Как продвигать Телеграм-канал

Руслан Фатхутдинов — один из основателей и администраторов канала «Идея украдена» рассказал о том, что вести канал можно не только для рекламы организации, но и для близкого контакта с аудиторией и нетворкинга. Фото спикера.
Руслан Фатхутдинов — один из основателей и администраторов канала «Идея украдена» рассказал о том, что вести канал можно не только для рекламы организации, но и для близкого контакта с аудиторией и нетворкинга. Фото спикера.

Для чего нужен Telegram-канал и как его эффек­тив­но про­дви­гать. Об этом на мита­пе Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий рас­ска­зал руко­во­ди­тель отде­ла SEO-про­дви­же­ния агент­ства «Реас­пект» Рус­лан Фатхут­ди­нов. Митап про­шел в Каза­ни 27 фев­ра­ля 2018 года при под­держ­ке рези­ден­ции кре­а­тив­ных инду­стрий «Штаб».

У кана­ла «Идея укра­де­на» в Теле­грам (@ukradeno) 4078 под­пис­чи­ков. Канал ведет­ся на рус­ском язы­ке по темам биз­нес и стар­та­пы, SEO-про­дви­же­ние, интер­нет-мар­ке­тинг, рекла­ма.

Два сотруд­ни­ка агент­ства «Реас­пект» , кото­рые зани­ма­ют­ся кана­лом, не спе­ци­а­ли­сты по Telegram-кана­лам. Но им уда­лось при­ду­мать свои кон­тент- фор­ма­ты, кото­рые рабо­та­ют и могут быть исполь­зо­ва­ны НКО.

О структуре

Плат­фор­ма Telegram пред­ла­га­ет лич­ные и груп­по­вые чаты, боты, кана­лы и пуб­ли­ка­ции.

  • Кана­лы – инфор­ми­ро­ва­ние о важ­ном. Вы може­те при­гла­сить дру­гих адми­ни­стра­то­ров вести канал вме­сте и под­клю­чать боты, напри­мер, для про­ве­де­ния опро­сов @vote. Эле­мен­ты дове­рия к кана­лу – гово­ря­щее назва­ние, фото­гра­фия, опи­са­ние кана­ла и ссыл­ка на него. Что­бы ваши сооб­ще­ния при­хо­ди­ли бес­шум­но, не отвле­кая поль­зо­ва­те­ля, нуж­но под­клю­чить режим пуб­ли­ка­ций без уве­дом­ле­ний.
  • Общие чаты (груп­пы). С янва­ря 2018 года в чате мож­но собрать 100 000 поль­зо­ва­те­лей. Эле­мен­ты дове­рия к чату – опи­са­ние чата, фото и внут­рен­ние пра­ви­ла обще­ния.
  • Пуб­ли­ка­ции. Если ваша ста­тья полу­чи­лась длин­нее двух про­кру­тов на мобиль­ном теле­фоне, то луч­ше раз­ме­стить ее на спе­ци­аль­ной плат­фор­ме Telegra.ph и в пост вста­вить ссыл­ку на ста­тью. Раз­ме­ще­ние на Telegra.ph бес­плат­но, и ваша стра­ни­ца будет индек­си­ро­вать­ся поис­ко­вы­ми систе­ма­ми. Напри­мер, если поль­зо­ва­тель будет искать «фон­ды для детей с ДЦП в Татар­стане», а в кана­ле вашей НКО был такой пост, то вели­ка веро­ят­ность, что поль­зо­ва­тель уви­дит имен­но его и перей­дет по ссыл­ке, а после будет читать ваш канал.

Правила оформления канала

  • Изоб­ра­же­ние долж­но быть квад­рат­ным (512pх на 512px) или круг­лым.
  • В опи­са­нии нуж­но ука­зать цель созда­ния кана­ла и кому он будет поле­зен.
  • Имя долж­но быть или гово­ря­щее, или запо­ми­на­ю­ще­е­ся.
  • Адрес кана­ла дол­жен быть по име­ни кана­ла.
Канал «Идея украдена». Описание и пример поста. Скриншот канала.
Канал «Идея укра­де­на». Опи­са­ние и при­мер поста. Скрин­шот кана­ла.

Содержание канала

  • Не спа­мить. Сто­ит выкла­ды­вать толь­ко тема­ти­че­ские посты и все­гда по делу.
  • Сооб­ще­ния делай­те лако­нич­ны­ми. Для нела­ко­нич­ных сооб­ще­ний есть Telegra.ph.
  • Луч­ше отправ­лять сооб­ще­ния в бес­шум­ном режи­ме.

«Telegram – слиш­ком интим­ная сфе­ра. Это же не соци­аль­ная сеть, а пер­со­наль­ный мес­сен­джер, где вы пише­те маме, девуш­ке, пар­ню, дру­зьям. Поэто­му не сто­ит навя­зы­вать себя чита­те­лю, раз он выбрал вас для при­сут­ствия в этой зоне. Пусть про­чи­та­ет, когда ему удоб­но». Рус­лан Фатхут­ди­нов

  • «Я Уни­каль­ный»: важ­но, что­бы ваш кон­тент был уни­каль­ным, что­бы вас хоте­лось читать или что­бы фор­мат пода­чи кон­тен­та был уни­каль­ным (или мак­си­маль­но удоб­ным).
  • Пра­ви­ла хоро­ше­го тона: исполь­зуй­те #хэш­те­ги и давай­те ссыл­ки на ста­тьи в Telegram или telegra.ph с ука­за­ни­ем вре­ме­ни чте­ния.

Еще по теме: Видео­урок Теп­ли­цы: воз­мож­но­сти Telegram для про­дви­ну­то­го поль­зо­ва­те­ля

Оформление публикаций

  • В Telegram мож­но (и нуж­но!) исполь­зо­вать клас­си­че­ский кон­тент-дизайн ста­тей: заго­лов­ки, под­за­го­лов­ки, выде­ле­ния, спис­ки, кар­тин­ки и видео.
  • В длин­ные ста­тьи луч­ше добав­лять содер­жа­ние, что­бы чита­тель сра­зу видел, где более инте­рес­ный ему блок.

Как привлекать подписчиков

Теперь вы зна­е­те все пра­ви­ла веде­ния кана­ла, чет­ко их соблю­да­е­те, и боль­шин­ство под­пис­чи­ков оста­ет­ся с вами. Как при­влечь новых? Есть две «вол­ны» при­вле­че­ния.

Пер­вая «вол­на»

  1. Опре­де­ли­те свою целе­вую ауди­то­рию. Пой­ми­те, для кого будет ваш канал.
  2. Под­го­товь­те базу: добавь­те все эле­мен­ты дове­рия и несколь­ко постов.
  3. Каж­дый пост в кон­це дол­жен иметь снос­ку с отсыл­кой к кана­лу, напри­мер, «[email protected]».
  4. Вы може­те при­гла­сить из сво­ей запис­ной книж­ки до 200 под­пис­чи­ков.
  5. Созда­вай­те тра­фик из всех тема­ти­че­ских мест, где вы пуб­ли­ку­е­тесь: груп­пы в соци­аль­ных сетях, e-mail под­пис­чи­ки.
  6. Добавь­те в ката­лог кана­лов.

«Мы не зара­ба­ты­ва­ем на кана­ле и дела­ем канал не ради денег, а что­бы быть в кур­се нови­нок, делить­ся ими с кол­ле­га­ми, полу­чать обрат­ную связь и нала­жи­вать свя­зи. Лич­но я пони­маю, что мне в SEO нуж­но раз­ви­вать­ся и все вре­мя читать. А если я читаю, то готов этим делить­ся». Рус­лан Фатхут­ди­нов

Цель пер­вой «вол­ны» – про­бить 300 под­пис­чи­ков. Даль­ше мож­но начи­нать рекла­ми­ро­вать канал или делать вза­им­ную рекла­му с авто­ра­ми дру­гих кана­лов, даже если у них гораз­до боль­ше под­пис­чи­ков.

Так выглядит канал и его количественные критерии в каталоге каналов Telegram Analytics. Скриншот сайта каталога
Так выгля­дит канал и его коли­че­ствен­ные кри­те­рии в ката­ло­ге кана­лов Telegram Analytics. Скрин­шот сай­та ката­ло­га.

Вто­рая «вол­на»

  1. На этом эта­пе создай­те чат и про­ин­фор­ми­руй­те о нем в кана­ле. В буду­щем каж­дым 50–100 новым под­пис­чи­кам напо­ми­най­те о чате. 
  2. Про­дол­жай­те вести тра­фик из соци­аль­ных сетей, e-mail-рас­сыл­ки и сай­та.
  3. Ищи­те в ката­ло­гах кана­лы с близ­кой целе­вой ауди­то­ри­ей. Свя­зы­вай­тесь и пред­ла­гай­те вза­им­ный пиар. 

Канал нужен не только аудитории, но и вам

Канал нужен не толь­ко ауди­то­рии, с кото­рой вы гото­вы делить­ся зна­ни­я­ми и актив­но помо­гать.

«Наш мар­ке­то­лог, кото­рый тоже ведет канал, позна­ко­мил­ся с мно­же­ством дру­гих кру­тых мар­ке­то­ло­гов, пото­му что ауди­то­рия Telegram – наи­бо­лее актив­ная ауди­то­рия в сети, кото­рая дви­га­ет мир. Это эффек­тив­нее, чем катать­ся по кон­фе­рен­ци­ям, фору­мам, нала­жи­вать свя­зи. Telegram – это нетвор­кинг». Рус­лан Фатхут­ди­нов

Про взаимный пиар

Вза­им­ный пиар – это раз­ме­ще­ние в сво­ем кана­ле реко­мен­да­ции дру­го­го кана­ла в обмен на ана­ло­гич­ное полу­че­ние реко­мен­да­ции на дру­гом кана­ле. Реко­мен­да­ции на дру­гие кана­лы не долж­ны пре­вы­шать коли­че­ство стан­дарт­ных постов на опре­де­лен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Долж­на быть раз­ни­ца в несколь­ко дней или сооб­ще­ний. Делай­те пиар толь­ко с кана­ла­ми, у кото­рых ана­ло­гич­ная целе­вая ауди­то­рия. Тогда на вас обя­за­тель­но перей­дут под­пис­чи­ки дру­гих кана­лов, и вы буде­те полез­ны сво­е­му чита­те­лю.

С помо­щью сер­ви­са Telegram Analytics мож­но про­ве­рить, насто­я­щие ли под­пис­чи­ки у кана­ла. Для это­го в поис­ке кана­лов надо вве­сти нуж­ный канал и посмот­реть его ERR (охват ауди­то­рии). Если он ниже 30%, то это повод заду­мать­ся, дей­стви­тель­но ли каче­ствен­ный и полез­ный про­дукт вы реко­мен­ду­е­те.

Аудитория Telegram сейчас считается наиболее активной в социальных инициативах и сфере бизнеса, и нужно стараться максимально с ней сдружиться. Фото: Резиденция креативных индустрий «Штаб».
Ауди­то­рия Telegram сей­час счи­та­ет­ся наи­бо­лее актив­ной в соци­аль­ных ини­ци­а­ти­вах и сфе­ре биз­не­са, и нуж­но ста­рать­ся мак­си­маль­но с ней сдру­жить­ся. Фото: Рези­ден­ция кре­а­тив­ных инду­стрий «Штаб».

Пиши­те 1–2 поста в сут­ки. Если ваш канал на тему того, чем обыч­но люди зани­ма­ют­ся в буд­ни, то луч­ше не делать посты в выход­ные.

Как рекламировать канал, если нет денег

  • Основ­ной спо­соб – кон­текст­ная рекла­ма. Такая рекла­ма отоб­ра­жа­ет­ся посе­ти­те­лям стра­ни­цы сай­та или в соц­се­тях. Сфе­ра инте­ре­сов выбран­ной ауди­то­рии потен­ци­аль­но сов­па­да­ет с тема­ти­кой рекла­ми­ру­е­мо­го про­дук­та.
  • Вза­им­ный пиар с дру­ги­ми кана­ла­ми со схо­жей целе­вой ауди­то­ри­ей.
  • Мож­но при­ду­мать и про­дви­гать свои сти­ке­ры, но посте­пен­но они ста­но­вят­ся все менее попу­ляр­ным при­е­мом.
  • Исполь­зо­ва­ние натив­ной рекла­мы не чаще раза в неде­лю.
  • В кана­ле «Идея укра­де­на» адми­ни­стра­то­ры могут постить одно­го и того же авто­ра несколь­ко раз. Поль­зо­ва­те­ли чита­ют ста­тью и обра­ща­ют вни­ма­ние на авто­ра ста­тьи. Через неко­то­рое вре­мя поль­зо­ва­те­лям пода­ет­ся анонс на обу­че­ние от авто­ра, и они идут учить­ся к уже зна­ко­мо­му экс­пер­ту. 

И еще несколько нюансов

  • Feedly – сер­вис, помо­га­ю­щий соби­рать ссыл­ки с сай­тов, кото­рые пишут на инте­рес­ные вам темы. Так «Идея укра­де­на» ино­гда раз­ме­ща­ет посты из дру­гих источ­ни­ков и ука­зы­ва­ет автор­ство. 
  • Не обя­за­тель­но иметь груп­пу в сетях или сайт, если есть канал в Telegram.
  • Эффек­тив­ный кон­тент зави­сит от отве­тов на вопро­сы: «Кто целе­вая ауди­то­рия?» и «Какую зада­чу дол­жен решить канал?».
  • Если ваша орга­ни­за­ция меж­ду­на­род­ная, то луч­ше раз­ме­щать полез­ные ста­тьи на Telegra.ph, а не на сай­те, кото­рый может быть недо­сту­пен.

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Рус­ла­на в фор­ма­те PDF.

Писать Рус­ла­ну Фатхут­ди­но­ву по всем инте­ре­су­ю­щим вопро­сам мож­но на почту: [email protected] и в Telegram: @ruslan_fd.