Социальная реклама для НКО: знакомимся с новинками

Плакат кампании #wegotyou на языке эмодзи.
Плакат кампании #wegotyou на языке эмодзи.

30 авгу­ста 2017 года при под­держ­ке Цен­тра Бла­го­сфе­ра состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Соци­аль­ная рекла­ма для НКО: зна­ко­мим­ся с новин­ка­ми». Участ­ни­ки узна­ли, в каких направ­ле­ни­ях сего­дня раз­ви­ва­ет­ся соци­аль­ная рекла­ма.

На встре­че высту­пил Вла­ди­мир Вай­нер, дирек­тор Фон­да раз­ви­тия медиа­про­ек­тов и соци­аль­ных про­грамм Gladway, кура­тор медиа­биб­лио­те­ки соци­аль­ной рекла­мы Atprint, и Ната­лья Глад­ких, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, гене­раль­ный дирек­тор Цен­тра реклам­ных иссле­до­ва­ний Grand Prix.

Соци­аль­ная рекла­ма – инстру­мент реше­ния соци­аль­ных про­блем сред­ства­ми ком­му­ни­ка­ций. При этом в рекла­ме НКО важ­но не столь­ко гово­рить о себе, сколь­ко делать акцент на сво­ей дея­тель­но­сти и созда­вать из рекла­мы инфор­ма­ци­он­ный повод.

Первая презентация книги Владимира Вайнера «Социальная реклама: опыт Южной Кореи». Фото: Мария Борисёнок.
Пер­вая пре­зен­та­ция кни­ги Вла­ди­ми­ра Вай­не­ра «Соци­аль­ная рекла­ма: опыт Южной Кореи». Фото: Мария Бори­сё­нок.

Для пони­ма­ния совре­мен­но­го визу­аль­но­го язы­ка соци­аль­ной рекла­мы реко­мен­ду­ем посмот­реть фина­ли­стов еже­год­но­го меж­ду­на­род­но­го фести­ва­ля cоци­аль­ной рекла­мы AD Stars, кото­рый про­хо­дит в Южной Корее. Побе­ди­тель полу­ча­ет 10 000 дол­ла­ров за луч­шую соци­аль­ную рекла­му мира. Уча­стие в кон­кур­се бес­плат­но, и каж­дый год от Рос­сии отби­ра­ют­ся 20 роли­ков-участ­ни­ков. Для НКО это воз­мож­ность про­дви­же­ния рабо­ты на меж­ду­на­род­ном уровне.

Напри­мер, рабо­та «People you may know» взя­ла брон­зу в кате­го­рии Diverse Insight (Уни­каль­ное пони­ма­ние ауди­то­рии) на фести­ва­ле AD Stars.

Важ­но, что­бы после про­смот­ра соци­аль­ной рекла­мы чело­век сам при­шел к опре­де­лен­ной мыс­ли через совре­мен­ные тех­но­ло­гии.

«Само созда­ние рекла­мы – это не инфор­ма­ци­он­ный повод. Это целост­ный соци­аль­ный про­ект, цель кото­ро­го изме­нить отно­ше­ния у зри­те­ля к опре­де­лен­ной про­бле­ме». Вла­ди­мир Вай­нер

Социальная реклама в России

Тех­но­ло­гии помо­га­ют делать рекла­му более эффек­тив­ны­ми. Напри­мер, фонд «Гал­чо­нок» про­вел ана­ло­гию реа­би­ли­та­ции паци­ен­та, кото­ро­му нуж­но посто­ян­но повто­рять про­стые дви­же­ния, с зацик­лен­ны­ми видео (коуба­ми).

Фонд «Дети БЭЛА» сде­ла­ли наруж­ные пла­ка­ты с воз­мож­но­стью про­ве­де­ния бес­кон­такт­но­го пла­те­жа.

В 2011 году был изме­нен ФЗ «О рекла­ме» от 13.03.2006 года. Были при­ня­ты поправ­ки о том, что упо­ми­на­ние соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных орга­ни­за­ций раз­ре­ша­ет­ся. Соци­аль­ная рекла­ма оста­ет­ся соци­аль­ной, даже если внут­ри есть рекла­ма ком­мер­че­ских брен­дов, кото­рые были ее спон­со­ра­ми.

Парт­нер­ство НКО и биз­не­са ста­но­вит­ся вза­и­мо­вы­год­ным. В слу­чае подоб­но­го сотруд­ни­че­ства у обще­ствен­ных орга­ни­за­ций появ­ля­ет­ся новая роль: они ста­но­вят­ся гаран­том соци­аль­ных про­грамм биз­не­са.

Социальная реклама и технологии

Тех­но­ло­гии так­же добав­ля­ют новый язык обще­ния в мес­сен­дже­рах и созда­ют новую куль­ту­ру ком­му­ни­ка­ции.

Эмод­зи — язык идео­грамм и смай­ли­ков, исполь­зу­е­мый в элек­трон­ных сооб­ще­ни­ях и веб-стра­ни­цах. Этот гра­фи­че­ский язык, где вме­сто слов исполь­зу­ют­ся соче­та­ния кар­ти­нок, появил­ся в Япо­нии и рас­про­стра­нил­ся по все­му миру. Так, напри­мер, аме­ри­кан­ская обще­ствен­ная орга­ни­за­ция «Partnership for Drug-Free kids» запу­сти­ла кам­па­нию с пла­ка­та­ми для наруж­ной рекла­мы, на кото­рых зашиф­ро­ва­но посла­ние для детей об опас­но­сти упо­треб­ле­ния нар­ко­ти­ков на язы­ке эмод­зи.

Плакат кампании #wegotyou на языке эмодзи.
Пла­кат кам­па­нии #wegotyou на язы­ке эмод­зи.

Так­же сре­ди моло­де­жи попу­ляр­ны вай­ны. Вайн – это свое­об­раз­ный видеот­вит, кото­рым делят­ся люди.

Еще по теме: DonorSearch: как про­дви­гать про­ект с помо­щью сти­ке­ров в мес­сен­дже­рах

Попу­ляр­ным при­е­мом в соци­аль­ной рекла­ме ста­но­вит­ся cоз­да­ние антро­по­морф­но­го героя .

«В рекла­ме мож­но доно­сить важ­ные сооб­ще­ния через тако­го героя, кото­рый отве­ча­ет за ком­му­ни­ка­ции буду­ще­го. Если в Южной Корее хотят рекон­стру­и­ро­вать мост, то три года объ­яс­ня­ют, поче­му это нуж­но, что­бы люди соли­дар­но пони­ма­ли и созда­ва­ли что-то вме­сте. Чем боль­ше инстру­мен­тов ком­му­ни­ка­ции задей­ство­ва­но, тем каче­ствен­нее эта зада­ча реша­ет­ся». Вла­ди­мир Вай­нер

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

«Уви­деть, как при­ло­жить тех­но­ло­ги­че­скую идею к соци­аль­ной про­бле­ме, – это ответ­ствен­ность каж­дой НКО». Вла­ди­мир Вай­нер

Более подроб­но об опы­те соци­аль­ной рекла­мы читай­те в кни­ге Вла­ди­ми­ра Вай­не­ра «Cоци­аль­ная рекла­ма как реше­ние соци­аль­ных про­блем: опыт Рес­пуб­ли­ки Корея».

Кни­га выло­же­на как лот в дей­ству­ю­щей кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии фон­да «Навстре­чу пере­ме­нам».

Видео мита­па. Часть 2.

Видео мита­па. Часть 3.

Фото мита­па в собы­тии на Facebook