Елена Тихомирова: как все успеть, или почему стоит отказаться от многозадачности

Елена Тихомирова рассказывает про тайм-менеджмент на митапе Теплицы. Фото: Мария Борисёнок.
Еле­на Тихо­ми­ро­ва рас­ска­зы­ва­ет про тайм-менедж­мент на мита­пе Теп­ли­цы. Фото: Мария Бори­сё­нок.

24 апре­ля 2018 года в 19:30 в Москве про­шел митап на тему «Как все успе­вать: тайм-менедж­мент для НКО». На встре­че высту­пи­ла Еле­на Тихо­ми­ро­ва, гене­раль­ный дирек­тор ком­па­нии eLearning Center. Еле­на рас­ска­за­ла, зачем нуж­но управ­лять вре­ме­нем, как начи­нать и закан­чи­вать дела и как сов­ме­щать раз­ные типы задач.

Елена Тихомирова. Фото: Мария Борисёнок.
Еле­на Тихо­ми­ро­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Про мультизадачность

Одно из рас­про­стра­нен­ных заблуж­де­ний про управ­ле­ние вре­ме­нем свя­за­но с муль­ти­за­дач­но­стью и воз­мож­но­стью делать несколь­ко дел одно­вре­мен­но.

«Мозг не рабо­та­ет в режи­ме муль­ти­за­дач­но­сти. Когда нам кажет­ся, что мы рабо­та­ем в режи­ме муль­ти­за­дач­но­сти, то мы пере­клю­ча­ем наше вни­ма­ние и теря­ем ресурс. Чем доль­ше мы в режи­ме мно­го­за­дач­но­сти, тем боль­ше вре­ме­ни теря­ем на выпол­не­ние одной зада­чи. Луч­ше сде­лать отдель­ные сло­ты вре­ме­ни: «для обще­ния», «для напи­са­ния доку­мен­тов» и так далее». Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Вы не може­те управ­лять вре­ме­нем, но може­те управ­лять тем, что вы хоти­те успеть. Про­ана­ли­зи­руй­те свой гра­фик: когда вы луч­ше рабо­та­е­те утром или вече­ром? сколь­ко вам нуж­но часов для сна? какие зада­чи вы сде­ла­ли быст­рее, чем обыч­но? что ста­ло при­чи­ной уско­ре­ния?

Каж­дый год у вас могут менять­ся мето­ды орга­ни­за­ции вре­ме­ни и типы задач, кото­рые реша­е­те: ино­гда вы тра­ти­те боль­ше вре­ме­ни на транс­порт, ино­гда вы чаще рабо­та­е­те дома и эко­но­ми­те вре­мя. Вы може­те в стрес­се делать мно­го задач или, наобо­рот, ниче­го не сде­лать, когда напря­же­ны.

Расстановка приоритетов

Про­ве­рен­ный спо­соб орга­ни­за­ции вре­ме­ни – это созда­ние систе­мы при­о­ри­те­тов. Систе­ма при­о­ри­те­тов скла­ды­ва­ет­ся не из ваше­го спис­ка дел, а из того, о чем вы дума­е­те.

«Если вы о чем-то дума­е­те, зна­чит, у вас есть на этом фокус. Сле­до­ва­тель­но, под­со­зна­тель­но вы буде­те уде­лять это­му вни­ма­ние. Это не зна­чит, что вы буде­те немед­лен­но это делать. Ино­гда нуж­но поду­мать неде­лю, преж­де чем что-то сде­лать. Неде­лю думать о ста­тье, а затем сесть и напи­сать ее за час». Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Когда чело­век зна­ко­мит­ся с тайм-менедж­мен­тов, то в нача­ле он пере­оце­ни­ва­ет свои воз­мож­но­сти. В пла­ни­ро­ва­ние попа­да­ют рабо­чие дела, и забы­ва­ют­ся дела, свя­зан­ные с дру­зья­ми, семьей, увле­че­ни­ем. Это при­во­дит к тому, что за 10 часов рас­пла­ни­ро­ван­но­го вре­ме­ни не уда­ет­ся закрыть ни рабо­чие зада­чи, ни лич­ные.

С дру­гой сто­ро­ны, если вы не уде­ля­е­те чему-то вни­ма­ние, то ищи­те ответ, поче­му вы это­го не дела­е­те. Если зада­ча не закры­ва­ет­ся в тече­ние меся­ца, то нуж­но заду­мать­ся, насколь­ко важ­на она для вас и как соот­но­сит­ся с ваши­ми цен­но­стя­ми.

Участники митапа. Юлия Денисова, эксперт по интернет-продвижению, владелец digital-агентства Veritas (в центре). Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Юлия Дени­со­ва, экс­перт по интер­нет-про­дви­же­нию, вла­де­лец digital-агент­ства Veritas (в цен­тре). Фото: Мария Бори­сё­нок.

Ценности и время

Моти­ва­ци­он­ный спи­кер и писа­тель Сай­мон Сине­ка рабо­та­ет с биз­не­сме­на­ми, цен­но­стя­ми людей и обра­ща­ет вни­ма­ние на то, что самые успеш­ные биз­не­сы зна­ли ответ на вопрос «Зачем мы это дела­ем? Зачем рабо­та­ем? Зачем созда­ем про­дукт?».

«Есть зада­чи, кото­рые мы берем, но они не впи­сы­ва­ют­ся в нашу систе­му цен­но­стей. Чем труд­нее зада­ча, тем бли­же нуж­но при­вя­зать ее к сво­им цен­но­стям. Спра­ши­вай­те себя «Поче­му я эту зада­чу делаю? Что я полу­чу после завер­ше­ния зада­чи?»». Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Позитивный образ себя

Нали­чие регу­ляр­но­го отды­ха повы­ша­ют когни­тив­ные спо­соб­но­сти чело­ве­ка. Жела­тель­но соблю­дать интер­вал 25–40 минут (метод поми­до­ра). Для это­го мож­но исполь­зо­вать мето­ди­ки и про­грам­мы, кото­рые помо­га­ют сле­дить за вре­ме­нем.

https://youtu.be/ZnKS7ozaEJ0

«Если вы себя види­те с утра как чело­ве­ка, кото­рый ниче­го не успе­ва­ет, то к вече­ру вы тоже ниче­го не успе­е­те. Мозг под­стра­и­ва­ет­ся под то, как вы себе себя пред­став­ля­е­те. Созда­вай­те впе­чат­ле­ние, что у вас все идет по гра­фи­ку. С внут­рен­ней уста­нов­ки «я успе­ваю», все начи­на­ет­ся. Даль­ше вы под­би­ра­е­те метод, с помо­щью кото­ро­го вы буде­те успе­вать». Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Алиса Хохуля, сотрудник межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА». Фото: Мария Борисёнок.
Али­са Хоху­ля, сотруд­ник меж­ре­ги­о­наль­ной эко­ло­ги­че­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «ЭКА». Фото: Мария Бори­сё­нок.

Для того что­бы най­ти свой под­ход ко вре­ме­ни, вам нуж­но про­смот­реть 15–20 книг про тайм-менедж­мент. Каж­дый метод про­буй­те при­ме­нять мини­мум в тече­ние 2–3 меся­цев. Этот вре­мен­ной интер­вал необ­хо­дим, что­бы понять, подо­шел вам метод или нет.

«Чаще гово­рить себе «нет». Не делай­те то, что не нуж­но и не уве­ли­чи­вай­те себе зада­чу. Посмот­ри­те на те зада­чи, кото­рые вас тянут назад. Уде­ляй­те боль­ше вре­ме­ни пла­ни­ро­ва­нию, пере­смот­ру задач и не пла­ни­руй­те боль­ше 60% рабо­че­го вре­ме­ни, ина­че про­ис­хо­дит пере­пла­ни­ро­ва­ние». Еле­на Тихо­ми­ро­ва

Еще по теме: Инстру­мен­ты для тайм-менедж­мен­та, орга­ни­за­ции хра­не­ния инфор­ма­ции и обще­ния в коман­де

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Еле­ны Тихо­ми­ро­вой в фор­ма­те PDF.

Кни­га Сай­мо­на Сине­ка «Нач­ни с вопро­са «Поче­му?»».