

Пример вопроса интерактивного теста
При­мер вопро­са интер­ак­тив­но­го теста

Вопро­сы пред­став­ля­ют собой увя­зан­ную систе­му симп­то­мов – кото­рые в конеч­ном сче­те поз­во­ля­ют оце­нить, насколь­ко систе­ма­тич­но орга­ни­за­ция подо­шла к рабо­те над струк­ту­рой и нави­га­ци­ей сво­е­го сай­та. По резуль­та­там теста сайт может быть отне­сен к одной из кате­го­рий:

У ваше­го сай­та нет надеж­но­го фун­да­мен­та – это озна­ча­ет, что в его струк­ту­ре и нави­га­ци­он­ном меха­низ­ме, орга­ни­за­ции инфор­ма­ции при­сут­ству­ют суще­ствен­ные дефек­ты, кото­рые не поз­во­ля­ют посе­ти­те­лям успеш­но вза­и­мо­дей­ство­вать с ним. В этом слу­чае сай­ту ско­рее все­го тре­бу­ет­ся пол­ная пере­пла­ни­ров­ка. С чего начать?

  1. Опре­де­лить потреб­но­сти целе­вой ауди­то­рии и зада­чи сай­та;
  2. Выстро­ить струк­ту­ру инфор­ма­ции с уче­том п.1;
  3. Рас­пре­де­лить инфор­ма­цию по новым раз­де­лам и запол­нить воз­ник­шие про­бе­лы.

Ваш сайт дер­жит­ся на креп­ком фун­да­мен­те – одна­ко в струк­ту­ре инфор­ма­ции и нави­га­ци­он­ном меха­низ­ме при­сут­ству­ют неко­то­рые дефек­ты, кото­рые необ­хо­ди­мо устра­нить для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти вза­и­мо­дей­ствия посе­ти­те­лей с ним. В этом слу­чае струк­ту­ра сай­та, как пра­ви­ло, спро­ек­ти­ро­ва­на доста­точ­но хоро­шо, поэто­му сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на внут­рен­нее устрой­ство стра­ниц. С чего начать?

  1. Выстро­ить систе­му пред­став­ле­ния мате­ри­а­лов внут­ри стра­ниц, обра­щая вни­ма­ние на
    • систе­му под­за­го­лов­ков
    • орга­ни­за­цию повто­ря­ю­щих­ся эле­мен­тов (ново­сти)
    • исполь­зо­ва­ние семан­ти­че­ских эле­мен­тов (цита­ты, дата и вре­мя, авто­ры мате­ри­а­лов и т.п.)
  2. Уни­фи­ци­ро­вать меха­низ­мы пере­ме­ще­ния внут­ри раз­де­ла и меж­ду раз­де­ла­ми
  3. Создать меха­низ­мы кон­текст­ной нави­га­ции

Ваш сайт хоро­шо спро­ек­ти­ро­ван с уче­том совре­мен­ных под­хо­дов к орга­ни­за­ции инфор­ма­ции и постро­е­нию нави­га­ци­он­но­го меха­низ­ма – в дан­ном слу­чае речь идет об опти­ми­за­ции и поис­ке более эффек­тив­ных реше­ний, иден­ти­фи­ка­ции воз­мож­ных локаль­ных про­блем и их устра­не­нии. С чего начать?

  1. Выявить про­блем­ные зоны с помо­щью веб-ана­ли­ти­ки
  2. Тести­ро­вать и опти­ми­зи­ро­вать клю­че­вые стра­ни­цы
  3. Созда­вать меха­низ­мы для кон­текст­но­го пред­ло­же­ния и рекла­мы соб­ствен­ных мате­ри­а­лов

После завер­ше­ния теста мож­но отпра­вить себе на email его резуль­та­ты вме­сте с ком­мен­та­ри­я­ми.

Пример итоговой страницы теста интерактивного теста
При­мер ито­го­вой стра­ни­цы теста интер­ак­тив­но­го теста

Вы полу­чи­те ссыл­ку на ито­го­вую стра­ни­цу, кото­рая пред­став­ля­ет собой свое­об­раз­ную спра­воч­ную мини-систе­му, осве­ща­ю­щую все затро­ну­тые в тесте темы.

Презентация семинара

Прой­ти тест и узнать, как улуч­шить свой сайт