Неделя программирования: в Санкт-Петербурге провели Scratch- battle для детей

В Санкт-Петербурге провели Scratch-батл среди 80 учеников разных классов. Фото: Мария Плоткина.
В Санкт-Петербурге провели Scratch-батл среди 80 учеников разных классов. Фото: Мария Плоткина.

С 16 по 21 октября 2017 года в Санкт-Петербурге прошло соревнование «Scratch battle» в рамках Европейской недели программирования и молодежной инициативы компании Meet and Code. В гимназии № 63 более 80 учеников изучили основы работы в среде Scartch и создали 20 командных и одиночных игр.

Подготовка к «Scratch battle»: как это было

За две недели до начала события 15 учеников 9-11-х классов проходили обучение языку программирования Scratch, чтобы стать преподавателями на мастер-классах.

Расписание Scratch-батла. Фото: Мария Плоткина.
Расписание Scratch-батла. Фото: Мария Плоткина.

Старшеклассники учились делать анимированные игры: Лабиринт, Квест, Игра-платформер, Пинг-понг. Важно было не только самому понять, как создавать игру, но и научиться объяснять сложные темы: например, объяснить ученику 3-го класса, что такое цикл.

«В нашей школе программирование не изучают углубленно, нет специального кружка, и к информатике очень прохладное отношение. С этим надо было что-то делать, поэтому я придумала, как привлечь как можно больше учеников к созданию игр и мультиков. Нужно было организовать яркое мероприятие, в котором они будут играть, даже не подозревая, что при этом учатся программированию». Мария Плоткина

На неделе с 16 по 20 октября было составлено расписание семи очных мастер-классов в школе. Ученики с 7-го по 9-й класс проходили обучение онлайн через вебинары, которые проводились каждый вечер учителями информатики.

Финалисты Scratch-батла. Фото: Мария Плоткина.
Финалисты Scratch-батла. Фото: Мария Плоткина.

20 и 21 октября была организована игротека, где ученики представляли свои игры и голосовали за лучшие.
Награждение прошло в пятницу 27 октября на торжественных линейках, и в каждой параллели были объявлены победители.

«Особенно круто было провести игротеку, на которую пришли и учителя разных предметов, и родители учеников. Они все вместе пытались пройти сложные уровни в игре-лабиринте, помочь мышке собрать сыр, соревновались в гонках, отвечали на каверзные вопросы в викторинах. Это был такой момент, когда стали общаться ребята из 5-х и 9-х классов, ученики помладше обращались за помощью к более опытным программистам: «А как сделать так, чтобы он касался этого ключа и получал за это баллы?». Ученики, которые никак не связаны с программированием, решили помогать в создании материалов: они занимались переводом готовых карточек инструкций с сайта Scratch, которые затем были распечатаны». Арина Нуриахметова

Неделя «Scratch battle»

Главной средой программирования стал язык Scratch, где из цветных блоков составляются программы. На первый взгляд, они могут показаться довольно простыми, но чтобы сделать игру, придется изучить переменные и вспомнить, что такое координаты.

Для 3-х и 4-х классов лучше всего брать игры-квесты и лабиринт. На начальных занятиях дети знакомятся с рабочей средой, узнают, что такое алгоритм и цикл, учатся управлять персонажами с клавиатуры и с помощью мыши, добавлять фон и разный внешний вид героев, создавать правила для взаимодействия персонажей.

Старшеклассники проводят уроки для учеников начальной школы. Фото: Мария Плоткина.Старшеклассники проводят уроки для учеников начальной школы. Фото: Мария Плоткина.

Старшеклассники проводят уроки для учеников начальной школы. Фото: Мария Плоткина.Ученики постарше изучили основы работы в Scratch, а потом получали индивидуальные консультации. На онлайн-занятиях были рассмотрены такие темы, как создание переменных, работа над очками в игре, создание сложных программ по управлению персонажами (возможность управления героем разными способами).

«Если хочется провести в школе батл, но к рэпу душа не лежит, то берите пример с нас и проводите Scratch battle – мероприятие по программированию». Арина Нуриахметова

Примеры созданных игр

«Многие ученики занимались программированием впервые, некоторые даже впервый раз работали за компьютером. О том, чему они научились лучше говорят игры и мультики, которые они создали. Ребята смогли принять тот факт, что программирование может быть совсем не скучным. Каждый день они приходили после уроков, уже не в часы мастер классов, и дорабатывали игры, помогали друг другу, общались». Мария Плоткина

Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.
С виду простая игра оказывается сложным квестом, где нужно убегать от скоростной мухи. Скриншот игры.
С виду простая игра оказывается сложным квестом, где нужно убегать от скоростной мухи. Скриншот игры.
Скриншот игры.
Скриншот игры.

«Главное целью Scratch battle было заинтриговать учащихся, сломать их представление о школьных мероприятиях в кабинете информатики. Удалось ли нам это сделать? Думаю, что да. Ребята до сих пор играют в игры, которые были сделаны на этой неделе, пишут свои отзывы в нашей группе Вконтакте, изучают книги, которые получили в подарок. У нас сформировалась команда активных учащихся, которые уже очень ждут следующей недели кода. Так что будем планировать!»

Мероприятие организовали учителя информатики, блогер, ведущая онлайн курсов по игрофикации Мария Плоткина и учитель информатики, специалист по подготовке к ЕГЭ Арина Нуриахметова ([email protected]).