Формы и модели социального предпринимательства

Марианна Любимова, доцент Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, рассказала участникам митапа о социальном предпринимательстве. Фото: Татьяна Паутова.
Марианна Любимова, доцент Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, рассказала участникам митапа о социальном предпринимательстве. Фото: Татьяна Паутова.

21 сен­тяб­ря 2016 года в Ниж­нем Нов­го­ро­де про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Воз­мож­но­сти для соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства». Участ­ни­ки узна­ли, что такое соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство, как оно под­дер­жи­ва­ет­ся в раз­ных реги­о­нах и какие воз­мож­но­сти могут най­ти ниже­го­род­ские соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли для реа­ли­за­ции сво­их идей.

На встре­че высту­пи­ла Мари­ан­на Люби­мо­ва, доцент Инсти­ту­та эко­но­ми­ки и пред­при­ни­ма­тель­ства ННГУ им. Н.И. Лоба­чев­ско­го.

Модели социального предпринимательства

Кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук, эко­но­мист, сотруд­ник кафед­ры стра­те­ги­че­ско­го и меж­ду­на­род­но­го менедж­мен­та СПб­ГУ Юлия Арай в сво­ей дис­сер­та­ции дала опре­де­ле­ние соци­аль­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству и выяви­ла основ­ные типы биз­нес-моде­лей в соци­аль­ном пред­при­ни­ма­тель­стве.

Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство – вид хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, направ­лен­ный на реше­ние про­блем опре­де­лен­ных групп людей, кото­рые вслед­ствие про­ва­лов рын­ка и госу­дар­ства не име­ют досту­па к жиз­нен­но необ­хо­ди­мым бла­гам. В отли­чие от бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти, соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли стре­мят­ся к финан­со­вой устой­чи­во­сти и пыта­ют­ся достичь двой­ной цели – и соци­аль­ной, и эко­но­ми­че­ской.

Слайд из презентации Марианны Любимовой
Слайд из пре­зен­та­ции Мари­ан­ны Люби­мо­вой.
  • Тип 1. Модель «Плат­фор­ма». В этой моде­ли соци­аль­ный пред­при­ни­ма­тель созда­ет пло­щад­ку обме­на инфор­ма­ци­ей и высту­па­ет в каче­стве посред­ни­ка меж­ду мел­ким про­из­во­ди­те­лем и поку­па­те­лем. Напри­мер, «Ниже­го­род­ская гале­рея реме­сел» объ­еди­ня­ет ремес­лен­ни­ков, кото­рые про­да­ют свои изде­лия, и дает им воз­мож­ность реа­ли­зо­вы­вать про­дук­цию на регу­ляр­ных ярмар­ках и выстав­ках. Таким обра­зом, выго­ду в этой моде­ли полу­ча­ет мел­кий про­из­во­ди­тель, кото­ро­му труд­но было бы само­му най­ти поку­па­те­лей.
  • Тип 2. Модель «Доступ к рын­ку». По этой моде­ли рабо­та­ет, ком­па­ния «Худо­же­ствен­ные про­мыс­лы», кото­рая обес­пе­чи­ва­ет доступ к рын­ку неболь­шим про­из­во­ди­те­лям, при­об­ре­тая их про­дук­цию для реа­ли­за­ции в сво­их мага­зи­нах.
  • Тип 3. Модель «Заня­тость». В каче­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти туль­ский Центр соци­аль­ной реа­би­ли­та­ции инва­ли­дов «Бере­зень». В этой моде­ли есть уяз­ви­мые груп­пы насе­ле­ния, в дан­ном слу­чае инва­ли­ды, и соци­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет их обу­че­ние и тру­до­устрой­ство в сфе­ре быто­во­го обслу­жи­ва­ния на базе цен­тра.

    «Бампер» - книжный автобус.
    «Бам­пер» – книж­ный авто­бус.
  • Тип 4. Модель «Доступ к това­ру или услу­ге». По этой моде­ли рабо­та­ет про­ект «Бам­пер» – книж­ный авто­бус. «Бам­пер» при­во­зит кни­ги в раз­лич­ные горо­да и про­да­ет их по мини­маль­но воз­мож­ной цене. Эта модель соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства покры­ва­ет про­ва­лы рын­ка или госу­дар­ства и дает опре­де­лен­ной груп­пе людей доступ к това­ру, если они гото­вы за него пла­тить.
  • Тип 5. Модель «Бла­го­тво­ри­тель­ность». В этой моде­ли кли­ент при­об­ре­та­ет услу­гу или товар бес­плат­но. Источ­ни­ком дохо­да высту­па­ет тре­тья сто­ро­на, кото­рая гото­ва финан­си­ро­вать про­ект. При­ме­ром может слу­жить орга­ни­за­ция «Пер­спек­ти­ва-НН», кото­рая зани­ма­ет­ся помо­щью роди­те­лям с детьми-инва­ли­да­ми по зре­нию. При ока­за­нии услуг опла­та берет­ся сим­во­ли­че­ская или отсут­ству­ет вовсе. Орга­ни­за­ция полу­ча­ет суб­си­дию из област­но­го бюд­же­та и офи­ци­аль­но состо­ит в реест­ре постав­щи­ков соци­аль­ных услуг.

Марианна Любимова назвала три пути создания социального предприятия:

  • соци­аль­ное пред­при­я­тие созда­ет­ся «с нуля»;
  • соци­аль­ное пред­при­я­тие созда­ет­ся из НКО, кото­рая учит­ся зара­ба­ты­вать;
  • ком­мер­че­ская орга­ни­за­ция начи­на­ет зани­мать­ся соци­аль­но ответ­ствен­ным биз­не­сом.

Социально ориентированные НКО

У НКО есть допол­ни­тель­ная воз­мож­ность занять­ся соци­аль­ным пред­при­ни­ма­тель­ством – полу­чить ста­тус соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной НКО. Тако­вы­ми при­зна­ют­ся НКО, кото­рые осу­ществ­ля­ют дея­тель­ность, направ­лен­ную на реше­ние соци­аль­ных про­блем, раз­ви­тие граж­дан­ско­го обще­ства в РФ. А так­же НКО, кото­рые осу­ществ­ля­ют виды дея­тель­но­сти, преду­смот­рен­ные ст. 31.1 Феде­раль­но­го зако­на № 7-ФЗ.

Соци­аль­но ответ­ствен­ные НКО могут полу­чать под­держ­ку в виде суб­си­дий от орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти и орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния, могут участ­во­вать в закуп­ках това­ров, рабо­тах и ока­за­нии услуг для обес­пе­че­ния госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд.

Инструменты для начинающего социального предпринимателя

Примеры нижегородских социальных предпринимателей

  • Центр «Близ­кие люди» создан для помо­щи семьям, столк­нув­шим­ся с необ­хо­ди­мо­стью ухо­да за пожи­лы­ми и огра­ни­чен­но подвиж­ны­ми людь­ми. Центр ока­зы­ва­ет услу­ги по ухо­ду, а так­же бес­плат­но обу­ча­ет при­е­мам ухо­да за тяже­ло­боль­ны­ми людь­ми их род­ствен­ни­ков.
  • Музей зани­ма­тель­ных наук «Квар­ки» полу­чил Сер­ти­фи­кат соот­вет­ствия кри­те­ри­ям соци­аль­но­го пред­при­я­тия, раз­ра­бо­тан­ный фон­дом «Наше буду­щее».
  • Музей Мос­ков­ско­го рай­о­на ведет актив­ную куль­тур­но-про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность. Здесь посто­ян­но про­хо­дят выстав­ки, фести­ва­ли, мастер-клас­сы, дет­ские про­грам­мы.