Как продвигать проект: основные принципы SMM для НКО

Виктория Рыжкова разбирает кейс одного из участников митапа. Фото: Настя Дмитриева
Виктория Рыжкова разбирает кейс одного из участников митапа. Фото: Настя Дмитриева.

28 мая 2016 года в Петер­бур­ге про­шел митап «Эффек­тив­ные SMM-стра­те­гии для НКО». Вик­то­рия Рыж­ко­ва, коор­ди­на­тор про­ек­тов бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции «Ноч­леж­ка», и Янис Чилов, мар­ке­то­лог, рас­ска­за­ли об осо­бен­но­стях мар­ке­тин­га в бла­го­тво­ри­тель­ной сфе­ре, пред­ста­ви­ли при­ме­ры успеш­ных SMM-стра­те­гий и разо­бра­ли ошиб­ки в кей­сах участ­ни­ков мита­па.

При про­дви­же­нии про­ек­та с нуле­вым или мини­маль­ным бюд­же­том важ­но пра­виль­но сфор­му­ли­ро­вать стра­те­гию и исполь­зо­вать все воз­мож­ные ресур­сы. Отправ­ной точ­кой для мно­гих про­ек­тов ста­но­вит­ся выбор соци­аль­ной сети. По сло­вам Яни­са Чило­ва, чаще все­го самая под­хо­дя­щая соци­аль­ная сеть для НКО – это ВКон­так­те.

ВКон­так­те – самая круп­ная пло­щад­ка для СНГ. Я сове­то­вал бы вам сна­ча­ла осво­ить­ся там. Если в вашей груп­пе два десят­ка чело­век, при этом они никак себя не про­яв­ля­ют и не реа­ги­ру­ют на ваши посты, то забудь­те о Facebook или Instagram. Раз­бе­ри­тесь сна­ча­ла с этой груп­пой и раз­бу­ди­те вашу ауди­то­рию: в меру раз­вле­кай­те, в меру про­во­ци­руй­те, ваша зада­ча – ее рас­ше­ве­лить.

В Facebook люди совсем по-дру­го­му вос­при­ни­ма­ют паб­ли­ки и груп­пы, там они прак­ти­че­ски не име­ют зна­че­ния. Зато здесь мож­но вкла­ды­вать­ся в лич­ный бренд. Это может сра­бо­тать, если вы, напри­мер, мама, кото­рая ведет блог про свой опыт мате­рин­ства. Зани­мать­ся про­дви­же­ни­ем через Twitter име­ет смысл, толь­ко если у вас меж­ду­на­род­ный про­ект. Янис Чилов, мар­ке­то­лог.

Слайд из презентации Яниса Чилова.
Слайд из пре­зен­та­ции Яни­са Чило­ва.

При создании контента важно помнить, что:

  • необ­хо­дим баланс меж­ду серьез­ной инфор­ма­ци­ей и раз­вле­че­ни­ем;
  • спе­ци­фи­че­ский сло­варь с исполь­зо­ва­ни­ем узко­про­фес­си­о­наль­ных, слож­ных тер­ми­нов может слу­жить допол­ни­тель­ным тар­ге­ти­ро­ва­ни­ем ауди­то­рии;
  • гра­мот­ное исполь­зо­ва­ние трен­дов неде­ли может при­влечь допол­ни­тель­ное вни­ма­ние.

Слайд из презентации Яниса Чилова.
Слайд из пре­зен­та­ции Яни­са Чило­ва.

Виктория Рыжкова перечислила правила оформления группы:

  • текст о дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции не ско­пи­ро­ван из уста­ва, а напи­сан живым, понят­ным язы­ком. Попро­буй­те рас­ска­зать о том, чем зани­ма­ет­ся ваш фонд, сосед­ско­му маль­чиш­ке или сво­ей бабуш­ке. Если они поня­ли, зна­чит, вы спра­ви­лись с зада­чей;
  • любой пере­пост из дру­гих сооб­ществ сопро­вож­да­ет­ся ком­мен­та­ри­ем. Важ­но объ­яс­нить чита­те­лям, зачем и поче­му вы раз­ме­ща­е­те здесь эту инфор­ма­цию;
  • основ­ной кон­тент паб­ли­ка — «живые» исто­рии: вдох­нов­ля­ю­щие при­ме­ры, днев­ни­ки-мара­фо­ны, интер­вью, миро­вые ново­сти по тема­ти­ке вашей дея­тель­но­сти, исто­рии пора­же­ний и побед, рас­ска­зы о сотруд­ни­ках, отче­ты о дея­тель­но­сти. Ста­рай­тесь не зло­упо­треб­лять прось­ба­ми о помо­щи и при­зы­ва­ми к дей­ствию.

Также Виктория озвучила чек-лист параметров хорошего текста:

  • «Золо­тое» пра­ви­ло: один пост — одна мысль. Не ста­рай­тесь уме­стить в одном посте все ново­сти вашей орга­ни­за­ции;
  • текст струк­ту­ри­ро­ван и делит­ся на абза­цы;
  • отсут­ству­ют «лиш­ние» сло­ва: лишен­ные смыс­ло­вой нагруз­ки, сло­ва-пара­зи­ты;
  • отсут­ству­ет Caps Lock (Caps Lock в Интер­не­те рав­но­си­лен пере­хо­ду на крик в жиз­ни);
  • текст сопро­вож­да­ет­ся при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние ори­ги­наль­ной кар­тин­кой (не брать сто­ко­вые фото­гра­фии).

Сотруд­ни­че­ство — осно­ва эффек­тив­но­го про­дви­же­ния. Успеш­ное вза­и­мо­дей­ствие с лиде­ра­ми мне­ний, пред­ста­ви­те­ля­ми шоу-биз­не­са может уве­ли­чить вашу ауди­то­рию в десят­ки и даже сот­ни раз. В каче­стве при­ме­ра подоб­но­го сотруд­ни­че­ства Вик­то­рия Рыж­ко­ва при­ве­ла клип бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции «Ноч­леж­ка» на пес­ню «Ой, мороз, мороз».

Женя Любич, Макс Покров­ский, Юрий Шев­чук, Евге­ний Федо­ров и Сер­гей Шну­ров сня­лись в роли­ке бес­плат­но. Коли­че­ство про­смот­ров за первую неде­лю после выхо­да роли­ка соста­ви­ло боль­ше 200 000 чело­век. В тече­ние 10 дней после появ­ле­ния кли­па в сети на счет «Ноч­леж­ки» было пере­ве­де­но свы­ше 500 000 руб­лей, боль­шая часть из кото­рых — пожерт­во­ва­ния по SMS в раз­ме­ре 100 руб­лей.

Полезные ресурсы:

  • «Цере­б­ро Тар­гет» (про­дви­же­ние Вкон­так­те);
  • Goodlike (про­дви­же­ние в Instagram);
  • Worldstat (cер­вис для оцен­ки поль­зо­ва­тель­ско­го инте­ре­са к задан­ным темам);
  • GoogleTrends (ста­ти­сти­ка попу­ляр­но­сти запро­сов);
  • SimilarWeb (веб-ана­ли­ти­ка и глу­бо­кий ана­лиз дан­ных).

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Яни­са Чило­ва в фор­ма­те PDF.

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Вик­то­рии Рыж­ко­вой в фор­ма­те PDF.