Как создать сайт на WordPress: руководство для начинающих

Участники митапа "Сайт НКО на WordPress" создают пробный сайт. Фото: Александра Агапова
Участники митапа "Сайт НКО на WordPress" создают пробный сайт. Фото: Александра Агапова

29 июля 2016 года в Сама­ре про­шел митап, посвя­щен­ный быст­ро­му созда­нию сай­тов для НКО. Алек­сандра Ага­по­ва, реги­о­наль­ный коор­ди­на­тор Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, рас­ска­за­ла участ­ни­кам о том, что необ­хо­ди­мо для созда­ния сай­та, и позна­ко­ми­ла их с осно­ва­ми WordPress.

Мно­гим орга­ни­за­ци­ям для рабо­ты в Интер­не­те сей­час доста­точ­но груп­пы в соци­аль­ной сети, где идет основ­ное обще­ние с бла­го­по­лу­ча­те­ля­ми и волон­те­ра­ми. Но и без сай­та слож­но обой­тись – это необ­хо­ди­мая визит­ная кар­точ­ка с посто­ян­но доступ­ной инфор­ма­ци­ей о дея­тель­но­сти НКО. Исполь­зо­ва­ние CMS (систе­мы управ­ле­ния содер­жа­ни­ем) поз­во­ля­ет лег­ко созда­вать и под­дер­жи­вать рабо­ту сай­тов людям, не вла­де­ю­щим зна­ни­я­ми о веб-раз­ра­бот­ке.

Интер­нет осво­бо­дил нас от зави­си­мо­сти от тра­ди­ци­он­ной почты в пере­сыл­ке инфор­ма­ции, про­грам­ма Access – от куч пыль­ных папок с раз­ны­ми спра­воч­ны­ми дан­ны­ми, а плат­фор­ма WordPress – от необ­хо­ди­мо­сти иметь спе­ци­а­ли­ста, кото­рый смот­рит на тебя свы­со­ка и от кото­ро­го ты зави­сишь. Вален­ти­на Пест­ри­ко­ва, заме­сти­тель дирек­то­ра Самар­ской реги­о­наль­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Исто­ри­ко-эко-куль­тур­ная ассо­ци­а­ция «Повол­жье»

Александра Агапова рассказывает о платформе WordPress.
Алек­сандра Ага­по­ва пока­зы­ва­ет участ­ни­кам мита­па «Сайт НКО на WordPress» воз­мож­но­сти CMS на при­ме­ре сай­та songo63.ru. Фото: Вален­ти­на Пест­ри­ко­ва.

Шаг 1. Разработка сайта

Преж­де чем при­сту­пать к созда­нию сай­та, каж­дой орга­ни­за­ции необ­хо­ди­мо отве­тить себе на несколь­ко вопро­сов.

  • Зачем НКО нужен сайт?
  • Что на нем будет раз­ме­щать­ся: какая инфор­ма­ция и какие функ­ции необ­хо­ди­мы?
  • Кто и каким обра­зом будет в даль­ней­шем под­дер­жи­вать сайт и обнов­лять инфор­ма­цию?

От отве­та на эти вопро­сы зави­сит мно­гое. Толь­ко хоро­шо про­ду­ман­ный, удоб­ный для посе­ти­те­лей сайт, на кото­ром регу­ляр­но обнов­ля­ет­ся инфор­ма­ция, будет эффек­тив­ным инстру­мен­тов в рабо­те НКО.

Шаг 2. Выбор доменного имени

Необ­хо­ди­мо выбрать домен­ное имя для буду­ще­го сай­та. Хотя мно­гие люди нахо­дят инфор­ма­цию через поис­ко­вые систе­мы, корот­кий и удоб­ный домен по-преж­не­му важен. Имен­но адрес сай­та раз­ме­ща­ет­ся во всех печат­ных инфор­ма­ци­он­ных мате­ри­а­лах, сооб­ща­ет­ся бла­го­по­лу­ча­те­лям и парт­не­рам, жела­ю­щим полу­чить подроб­ную инфор­ма­цию о дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции.

При выбо­ре домен­но­го име­ни сай­та нуж­но пом­нить о том, что:

  • домен дол­жен быть корот­ким, длин­ные адре­са труд­но запо­ми­на­ют­ся и не смот­рят­ся в бук­ле­тах и на визит­ках;
  • адрес дол­жен быть инту­и­тив­но понят­ным и свя­зан­ным с назва­ни­ем или сфе­рой дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции;
  • домен дол­жен быть удоб­ным для дик­тов­ки. Пред­ставь­те, что вам нуж­но сооб­щить адрес сай­та по теле­фо­ну – собе­сед­ник дол­жен набрать сра­зу все сим­во­лы под вашу дик­тов­ку;
  • луч­ше все­го оформ­лять домен­ное имя на орга­ни­за­цию, а не на физи­че­ское лицо.

Для рос­сий­ских орга­ни­за­ций выби­рай­те адре­са в домен­ной зоне RU, одна­ко если под­хо­дя­щее назва­ние уже заня­то, мож­но выбрать дру­гие зоны (ORG, INFO и дру­гие). Кирил­ли­че­ские доме­ны в зоне РФ реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать толь­ко для пере­на­прав­ле­ния, так как реаль­ные ссыл­ки на них очень длин­ные и неудоб­ны для исполь­зо­ва­ния.

Шаг 3. Выбор хостинга

Каж­до­му сай­ту необ­хо­ди­мо место, на кото­ром он будет раз­ме­щать­ся. От выбо­ра тари­фа хостин­га зави­сит в даль­ней­шем и каче­ство его рабо­ты. Выбрать тариф непро­сто – у каж­дой ком­па­нии свои осо­бен­но­сти и набо­ры допол­ни­тель­ных услуг, поэто­му для каж­до­го сай­та хостинг нуж­но под­би­рать инди­ви­ду­аль­но.

Основ­ные пара­мет­ры выбо­ра:

  • объ­ем, предо­став­ля­е­мый для сай­та;
  • доступ­ное коли­че­ство баз дан­ных MySQL;
  • объ­ем дина­ми­че­ской памя­ти;
  • коли­че­ство под­дер­жи­ва­е­мых доме­нов и сай­тов;
  • набор допол­ни­тель­ных услуг (коли­че­ство поч­то­вых адре­сов, пред­уста­нов­лен­ные CMS, регу­ляр­ность архи­ва­ции и дру­гие).

Боль­шин­ство круп­ных ком­па­ний предо­став­ля­ют домен­ное имя в зоне RU бес­плат­но при опла­те хостин­га на 12 меся­цев.

Сто­и­мость хостин­га для неболь­шо­го сай­та в насто­я­щее вре­мя состав­ля­ет в сред­нем 3000 руб­лей в год (от 2400 до 3240 руб­лей). Мини­маль­ный тариф, под­хо­дя­щий для сай­та-визит­ки, потре­бу­ет все­го 1620 руб­лей за 12 меся­цев.

Участники митапа "Сайт НКО на WordPress" создают пробные сайты. Фото: Александра Агапова
Участ­ни­ки мита­па «Сайт НКО на WordPress» созда­ют проб­ные сай­ты.
Фото: Алек­сандра Ага­по­ва

Шаг 4. Выбор CMS

CMS – систе­ма управ­ле­ния кон­тен­том содер­жа­ния сай­та. Удоб­ный интер­фейс поз­во­ля­ет выпол­нять все опе­ра­ции и редак­ти­ро­вать дизайн без спе­ци­аль­ных зна­ний и необ­хо­ди­мо­сти писать HTML-код. В топ-3 самых попу­ляр­ных бес­плат­ных CMS в 2015 году вошли WordPress, JOOMLA и Drupal.

На мита­пе рас­ска­за­ли о созда­нии сай­та на WordPress, самой попу­ляр­ной CMS в 2015 году:

  • плат­фор­ма пол­но­стью бес­плат­на и регу­ляр­но обнов­ля­ет­ся;
  • име­ет мно­го гото­вых тем оформ­ле­ния и пла­ги­нов;
  • име­ет адап­тив­ный дизайн для раз­лич­ных устройств;
  • лег­ко управ­ля­ет­ся и име­ет удоб­ную адми­ни­стра­тив­ную панель;
  • име­ет­ся воз­мож­ность при­об­ре­тать плат­ные вер­сии тем оформ­ле­ния и пла­ги­нов.

Шаг 5. Созда­ние сай­та на WordPress

  1. Уста­нов­ка WordPress зани­ма­ет немно­го вре­ме­ни. Инструк­ция по уста­нов­ке доступ­на на офи­ци­аль­ном сай­те. Ряд тари­фов хостин­га вклю­ча­ет уже уста­нов­лен­ную CMS.
  2. В адми­ни­стра­тив­ной пане­ли необ­хо­ди­мо про­из­ве­сти ряд настро­ек: ука­зать DNS сер­ве­ра, создать базы и поль­зо­ва­те­лей для рабо­ты с CMS.
  3. Выбе­ри­те тему оформ­ле­ния для сай­та. WordPress при уста­нов­ке содер­жит несколь­ко тем оформ­ле­ния, но если они по каким-то при­чи­нам не под­хо­дят, то мож­но уста­но­вить дру­гие. Для упро­ще­ния поис­ка суще­ству­ют спе­ци­аль­ные филь­тры (цвет, вари­ан­ты отоб­ра­же­ния запи­сей, адап­тив­ность и дру­гие пара­мет­ры).
  4. Офор­ми­те сайт: загру­зи­те лого­тип, фото­гра­фию для заго­лов­ка, настрой­те цве­то­вую схе­му и рас­по­ло­же­ние видже­тов (посто­ян­но види­мых эле­мен­тов).
  5. Создай­те стра­ни­цы для ваше­го сай­та, они отоб­ра­жа­ют­ся в основ­ном меню и име­ют посто­ян­ный адрес. Обя­за­тель­но создай­те стра­ни­цу с кон­так­та­ми и инфор­ма­ци­ей об орга­ни­за­ции. Так­же мож­но сде­лать отдель­ные стра­ни­цы для про­ек­тов или посто­ян­ных про­грамм. При необ­хо­ди­мо­сти в кон­со­ли управ­ле­ния сай­том лег­ко настра­и­ва­ет­ся иерар­хия стра­ниц.
  6. Уста­но­ви­те необ­хо­ди­мые пла­ги­ны (рас­ши­ре­ния) для сай­та. Пла­ги­ны добав­ля­ют новые функ­ции и рас­ши­ря­ют воз­мож­но­сти – с их помо­щью мож­но созда­вать фор­мы обрат­ной свя­зи, слайд-шоу, встав­лять кар­ты и мно­гое дру­гое. 16 полез­ных пла­ги­нов для WordPress.
  7. Создай­те пер­вые запи­си ваше­го сай­та и раз­ме­сти­те инфор­ма­цию, добавь­те иллю­стра­ции или медиа­фай­лы. Все­гда ука­зы­вай­те руб­ри­ки для запи­сей, так как это помо­жет поль­зо­ва­те­лям лег­ко нахо­дить нуж­ную инфор­ма­цию, а вам управ­лять запи­ся­ми. Напри­мер, с помо­щью спе­ци­аль­ных пла­ги­нов мож­но настро­ить пуб­ли­ка­цию запи­сей из кон­крет­ной руб­ри­ки на отдель­ную стра­ни­цу.
  8. Напол­ни­те создан­ный сайт акту­аль­ной инфор­ма­ци­ей.

Регу­ляр­но обнов­ляй­те инфор­ма­цию на создан­ном сай­те, раз­ме­щай­те акту­аль­ную и инте­рес­ную инфор­ма­цию, пуб­ли­куй­те ссыл­ки на него в соци­аль­ных сетях – и ваш сайт ста­нет эффек­тив­ным инстру­мен­том в рабо­те неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции.

Ска­чать пре­зен­та­цию Алек­сан­дры Ага­по­вой в фор­ма­те PDF.

О том, как создать и управ­лять сай­том на WordPress, вы може­те подроб­но узнать из онлайн-кур­са Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Как создать, раз­ви­вать и про­дви­гать сайт».

Так­же пред­ла­га­ем позна­ко­мить­ся с сай­том-кон­струк­то­ром «Гигер» для НКО.