Александр Славский: о первом Social Camp Ukraine, аутентичных одесских проектах и птичьем языке «НГОшников»

Дарья Алексеева: Александр, я знаю, что тебе приходилось организовывать множество мероприятий, конференций, в том числе, и для некоммерческого сектора. Чем принципиально отличается SocialCamp? А.С. Social Camp Ukraine отличается в лучшую сторону и количеством и охватом участников. Участников больше 155 со всей…

В начале сентября в Одессе прошла первая неконференция Social Camp Ukraine, на который съехались активисты из России, Украины, представитель HUB Vienna и инициаторы глобальных проектов. Также на SocialCamp прошел демофест одесских гражданских инициатив – победители получили хороший старт для развития своих идей до работающих проектов. Я тоже отправилась на Social Camp – презентовать свой небольшой благотворительный проект, увидеть старых друзей и посмотреть, как заработает эта инициатива (в России неконференция проходит второй год подряд) в Украине. Подробности — в интервью с организатором Александром Славским.

Дарья Алексеева: Александр, я знаю, что тебе приходилось организовывать множество мероприятий, конференций, в том числе, и для некоммерческого сектора. Чем принципиально отличается SocialCamp?

А.С. Social Camp Ukraine отличается в лучшую сторону и количеством и охватом участников. Участников больше 155 со всей Украины, несколько человек из России. Кроме того принципиально отличались докладчики — это были лучшие практики социального предпринимательства, общественных проектов из Украины, России, Европы! И это великолепно, как мне кажется, Одесса – один из значимых центров общественной активности в Украине. Social Camp Ukraine это ещё раз подтвердил.

Д.А.: Расскажи о конкурсе социальных проектов в рамках SocialCamp. Для чего вы решили его провести, на какой стадии находятся заявки и какой опыт получили спикеры? С кем вы планируете работать дальше?

1170759_556370161079637_63570970_nА.С.: В рамках Social Camp Ukraine мы провели конкурс социальных проектов. В качестве экспертов мы пригласили представителей крупного украинского и зарубежного бизнеса. А дополнительным стимулом для участников был «призовой» фонд. На конкурс социальных проектов вообще пришло 44 заявки. Организационный комитет отобрал 12 наиболее сильных и проработанных, именно они и имели возможность презентовать свои проекты перед участниками Social Camp Ukraine и приглашёнными экспертами.

Продумывая конкурс социальных проектов, мы прежде всего, думали о возможности украинских общественников поделиться своими идеями, проектами. Другая цель была — показать представителям крупного бизнеса, что общественные активисты могут вырабатывать вполне подходящие для взаимодействия с ними проекты. Было отобрано экспертами 3 лучших проекта: больничные клоуны, QR-коды на Одесских зданиях и развитие вело-инфраструктуры Одессы. Они получили инвестиции в свои проекты. Ещё несколько проектов, насколько мне известно, были поддержаны экспертами напрямую. Ну и самое главное — 12 человек смогли рассказать сообществу о важных для них проектах!

Д.А.: Я знаю, что было много участников из Москвы, Харькова, Киева – что касается одесситов, вам приходилось прикладывать усилия, чтобы привлечь их к участию и рассказать о мероприятии. С какими стереотипами пришлось столкнуться, как вы расширяли аудиторию?

А.С.: Более 30% всех участников приходилось на иностранных, иногородних участников. Участники были из России, Харькова, Киева, Львова, Херсона, Николаева, Ивано-Франковска, Днепропетровска, Одесской области. И на каком-то этапе, в связи с тем, что не Одесситы должны были планировать заранее поездку, у нас даже зарегистрированных участников-неодесситов было больше, чем одесситов. Позже, когда Одесситы увидели полную концепцию мероприятий и подтвердили состав докладчиков, участников — наверстали. В результате около 60-65% участников были из Одессы.

Для расширения аудитории и привлечения участников мы размещали объявления и авторские статьи на различных украинских, российских, и даже молдавских сайтах. Просили друзей сделать рассылки, рассказать о нас друзьям, коллегам.

1234308_559217640794889_1599328066_n

Д.А. Формат SocialCamp, HUB, где проходила неконференция, многие из представленных проектов – это сетевые инициативы, которые реализуются в разных городах и на разных континентах. Есть ли в Одессе аутентичные социальные проекты, которые возникают сами по себе, а не на волне известных активистских движений и форматов?

А.С.: Одесса вообще всегда была более благосклонна именно к аутентичным, а не сетевым проектам. Среди наиболее значимых, по моему мнению, за несколько последних лет — «генеральный протест» (группа общественников добилась внесения всех парков в генеральный план, что увеличило шансы их сохранить), движения собственников джипов (которые в снегопады вытаскивают машины из снежных сугробов), «вышыванковый фестиваль» (большой украинский фестиваль). Да и Одесса, моими усилиями, имеет громадное множество мероприятий для общественников, что позволяет нам общаться, делиться планами, синхронизировать наши действия!

Д.А.: Существует мнение, что активисты – это какая-то особенная каста людей, которые поглощены спасением мира и имеют мало общего с обычными людьми, ориентированными на собственное благополучие и реальные задачи. Ты работаешь на стыке секторов и ежедневно занят переводом с НКОшного языка на многие другие – бизнесменам, журналистам, политикам. Как ты думаешь, что должно измениться, чтобы гражданский сектор перестал существовать в гетто и больше людей могли приобщиться к волонтерству, участвовать в некоммерческих проектах? Происходит ли это уже сейчас?

А.С.: Мне кажется, это не проблема общественников (кстати, в Украине их называют НГОшники). Это проблема нашего общества — мы слишком атомизированы, разделены. Просто у общественников с этим наибольшие проблемы, в силу того, что они должны быть нераздельных с обществом. Сейчас мы  проводим несколько исследований и ищем пути сближения секторов – возможно, их результаты внесут большую ясность. По моему мнению, причина этого — финансирование. Когда общественники получают основное финансирование из донорских структур, они начинают говорить на языке дающих организаций — бюрократизм, сложны формулировки, отвлечённые данные и деятельность. И только если НГО получает финансирования от общества (краутфандинг, к примеру) мы будем вынуждены говорить на языке общества, и будем нераздельно связаны с ним. Это, конечно взаимный процесс. К этому стоит стремиться!

1233423_555804394469547_2075227354_n