Формы и модели социального предпринимательства

Марианна Любимова, доцент Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, рассказала участникам митапа о социальном предпринимательстве. Фото: Татьяна Паутова.
Марианна Любимова, доцент Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, рассказала участникам митапа о социальном предпринимательстве. Фото: Татьяна Паутова.

21 сентября 2016 года в Нижнем Новгороде прошел митап Теплицы социальных технологий «Возможности для социального предпринимательства». Участники узнали, что такое социальное предпринимательство, как оно поддерживается в разных регионах и какие возможности могут найти нижегородские социальные предприниматели для реализации своих идей.

На встрече выступила Марианна Любимова, доцент Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Модели социального предпринимательства

Кандидат экономических наук, экономист, сотрудник кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ Юлия Арай в своей диссертации дала определение социальному предпринимательству и выявила основные типы бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.

Социальное предпринимательство – вид хозяйственной деятельности, направленный на решение проблем определенных групп людей, которые вследствие провалов рынка и государства не имеют доступа к жизненно необходимым благам. В отличие от благотворительной деятельности, социальные предприниматели стремятся к финансовой устойчивости и пытаются достичь двойной цели – и социальной, и экономической.

Слайд из презентации Марианны Любимовой
Слайд из презентации Марианны Любимовой.
  • Тип 1. Модель «Платформа». В этой модели социальный предприниматель создает площадку обмена информацией и выступает в качестве посредника между мелким производителем и покупателем. Например, «Нижегородская галерея ремесел» объединяет ремесленников, которые продают свои изделия, и дает им возможность реализовывать продукцию на регулярных ярмарках и выставках. Таким образом, выгоду в этой модели получает мелкий производитель, которому трудно было бы самому найти покупателей.
  • Тип 2. Модель «Доступ к рынку». По этой модели работает, компания «Художественные промыслы», которая обеспечивает доступ к рынку небольшим производителям, приобретая их продукцию для реализации в своих магазинах.
  • Тип 3. Модель «Занятость». В качестве примера можно привести тульский Центр социальной реабилитации инвалидов «Березень». В этой модели есть уязвимые группы населения, в данном случае инвалиды, и социальный предприниматель, который обеспечивает их обучение и трудоустройство в сфере бытового обслуживания на базе центра.

    «Бампер» - книжный автобус.
    «Бампер» — книжный автобус.
  • Тип 4. Модель «Доступ к товару или услуге». По этой модели работает проект «Бампер» — книжный автобус. «Бампер» привозит книги в различные города и продает их по минимально возможной цене. Эта модель социального предпринимательства покрывает провалы рынка или государства и дает определенной группе людей доступ к товару, если они готовы за него платить.
  • Тип 5. Модель «Благотворительность». В этой модели клиент приобретает услугу или товар бесплатно. Источником дохода выступает третья сторона, которая готова финансировать проект. Примером может служить организация «Перспектива-НН», которая занимается помощью родителям с детьми-инвалидами по зрению. При оказании услуг оплата берется символическая или отсутствует вовсе. Организация получает субсидию из областного бюджета и официально состоит в реестре поставщиков социальных услуг.

Марианна Любимова назвала три пути создания социального предприятия:

  • социальное предприятие создается «с нуля»;
  • социальное предприятие создается из НКО, которая учится зарабатывать;
  • коммерческая организация начинает заниматься социально ответственным бизнесом.

Социально ориентированные НКО

У НКО есть дополнительная возможность заняться социальным предпринимательством – получить статус социально ориентированной НКО. Таковыми признаются НКО, которые осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ. А также НКО, которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Социально ответственные НКО могут получать поддержку в виде субсидий от органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут участвовать в закупках товаров, работах и оказании услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Инструменты для начинающего социального предпринимателя

Примеры нижегородских социальных предпринимателей

  • Центр «Близкие люди» создан для помощи семьям, столкнувшимся с необходимостью ухода за пожилыми и ограниченно подвижными людьми. Центр оказывает услуги по уходу, а также бесплатно обучает приемам ухода за тяжелобольными людьми их родственников.
  • Музей занимательных наук «Кварки» получил Сертификат соответствия критериям социального предприятия, разработанный фондом «Наше будущее».
  • Музей Московского района ведет активную культурно-просветительскую деятельность. Здесь постоянно проходят выставки, фестивали, мастер-классы, детские программы.