Неделя программирования: в Санкт-Петербурге провели Scratch- battle для детей

В Санкт-Петербурге провели Scratch-батл среди 80 учеников разных классов. Фото: Мария Плоткина.
В Санкт-Петербурге провели Scratch-батл среди 80 учеников разных классов. Фото: Мария Плоткина.

С 16 по 21 октяб­ря 2017 года в Санкт-Петер­бур­ге про­шло сорев­но­ва­ние «Scratch battle» в рам­ках Евро­пей­ской неде­ли про­грам­ми­ро­ва­ния и моло­деж­ной ини­ци­а­ти­вы ком­па­нии Meet and Code. В гим­на­зии № 63 более 80 уче­ни­ков изу­чи­ли осно­вы рабо­ты в сре­де Scartch и созда­ли 20 команд­ных и оди­ноч­ных игр.

Подготовка к «Scratch battle»: как это было

За две неде­ли до нача­ла собы­тия 15 уче­ни­ков 9–11-х клас­сов про­хо­ди­ли обу­че­ние язы­ку про­грам­ми­ро­ва­ния Scratch, что­бы стать пре­по­да­ва­те­ля­ми на мастер-клас­сах.

Расписание Scratch-батла. Фото: Мария Плоткина.
Рас­пи­са­ние Scratch-бат­ла. Фото: Мария Плот­ки­на.

Стар­ше­класс­ни­ки учи­лись делать ани­ми­ро­ван­ные игры: Лаби­ринт, Квест, Игра-плат­фор­мер, Пинг-понг. Важ­но было не толь­ко само­му понять, как созда­вать игру, но и научить­ся объ­яс­нять слож­ные темы: напри­мер, объ­яс­нить уче­ни­ку 3-го клас­са, что такое цикл.

«В нашей шко­ле про­грам­ми­ро­ва­ние не изу­ча­ют углуб­лен­но, нет спе­ци­аль­но­го круж­ка, и к инфор­ма­ти­ке очень про­хлад­ное отно­ше­ние. С этим надо было что-то делать, поэто­му я при­ду­ма­ла, как при­влечь как мож­но боль­ше уче­ни­ков к созда­нию игр и муль­ти­ков. Нуж­но было орга­ни­зо­вать яркое меро­при­я­тие, в кото­ром они будут играть, даже не подо­зре­вая, что при этом учат­ся про­грам­ми­ро­ва­нию». Мария Плот­ки­на

На неде­ле с 16 по 20 октяб­ря было состав­ле­но рас­пи­са­ние семи очных мастер-клас­сов в шко­ле. Уче­ни­ки с 7-го по 9-й класс про­хо­ди­ли обу­че­ние онлайн через веби­на­ры, кото­рые про­во­ди­лись каж­дый вечер учи­те­ля­ми инфор­ма­ти­ки.

Финалисты Scratch-батла. Фото: Мария Плоткина.
Фина­ли­сты Scratch-бат­ла. Фото: Мария Плот­ки­на.

20 и 21 октяб­ря была орга­ни­зо­ва­на игро­те­ка, где уче­ни­ки пред­став­ля­ли свои игры и голо­со­ва­ли за луч­шие.
Награж­де­ние про­шло в пят­ни­цу 27 октяб­ря на тор­же­ствен­ных линей­ках, и в каж­дой парал­ле­ли были объ­яв­ле­ны побе­ди­те­ли.

«Осо­бен­но кру­то было про­ве­сти игро­те­ку, на кото­рую при­шли и учи­те­ля раз­ных пред­ме­тов, и роди­те­ли уче­ни­ков. Они все вме­сте пыта­лись прой­ти слож­ные уров­ни в игре-лаби­рин­те, помочь мыш­ке собрать сыр, сорев­но­ва­лись в гон­ках, отве­ча­ли на каверз­ные вопро­сы в вик­то­ри­нах. Это был такой момент, когда ста­ли общать­ся ребя­та из 5-х и 9-х клас­сов, уче­ни­ки помлад­ше обра­ща­лись за помо­щью к более опыт­ным про­грам­ми­стам: «А как сде­лать так, что­бы он касал­ся это­го клю­ча и полу­чал за это бал­лы?». Уче­ни­ки, кото­рые никак не свя­за­ны с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем, реши­ли помо­гать в созда­нии мате­ри­а­лов: они зани­ма­лись пере­во­дом гото­вых кар­то­чек инструк­ций с сай­та Scratch, кото­рые затем были рас­пе­ча­та­ны». Ари­на Нури­а­х­ме­то­ва

Неделя «Scratch battle»

Глав­ной сре­дой про­грам­ми­ро­ва­ния стал язык Scratch, где из цвет­ных бло­ков состав­ля­ют­ся про­грам­мы. На пер­вый взгляд, они могут пока­зать­ся доволь­но про­сты­ми, но что­бы сде­лать игру, при­дет­ся изу­чить пере­мен­ные и вспом­нить, что такое коор­ди­на­ты.

Для 3-х и 4-х клас­сов луч­ше все­го брать игры-кве­сты и лаби­ринт. На началь­ных заня­ти­ях дети зна­ко­мят­ся с рабо­чей сре­дой, узна­ют, что такое алго­ритм и цикл, учат­ся управ­лять пер­со­на­жа­ми с кла­ви­а­ту­ры и с помо­щью мыши, добав­лять фон и раз­ный внеш­ний вид геро­ев, созда­вать пра­ви­ла для вза­и­мо­дей­ствия пер­со­на­жей.

Старшеклассники проводят уроки для учеников начальной школы. Фото: Мария Плоткина.Старшеклассники проводят уроки для учеников начальной школы. Фото: Мария Плоткина.

Стар­ше­класс­ни­ки про­во­дят уро­ки для уче­ни­ков началь­ной шко­лы. Фото: Мария Плоткина.Ученики постар­ше изу­чи­ли осно­вы рабо­ты в Scratch, а потом полу­ча­ли инди­ви­ду­аль­ные кон­суль­та­ции. На онлайн-заня­ти­ях были рас­смот­ре­ны такие темы, как созда­ние пере­мен­ных, рабо­та над очка­ми в игре, созда­ние слож­ных про­грамм по управ­ле­нию пер­со­на­жа­ми (воз­мож­ность управ­ле­ния геро­ем раз­ны­ми спо­со­ба­ми).

«Если хочет­ся про­ве­сти в шко­ле батл, но к рэпу душа не лежит, то бери­те при­мер с нас и про­во­ди­те Scratch battle – меро­при­я­тие по про­грам­ми­ро­ва­нию». Ари­на Нури­а­х­ме­то­ва

Примеры созданных игр

«Мно­гие уче­ни­ки зани­ма­лись про­грам­ми­ро­ва­ни­ем впер­вые, неко­то­рые даже впер­вый раз рабо­та­ли за ком­пью­те­ром. О том, чему они научи­лись луч­ше гово­рят игры и муль­ти­ки, кото­рые они созда­ли. Ребя­та смог­ли при­нять тот факт, что про­грам­ми­ро­ва­ние может быть совсем не скуч­ным. Каж­дый день они при­хо­ди­ли после уро­ков, уже не в часы мастер клас­сов, и дора­ба­ты­ва­ли игры, помо­га­ли друг дру­гу, обща­лись». Мария Плот­ки­на

Скриншот игры.
Скрин­шот игры.
Скриншот игры.
Скрин­шот игры.
Скриншот игры.
Скрин­шот игры.
Скриншот игры.
Скрин­шот игры.
С виду простая игра оказывается сложным квестом, где нужно убегать от скоростной мухи. Скриншот игры.
С виду про­стая игра ока­зы­ва­ет­ся слож­ным кве­стом, где нуж­но убе­гать от ско­рост­ной мухи. Скрин­шот игры.
Скриншот игры.
Скрин­шот игры.

«Глав­ное целью Scratch battle было заин­три­го­вать уча­щих­ся, сло­мать их пред­став­ле­ние о школь­ных меро­при­я­ти­ях в каби­не­те инфор­ма­ти­ки. Уда­лось ли нам это сде­лать? Думаю, что да. Ребя­та до сих пор игра­ют в игры, кото­рые были сде­ла­ны на этой неде­ле, пишут свои отзы­вы в нашей груп­пе Вкон­так­те, изу­ча­ют кни­ги, кото­рые полу­чи­ли в пода­рок. У нас сфор­ми­ро­ва­лась коман­да актив­ных уча­щих­ся, кото­рые уже очень ждут сле­ду­ю­щей неде­ли кода. Так что будем пла­ни­ро­вать!»

Меро­при­я­тие орга­ни­зо­ва­ли учи­те­ля инфор­ма­ти­ки, бло­гер, веду­щая онлайн кур­сов по игро­фи­ка­ции Мария Плот­ки­на и учи­тель инфор­ма­ти­ки, спе­ци­а­лист по под­го­тов­ке к ЕГЭ Ари­на Нури­а­х­ме­то­ва ([email protected]).